Постоянный свет в 2025: возможности и ограничения

27 нояб. 2025

125

0

0

0

Постоянный свет — отличный инструмент для видеографов, блогеров и фотографов, который становится всё более и более популярным последние несколько лет. Постоянный свет отлично подходит для начинающих и очень достойно показывает себя в разных жанрах. Однако в некоторых сценариях он даёт сбой. О плюсах, минусах и подводных камнях этого типа освещения читайте в этом материале. 

Мощный источник света и его большая батарея на полу / Фото: unsplash.com

Плюсы и минусы использования постоянного света
Постоянный свет для видео
Постоянный свет для фотосъёмки
Как выбрать led-свет

Плюсы и минусы использования постоянного света

У постоянного света есть ряд неоспоримых плюсов.

Его сразу и быстро полюбили новички, независимо от того, чем они занимаются. Потому что с постоянниками рисунок света видно сразу при съёмке. В случае с импульсным (вспышками) окончательный результат можно оценить только на фото даже в случае, когда у источников есть пилотные лампы.

Также к очевидным плюсам стоит отнести простоту настройки и использования. Для вспышек нужны синхронизаторы, если схема сложная, то нужны сложные и дорогие синхронизаторы, чтобы управлять ими, нужно разбираться в каналах, чтобы подключить импульсный свет к камере. Да и в целом, мощность, выраженная в значениях 1/4, 1/16 может вызывать у новичков недоумение. С постоянниками всё ощутимо проще: обычно у подобных ламп две-три крутилки, отвечающие за мощность света и его температуру. И абсолютный ноль сложностей с подключением: воткнул вилку в розетку и работаешь.

Это самый простой способ получить цветной свет. Если в случае с импульсами нужный оттенок подбирается при помощи цветных фильтров и их комбинирования, то у постоянника, поддерживающего RGB, достаточно просто покрутить одну из ручек регулировки. Важный момент: не каждый источник постоянного света позволяет менять цвет света. Подобные вещи нужно уточнять при покупке.

Постоянный свет идеально подходит для разных комбинированных форматов, когда нужно делать, например, и фото, и видео-бекстейдж.

Если речь идёт именно о съёмке преимущественно видео, а не фото, постоянный свет — абсолютный мастхэв / Фото: unsplash.com

Также принято считать, что постоянный свет более мобильный, но это достаточно спорно и в большей степени зависит от форм-фактора. Есть и постоянные моноблоки с питанием от сети, и компактные вспышки на батарейках. А если сравнивать компактные аккумуляторные моноблоки обоих типов, то вспышки даже выигрывают в весе и автономности. Всё же, чтобы поддерживать постоянный свет нужно больше энергии (и более тяжёлые дорогие аккумуляторы), чем для импульсного света.

Если говорить о минусах, главная проблема постоянного света — малая мощность. Мощные лампы на 500-600 Ватт встречаются, но они либо очень тяжёлые, либо очень дорогие. Либо сочетают в себе эти два недостатка.

И кстати, последнее время, стала ярче проявляться ещё одна проблема: дискомфорт для модели. Принято считать, что как раз вспышки могут беспокоить людей (особенно маленьких детей), а постоянный свет — как раз более гуманная история. Но led-лампы становятся всё мощнее, и когда тебе в лицо постоянно бьёт очень яркий свет — тоже малоприятно. Спросите любого артиста, который выступает на сцене под софитами. В отдельных случаях модели даже приходится работать практически вслепую.

Свет, направленный фронтально через оптическую насадку. В этом случае фотографа человек в кадре, скорее всего, вообще не видит / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Постоянный свет для видео

Скажем просто, видео и постоянный свет — это лучшие друзья. Постоянники ещё часто называют «видеосветом». Просто потому, что с импульсным светом видео снимать в принципе невозможно, а использовать для видеосъёмки обычные бытовые лампы — очень сомнительная история. Подробно о том, почему так делать не нужно, мы писали здесь.

Если вкратце — бытовой свет может провоцировать на видео бегущие полосы (фликер). Кроме того, для для качественной видеосъёмки очень важен индекс цветопередачи, который определяется спектром светильника. Чтобы картинка выглядела естественно, индекс должен быть не менее 90 (у профессиональных приборов, упоминаемых в этом тексте он составляет 95-57). А среди обычных бытовых лампочек редкий прибор может таким похвастаться.

Также очень полезен при съёмке видео может быть цветной RGB-свет / Фото: unsplash.com

Единственная ситуация, в которой видеографы могут столкнуться с проблемами при использовании led-света — когда нужно ярко осветить большое помещение. Тут мы упираемся в мощность ламп. И ничего, кроме как приобретать дорогие и мощные моноблоки, в этой ситуации не остаётся. Но это ситуация скорее про большое кино, у которого, соответственно, большие бюджеты.

Постоянный свет для фотосъёмки

В случае с фото всё не так однозначно. Если для видео выдержки в районе 1/25 и 1/50 — идеальный вариант, чтобы картинка не дёргалась, и был тот самый кинематографичным смаз, то в случае с фотографии он превратится просто в смаз. В техбрак.

А для более коротких выдержек нужно либо использовать больше света, либо компенсировать этот параметр настройками камеры. Что в свою очередь приводит нас либо к более дорогим светосильным объективам и необходимости учиться с ними работать, либо к высоким ISO и шумам на фотографиях.

Поэтому все жалобы относительно того, что «постоянный свет недостаточно мощный, с ним невозможно работать», обычно исходят от фотографов. Особенно от тех, кто любит работать в больших залах и на отражение. Для этих целей действительно подходит отнюдь не каждый источник постоянного света.

В фотографии постоянный свет отлично подходит для предметной съёмки, где работа идёт со штатива, и выдержка вообще не имеет никакого значения. Также это хороший вариант для крупных портретов, особенно, если нужен цветной свет.

Как выбрать led-свет

Подходящие лампы подбираются под задачу, которую чаще всего приходится выполнять. Если чёткого понимания пока нет, можно опираться на собственную специализацию.

Идеальный постоянный свет для:

— сториз и рилз — бюджетный и компактный осветитель. С помощью такой лампы можно без проблем подсветить лицо на крупных планах. И она отлично помещается в сумку или в карман;

— бьюти-блогера — кольцевая лампа. Эти осветители ценят за ровный бестеневой свет, который льстит модели и позволяет показать все детали своей работы, и красивый круглый блик в глазах. В продаже часто встречаются удобные комплекты со стойкой и держателем для смартфона, которые экономят деньги и время на подбор аксессуаров;

— видеографа-репортажника — led-панель с креплением в горячий башмак. Небольшой компактный источник света позволит добавить немного заполняющего освещения, поможет бороться с жёстким контровым светом и не даст много дополнительной нагрузки на позвоночник;

— стримеров и блогеров — бюджетный комплект постоянного света средней мощностью отлично справится с задачами в случае со съёмкой видео и не объест половину бюджета на технику. Или можно подобрать более профессиональный вариант;

— фотографа-портретиста, работающего в студии — мощные моноблоки с разными насадками. С крупными портретами можно работать и на более бюджетный вариант. Из насадок особенно полезны будут октобокс и портретная тарелка. Классический портретный вариант;

— предметной фотосъёмки — компактные моноблоки с поддержкой RGB. Позволяют гибко управлять настройками освещения и использовать цветной свет при необходимости.

27 нояб. 2025

125

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые