• Статьи
  • PASM: основные режимы съёмки, когда нужны и как пользоваться

PASM: основные режимы съёмки, когда нужны и как пользоваться

25 апр. 2024

858

1

0

0

Каждый настоящий фотограф знает, что снимать можно только в ручном режиме «М», а все остальные придуманы для новичков и слабаков. В этом тексте расскажем о том, чем полезен каждый из режимов PASM, в каких случаях его лучше применять, и том, так ли хорош и всемогущ ручной режим камеры.

У большинства камер режимы PASM переключаются диском. Но не у всех. / Фото: ephotozine.com

Режим съёмки P — программный автомат
Режим S (Tv) — приоритет выдержки
Режим A (Av) — приоритет диафрагмы
Ручной режим M
Как включить нужный режим PASM

Режим съёмки P — программный автомат 

Самый простой режим, в котором камера самостоятельно устанавливает и выдержку, и диафрагму. Что касается светочувствительности (ISO), то возможны два варианта: фотограф может либо сам установить нужное значение ISO, либо включить ISO auto, и выбирать светочувствительность будет камера (чаще всего используется именно второй вариант). Кроме этого, можно использовать экспокоррекцию для контроля экспозиции: если снимок слишком тёмный, понадобится положительная экспокоррекция, если слишком светлый — отрицательная.

В режиме P камера обычно выбирает средние значения диафрагмы (f/5.6 — f/11) и выдержек (1/100 — 1/500 секунды). При таких параметрах экспозиции на снимках будут «заморожены» спокойно движущиеся объекты (прохожие, проезжающие по улице машины), а глубина резкости будет довольно большой: резкими будут и люди в паре метров от объектива, и дома вдали.

Таким образом, этот режим хорошо подходит для тех съёмок, при которых в кадре нет очень быстрого движения, а большая глубина резкости работает на авторскую идею. Например, это может быть репортаж с городского праздника или фотографии из туристической поездки по незнакомому городу. Программный автомат часто используют стрит-фотографы: когда нужно увидеть и снять кадр за доли секунды, времени на сложную настройку камеры просто нет.

Победитель фестиваля «Vienna International Photo Award — 2023» в номинации «Стрит-фотография». Для таких снимков режим «P» подходит идеально. / Фото: fotofestival-wien.com

Программный автомат плохо подходит для съёмок с очень быстрым движением (например, футбол или велогонки): автоматически выбранная камерой выдержка, скорее всего, окажется слишком длинной, и спортсмены получатся смазанными. 

Режим S (Tv) — приоритет выдержки

Режим приоритета выдержки может обозначаться на диске по-разному. У Nikon, Sony, Panasonic и Olympus это «S», у Canon и Pentax — «Tv». В этом режиме фотограф самостоятельно устанавливает нужную выдержку, а камера подбирает подходящее значение диафрагмы (и ISO, если включен автоматический выбор ISO) для правильной экспозиции.

Приоритет выдержки нужен в тех случаях, когда неправильно выбранная выдержка может испортить кадр, и фотографу важно контролировать этот параметр. Типичный пример — съёмка спорта с быстрым движением. Чтобы бегун получился на снимке не смазанным, потребуется выдержка 1/500—1/1000, велогонщику или теннисисту понадобится уже 1/1500 или короче, ну а на съёмках мотогонок иногда нужна 1/8000 или даже 1/16000 секунды. Отметим, что не все камеры могут снимать с такими короткими выдержками: любительские зеркалки обычно ограничены 1/4000, профессиональные модели зеркалок могут снимать на 1/8000 с механическим затвором, ну а для более коротких выдержек нужна беззеркалка с электронным затвором.

Противоположный пример — фото с длинной выдержкой, когда атмосфера и движение передаются за счёт того, что часть кадра смазываются. Это могут быть пейзажи с текущей рекой и водопадами, которые красиво размываются на выдержках от 5 секунд до нескольких минут. Или съёмка с проводкой, при которой едущая машина или поезд остаются резкими, а фон размывается из-за движения камеры вслед за движущимся объектом.

Чтобы так размыть фон, нужна выдержка в 1/10 — 1/30 секунды / Фото: unsplash.com

Снимая в приоритете выдержки, можно столкнуться с тем, что камера просто не способна сделать качественный снимок на тех значениях выдержки, которые установил фотограф. Например, при попытке снимать ночью на коротких (1/500 и короче) выдержках можно получить очень шумный кадр, так как при такой выдержке понадобится очень высокое ISO. И наоборот — установив выдержку в несколько минут в солнечный день (например, для съёмки пейзажа с речными порогами) можно получить пересвеченный кадр даже на минимальном значении ISO. И чтобы получить хороший кадр, придётся или сократить выдержку, или уменьшить количество попадающего на матрицу света с помощью нейтрального фильтра.

Режим A (Av) — приоритет диафрагмы

В режиме приоритета диафрагмы фотограф выбирает значение диафрагмы (и ISO, если включен ручной выбор ISO), а камера отвечает за выдержку (и ISO при включенном автовыборе ISO). При съёмке диафрагма влияет на глубину резко изображаемого пространства (ГРИП), так что режим «A» обычно используется в тех случаях, когда фотографу нужно сделать снимок либо с очень маленькой, либо с очень большой ГРИП.

Типичный пример съёмки с маленькой ГРИП — портреты с сильно размытым фоном. Чтобы получить такой портрет, нужно установить на камеру светосильный объектив, включить режим «A» и максимально открыть диафрагму.

Большинство подобных портретов снимается именно в режиме приоритета диафрагмы / Фото: popphoto.com

Большая ГРИП (и, соответственно, закрытая диафрагма) используется при съёмке пейзажей, интерьерной и предметной съёмке — в тех случаях, когда все объекты на фото должны быть резкими. Тем не менее, при съёмке небольших предметов (например, в ювелирной съёмке) бывают случаи, что режима «A» и закрытой диафрагмы недостаточно, чтобы все предметы на фото были резкими. Приходится прибегать к фокус-стекингу (о нём можно почитать тут) и использовать камеру с поддержкой этой функции — например, Fujifilm X-T5 или Nikon Z6 II.

Ручной режим M

В ручном режиме фотограф самостоятельно выбирает все параметры камеры. Если верить многочисленным курсам и урокам, «настоящий фотограф» всегда снимает только в ручном режиме. На самом деле, значимость ручного режима сильно преувеличена. 

Начинающему фотографу на съёмке просто-напросто может не хватить внимания на то, чтобы одновременно следить и за происходящим вокруг, и за композицией в кадре, и за параметрами камеры. Гораздо удобней включить один из автоматических режимов (P, S или А) и сосредоточится на съёмке. К тому же, камеры становятся всё умнее, и фотографу во многих случаях не нужно думать за камеру — можно просто довериться автоматике. 

Например, при съёмке людей в сложных световых условиях (контровый свет или фото в низком ключе со световым акцентом на лице) древняя плёночная зеркалка могла давать сильные ошибки по экспозиции, так как её автоматика была рассчитана на средне-серый по яркости кадр. И фотографам в тем времена действительно приходилось возиться со внешними экспонометрами, замерять свет только в нужной точке и затем вручную выставлять выдержку и диафрагму на камере. Современная беззеркалка в таких условиях найдёт на фото лица людей, и будет ориентироваться на них при выборе экспозиции.

Тем не менее, в некоторых случаях без ручного режима не обойтись. Например, он нужен при съёмке в студии с импульсным светом. При такой съёмке камера не может заранее знать, как будет освещена модель в момент срабатывания студийных вспышек — а значит, в этом случае все нужные параметры (и мощность вспышек, и настройки камеры) выбирает фотограф.

Чтобы снимать такие портреты в студии, нужно уметь работать в ручном режиме /Фото: digital-photography-school.com

В репортажной съёмке бывают случаи, когда удобно использовать ручной режим совместно с включенной функцией автоматического выбора ISO. Например, при съёмке бегунов в лесу фотографу важно одновременно получить и короткую выдержку (чтобы заморозить движение), и использовать открытую диафрагму, чтобы отделить людей от фона — следовательно, нужен ручной режим, в котором он контролирует оба эти параметра. А чтобы не думать постоянно об экспозиции и не беспокоиться о пересветах и недосветах, нужно включить ISO Auto: камера самостоятельно будет менять светочувствительность, сохраняя правильную экспозицию в меняющихся световых условиях.

Как включить нужный режим PASM 

Теперь о том, как включить на камере нужный режим. Казалось бы, в этом нет ничего сложного: просто поворачиваем диск, и всё. Но есть камеры, на которых нет диска с режимами. Например, это старшие модели Canon и Nikon. В них для переключения используется кнопка «Mode»: нужно её нажать и вращать один из управляющих дисков. Такой способ встречается и в старых зеркалках (например, Nikon D200 или Canon 1D), и в современных беззеркальных Nikon Z8 или Canon R5.

Для переключения режима съёмки в Canon R5 используется кнопка, а текущий режим отображается на верхнем экране / Фото: amateurphotographer.com

Нет диска режимов и на камерах Fujifilm с ретродизайном (например, у Fujifilm X-T30 II или Fujifilm X-T5). Вместо этого у них используется диск для установки выдержек (на камере) и кольцо диафрагмы (на объективе). Если и там, и там выбран автомат (А) — значит, камера самостоятельно выбирает и выдержку, и диафрагму, и находится в режиме программного автомата. Если выдержка выбирается автоматически, а диафрагма вручную — значит, перед нами приоритет диафрагмы. Если наоборот — приоритет выдержки. Ну а если обе крутилки задают конкретные значения выдержки и диафрагмы, то это ручной режим.

Так выглядит приоритет диафрагмы на камере Fujifilm / Фото: dpreview.com

И напоследок пару слов о камерах с самым обычным диском PASM. У некоторых моделей (например, Nikon Z6 II) диск PASM снабжён кнопкой-фиксатором, которая не даёт ему случайно провернуться и переключить режим в те моменты, когда камеру достают из сумки или она трётся об одежду. Так что, если у вас в руках новая или незнакомая камера и диск никак не желает вращаться — проверьте, не зафиксирован ли он, и не ломайте камеру (особенно, если она чужая).

1

25 апр. 2024

858

1

0

0

Самые новые

Самые читаемые