Техника в деле: вспышка Yongnuo YN-560 III

25 мая 2016

13982

0

0

0

Мне близок естественный свет и натуральные цвета. При прочих равных чаще выбираю съёмку без дополнительных заморочек - причина отчасти в ретроградстве, отчасти во вкусе, отчасти в банальной лени. Несмотря на это, уже пару лет как в моём рюкзаке прописались китайские вспышки. Сегодня расскажу, почему так произошло.

Долгое время вспышка воспринимались мной только как накамерная TTL-насадка, призванная в сложную минуту подсветить недостаточно светлое помещение. Это самое простое прикладное использование, в репортаже довольно часто сталкиваешься с ситуациями, когда задирать ISO уже не стоит, а снять как-то нужно. Хорошо, если потолок белый.

Так всё и шло, пока пару лет назад не ввязался в гастрономический спецпроект дорогой редакции. Один из вариантов "увязать" между собой картинки разнообразных блюд из разнообразных ресторанов - использовать схожее освещение. В качестве эксперимента были взяты софтбокс 60х60 и Canon 430EX с синхрокабелем. Результат получился неплохой, однако после первых же съёмок стало ясно, что кабель существенно ограничивает творческий процесс, а TTL является избыточным удовольствием. После получения добрых советов от товарища в Фотоскладе, приобрёл китайскую мануальную вспышку и синхронизаторы к ней. Помню первое впечатление от использования связки - "Свобода!". В самом деле, чертовски здорово выставлять свет так, как хочется, а не так, как позволяет длина шнурка.

Так в моём арсенале появилась вспышка Yongnuo YN-560 III и синхронизаторы RF-603 II. Главный плюс 560-х - это встроенный приёмник радиосигнала. С ними нет необходимости громоздить на стойку гибрид из приёмника и вспышки сверху. Сетап весьма компактен и удобен.

Следующим удачным применением осевшего на антресолях комплекта стала съёмка дежурных "стоковых" карточек для прессы. Снимались эти натюрморты не в самом светлом офисе, а сделать их хотелось яркими и броскими.

Спустя время обзавёлся ещё одной 560-ой. Наличие второй вспышки позволяет добавлять в сцену не только рисующий, но и заполняющий свет. Или подсветить не только объект съёмки, но и задний план. К тому моменту в продажу поступила и четвёртая версия 560-х, однако для моих целей она не подходила. Не могу сказать, что добавленная возможность управления ведомыми вспышками (мощность, зум), реализованная на старой базе кнопок и дисплее - удобное и удачное решение. Опять же, для дистанционной работы уже был приобретён трансмиттер YN-560-TX. А стоимость новинки была на треть больше, чем у уже знакомой нам третьей версии.

Двигаемся дальше. Съёмка интервью для Коммерсанта. Начало дня, офис с окнами на запад, подсвечен ЛДС. Лампы слабо светят сверху и не создают хорошего рисунка, окно выбивается на 2-3 стопа. Две вспышки, отражённые от стен, спасли ситуацию.

Производственный репортаж. При съёмке картинок для прессы время обычно ограничено. Приходится "нажимать", как есть. Однако, когда снимаешь на заказ и есть возможность подойти к вопросу серьёзнее, софтбокс-другой поможет картинкам из цехов и лабораторий заиграть новыми красками.

В статье о макросъёмке на EF 100 2.8 упоминал, что импульсный свет - весьма удачное решение. Нет необходимости чрезмерно беспокоиться о вибрациях и шевелёнке.

Предметная съёмка. При помощи двух вспышек и перевёрнутого мышиного коврика на ровном месте получается вполне приятная картинка.

Для более "каталожных" светлых фото, если под рукой нет лайтбокса, можно из спичек и желудей из листов А4 и скотча соорудить его подобие.

Выше речь шла о создании приятного света там, где его нет. И о низком ISO, которое вспышки помогают не задирать.

Однако время от времени встречаются сюжеты, которые без вспышки снять практически невозможно. Например, трюки с кольцами дыма в мрачной парадной.

Пригодился комплект и в более серьёзной работе. С его помощью снял документальную историю о погорельцах. По вечерам в доме без света снимать без вспышки было решительно нечего.

Отдельная тема - это съёмки портретов в т.н. "режимное" время, на рассвете и на закате. Когда солце скрывается, ни световой рисунок, ни яркость сцены уже не радуют. Однако, если поэксперементировать с дистанционными вспышками, вполне может получиться что-то интересное.

Отдельно стоит сказать об отказоустойчивости оборудования. Целенаправленно под дождём технику не тестировал (да и не советую никому), однако время от времени приходилось выставлять вспышки под моросью на 20-30 минут. Чаще, конечно, заворачиваю технику в целлофан - так спокойнее.

Первой моей YN-560 III повезло меньше второй. При съёмке истории о погорельцах она улетела с высоты пояса вниз по лестничному пролёту. Отчасти спасла её накрученная лапка, которая при ударе разделилась на несколько лапок. То, что вспышка сохранила свою целостность после кувыркания по бетонным ступенькам, было весьма радостно. Через год, при перемещении по зимним крышам, та же 560-ая успешно десантировалась с 10 метров на соседнюю кровлю и полчаса вмерзала в снег с раскрытым батарейным отсеком. Был найден маршрут для её вызволения, батарейки вытащены, вспышка просушена. Работает до сих пор.

Нельзя сказать, что удача обошла стороной этот конкретный экземпляр, однако впечатления от краш-тестов остались весьма воодушевляющие. Вспышки не подводили. С синхронизаторами RF-603 похожий опыт. Это совсем простая техника - если не забывать выключать их после съемки, работают месяцами без проблем. Спокойно переживают некритичные падения (падение со 150 метров в эту категорию не входит).

И, пожалуй, самое приятное применение вышеописанного оборудования - это портретная съёмка. Моя прекрасная Елена - девушка потрясающей красоты. "Домашние" картинки с домашним светом - совсем не тот стиль, в котором её нужно снимать.

Поначалу здесь тоже обходился одним софтом 60х60 и одной вспышкой.

Конечно, картинка выходит сочная, однако глубокие чёрные тени всё же существенно ограничивают пространство для манёвра, а использовать отражатель не всегда удобно.

Куда более эстетичную картинку можно получить, вооружившись двумя софтбоксами.

Не стоит думать, что софт - неотъемлемый атрибут портретной съёмки. С двумя "голыми" вспышками тоже может получиться что-то любопытное.

И, конечно же, лучший друг владельца вспышек - белый потолок. Белый потолок - как каша из топора: просто, сурово, со вкусом.

А закончу фотоподборку тем же, с чего её и начал. Если в вашем рюкзаке есть вспышка, вы всегда можете поставить её на башмак камеры и подсветить недостаточно освещённую сцену самым незатейливым спобом.

Какой же рассказ о технике без цифр. Персонаж этой статьи - Yongnuo YN-560 III, стоит сейчас 5800 рублей. Это одна из самых недорогих вспышек, оснащённых радиомодулем. Цена комплекта радиосинхронизаторов RF-603 II - 2700 рублей. Несложный подсчёт показывает, что стартовый комплект обойдётся сейчас в 15 тысяч.

Компания Canon, увы, не предоставляет похожих возможностей. Собрать подобную систему на базе родных устройств можно только с поддержкой TLL - это будут Canon Speedlite 430EX III-RT и трансмиттер Canon Speedlite ST-E3-RT, которые стоят 19 и 20 тысяч, соответственно.

25 мая 2016

13982

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые