«Патерсон»: разбор световых схем и приёмов

23 авг. 2022

913

0

0

0

Режиссёр Джим Джармуш своего рода канатоходец: он один из немногих, кто умудряется балансировать на тонкой грани. В его фильмах снимаются большие звёзды вроде Тильды Суинтон и Билла Мюррея, но это всё ещё независимый кинематограф.

Джармуш собирает полные залы и редко, но бывает на красной дорожке, но при этом массовыми его фильмы совсем не назовешь. Режиссёр гнёт свою линию, снимает нетривиальные истории и не прогибается под массовые тренды.

«Патерсон» — одна из таких историй. Фильм про водителя автобуса, который ведёт однообразную размеренную жизнь и… пишет стихи! Разбираемся, как режиссёр работал с цветом, применял абсолютно фотографические приёмы и рифмовал кадры. 

Изображение: kino-teatr.ru

Это очередной текст постоянной рубрики, в которой я анализирую работу с цветом, светом и построением кадров в кино. Предыдущий можно прочитать здесь.  

Для тех, кому важно: в тексте могут быть спойлеры

ЦВЕТ

Джармуш тонкий поэт. Даже фильм о водителе автобуса он оборачивает игрой смыслов и образов, которые умело зарифмовывает между собой. «Патерсон» — визуальная поэзия. Вместо строчек — правильно подобранные ракурсы и свет, игра текстур и нужные смысловые акценты как меткие строки. Весь фильм — большая поэма, написанная верлибром.

Кадры из к/ф «Патерсон», 2016. Режиссёр: Джим Джармуш

Верлибр (свободный стих) как жанр не сосредоточен на мелодичности рифм. Это работа с вербальными образами, которые автор рисует словами. Герой Адама Драйвера пишет белые стихи.

Кадры из к/ф «Патерсон», 2016. Режиссёр: Джим Джармуш

С точки зрения колористики лейтмотив картины — это синие оттенки. Именно на них держатся абзацы этой истории. Существует мнение, что синий цвет — один из самых спокойных. Это прямая ассоциация с безбрежным морем или чистым небом.

Синий — частый спутник одиночества, легкой меланхолии и молчаливой задумчивости. В фильме этого предостаточно! Главный герой молчаливый, спокойный, больше в себе, чем во вне.

Кадры из к/ф «Патерсон», 2016. Режиссёр: Джим Джармуш

Синий не просто присутствует в кадре, он обрамляет главного героя — почти все образы Адама Драйвера синего цвета. Причём только его.

На его девушке Лоре всегда буйство красок и принтов. А ведь им по сюжету комфортно друг с другом. Яркое противопоставление, Инь и Ян, баланс.

Кадры из к/ф «Патерсон», 2016. Режиссёр: Джим Джармуш

Баланс не только в отношениях этих двоих, таких разных по характеру, но и в цветовом решении кадров. Стихи есть стихи, поэтому по всем правилам режиссёр уравновешивает лазурные оттенки тёплым жёлтым цветом.

«Патерсон» — это тонкая поэзия, где нет места жёстким строчкам в лоб. Цвета здесь приглушённые, мягкие. Режиссёр работает с кадром, словно с кружевом. В противовес сложным схемам света Джармуш создает необходимый баланс цветов за счёт различных предметов в кадре. Именно они и будут выдерживать необходимую рифму.

Кадры из к/ф «Патерсон», 2016. Режиссёр: Джим Джармуш

Даже неон, который хоть и присутствует в ряде сцен, совсем не очевиден. Он не окрашивает кадр в яркие оттенки, как в фильмах Вонга Кар-Вая: колористика остаётся лёгкой и тонкой. Неон здесь — просто ещё одна строчка в общей поэме.

Кадры из к/ф «Патерсон», 2016. Режиссёр: Джим Джармуш

Тривиальное сочетание пастельных жёлтого и лазурного — это было бы слишком просто и беззубо для фильма о поэте-маргинале и Джармуша. Прежде всего он расставляет нужные ударные строки — акценты красного цвета. Почти всегда лишь цветом предмета или одежды в кадре.

Красный цвет вызывающий, броский. Но здесь его стоит воспринимать как цветной маркер, не более. Даже сами элементы, которые режиссёр подчёркивает — словно ударные строки: детали жизни самого Патерсона, персонажи, которых он встречает на своем пути, их образы. Всё то, что подмечает пылкое воображение главного героя для будущих стихотворений.

Кадры из к/ф «Патерсон», 2016. Режиссёр: Джим Джармуш

Вернемся к Лоре, девушке Патерсона. Многочисленные узоры и принты, которые можно увидеть в их доме — её рук дело. Что важно, на других локациях режиссёр этот приём не использует. Их дом — обитель поэзии, которую сочиняет герой Адама Драйвера. Да, Лора не поэт, но она в этой же творческой стихии. Поэтому на первый взгляд кажется, что они такие разные, но на самом деле на одной волне. Чем не своеобразный приём, чтобы подчеркнуть характер Лоры? И чем не хитрый ход ферзём, когда взамен вездесущей колористики автор выбирает узоры как визуальный инструмент?

КАДРЫ

Только Джармуш мог использовать в динамичной картинке фильма приём двойной экспозиции из фотографии. Это один из лейтмотивов. Двойная экспозиция почти всегда иллюстрирует моменты, когда Патерсон берётся за ручку с блокнотом и работает над новым стихотворением. Это словно образ в образе, поток сознания.

Кадры из к/ф «Патерсон», 2016. Режиссёр: Джим Джармуш

На экране совмещаются общие планы водопадов, их городка, тех незначительных деталей, которые подмечает Патерсон, а также он сам и, конечно, Лора. Из всего этого и рождается поэзия в его голове. Кажется, режиссёр хотел показать этот процесс визуальным танцем, передать его глубину, переплетая различные визуальные образы и их смыслы. Приём из мира фотографии абсолютно оправдывает своё применение в кадре: вместе со строками, появляющимися на экране, это прекрасная иллюстрация работы над стихами.

Кадры из к/ф «Патерсон», 2016. Режиссёр: Джим Джармуш

Второй приём, который Джармуш использует в фильме — это работа с геометрией кадра. Режиссёр выстраивает часть кадров словно по лекалам абстракциониста Пита Мондриана. Приглядитесь, выбранные сцены минималистичны, в них чётко заметна геометрия фигур, находящихся на экране.

Это своего рода оммаж на стрит-фотографию: порой совсем хаотичные выхваченные моменты, внутри которых из хаоса рождается определенный порядок. Предметы своей формой и расположением дополняют друг друга и добавляют визуальную привлекательность кадру.

Кадры из к/ф «Патерсон», 2016. Режиссёр: Джим Джармуш

Такой приём, равно как и саму стрит-фотографию, сложно уложить в определенную формулировку и правило. Но есть упражнение: продолжайте внимательно смотреть и искать образы вокруг, вглядывайтесь в формы, оттенки и их взаимосвязь. А также фотографируйте их не только в формате стрит-фотографии, но и добавляйте в качестве основы под портреты. Такой приём только усилит уличные съёмки, поскольку за образом человека будет ещё и вторая грань визуального.

В фильме также можно увидеть и другие инструменты, которые можно взять на вооружение для своих съёмках. Вот они:

1. Посмотрите на жалюзи, которые Лора дыроколом превращает в дизайнерские. Если разместить их перед единственным источником света на съёмке, то вы получите невероятную игру света и тени. Пятна света покроют всю противоположную стену — ставьте к ней свою модель.

Кадр из к/ф «Патерсон», 2016. Режиссёр: Джим Джармуш

2. Почти всегда свет в арках домов очень мягкий, рассеянный и идеально подходит для съёмки портретов. Вы получите живописную картинку с акцентными чертами лица в светах и уходящую градиентом в тенях перспективу арки. Если поставить героя дальше, то в кадре  будет его тёмный силуэт.

Кадры из к/ф «Патерсон», 2016. Режиссёр: Джим Джармуш

3. Похожей схемой освещения режиссёр пользуется и в других локациях, уже без арки. Обратите внимание на контраст между освещёнными лицами персонажей и полумраком вокруг. Чтобы повторить такую технику, вам потребуется один источник рассеянного света, который необходимо будет направить прямо в лицо модели, но расположить в отдалении. Остальная часть кадра должна оставаться в контрастном полумраке. Идеальный сеттинг для съёмки в студии, помещении или для тёмного времени суток.

Кадры из к/ф «Патерсон», 2016. Режиссёр: Джим Джармуш

4. Следующую точечную находку Джармуша стоит взять на вооружение для свадебных съёмок и love story. Один из героев присутствует в кадре через отражение в зеркале, а второй на переднем плане перед этим зеркалом. Если поработать над геометрией кадра и выставить их лица почти в параллельно, как это делает режиссер фильма, то приём станет ещё сильнее.

Кадр из к/ф «Патерсон», 2016. Режиссёр: Джим Джармуш

5. На последних минутах фильма, когда Патерсон читает финальное стихотворение, сидя в одиночестве на фоне водопада, Джармуш берёт его общим планом. В этом нет ничего такого, если не учесть факт малости фигурки персонажа в кадре. Такая пропорция визуально подчёркивает масштаб снимаемого места и делает акцент на ней. Берите на вооружение: многие фотографы игнорируют общие планы, которые также важны при съёмке портретов. Они могут быть не только перебивками между крупными планами, но, как мы видим, и самостоятельными сильными кадрами. 

Кадр из к/ф «Патерсон», 2016. Режиссёр: Джим Джармуш

23 авг. 2022

913

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые