«Таксист»: разбор световых схем и приёмов

24 июня 2022

1052

0

0

0

Ровно год назад на экраны повторно вышел отреставрированный шедевр Скорсезе — «Таксист». Молодой Роберт Де Ниро колесит по улицам Нью-Йорка, наблюдая за жителями города: от социального дна и гиблых районов до будущих кандидатов в президенты. Фильм снят почти полвека назад, однако это шедевр, который даст фору современным лентам. Что же такого особенного в «Таксисте»? Разбираемся!

Источник: imdb.com

Это очередной текст постоянной рубрики, в которой я анализирую работу с цветом, светом и построением кадров в кино. Предыдущий можно прочитать здесь.  

Для тех, кому важно: в тексте могут быть спойлеры

ЦВЕТ

Две важных ремарки: «Таксист» снят в 1976 году, это работа с плёночной кинокамерой, что усложняет любой пост-продакшн и работу с цветом. Кажется, что на это стоит делать скидку и судить с высоты тех лет. Однако, фильм настолько поражает искренней и органичной работой с цветом, что скидку, видимо, нужно делать всем современным фильмам, где работа съёмочной команды не столь высока.

Во-вторых, не секрет, на какую именно плёнку снят фильм Скорсезе. Это Kodak Eastman Color Negative 100T. Литера Т в название соотносит предназначение плёнки (а в киноплёнках есть такая опция) под работу с лампами накаливания и искусственным светом. Плёнка была снята с производства в 1977 году, через год после релиза картины. Возможно, это лишь эфемерная почва субъективных гипотез, но если обратиться к единственной ныне выпускаемой серии кинопленок Kodak (Vision 3), то можно проследить схожие моменты в поведении при определённом освещении и доминирующих цветах.

Фтографии на Kodak Vision3. Источник: Lomography.com. Пользователи: @cruzomar1297, @agusmenendez, @danteelmejor, @mfb42

Смотрите сами, если взять схожий сеттинг тёмного времени суток и искусственного освещения, то зелёные полутона, о которых мы ещё поговорим, заметно себя проявляют.

Так, если картинка этого фильма вдохновит вас на определенную визуализацию будущей съёмки, то вы знаете, к какому инструменту прибегнуть: многие лаборатории (как минимум Петербурга и Москвы) закупают бобины данной киноплёнки и делают собственную намотку в стандартные катушки 35мм.

Кадр из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

Несмотря на сложность работы с плёнкой в вопросе колористики, Скорсезе мастерски решает этот вопрос. Фильм пестрит яркими элементами и вдумчивой работой с цветом. Лента открывается крупным планов глаз Де Ниро с контрастными тенями и красным светом в лицо.

Говорящее начало — красный цвет считают роковым, кровавым и, пожалуй, одним из самых «громких» цветов. Возможно, таким первым кадром режиссёр намекает: фильм о таксисте не то, чем он кажется не первый взгляд. По ходу сюжета красный ещё не раз встретится в кадре.

Кадры из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

В фильме о водителе такси, разумеется, будут присутствовать характерно-жёлтые автомобили в большом количестве. В кадре этот ярко-жёлтый балансирует за счёт использования классической схемы на сочетании холодного и тёплого оттенков — жёлтого и синего. В данном случае лазурного.

Кадр из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

Однако колористика завязана не только на цвете такси. Скорсезе филигранно работает с ней за счёт проработки деталей в кадре. Присмотритесь, здесь жёлтые предметы — такси, цветок и пакетик снека — формируют треугольник, в котором сосредоточено действие и внимание зрителя.

Кадры из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

В других кадрах мы видим жёлтое платье и жёлтую футболку, а на переднем плане ярко-жёлтую полоску на обложке журнала. Это вроде бы мелочи, но именно они добавляют нужные акценты и делают картинку менее плоской и однотонной.

Кадр из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

Однако, несмотря на характерный окрас такси, один из главных цветов фильма Мартина Скорсезе всё-таки зелёный! Тот самый зелёный, который был отмечен выше, как частый оттенок на нынешней Kodak Vision, а, стало быть, и Kodak Color Negative 100T. От светло-оливкового до ярко-изумрудного в зависимости от времени суток в кадре.

Зелёный всплывает то тут, то там, почти перманентно окрашивая картину по всему хронометражу.

Кадры из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

Зелёный как один из главных цветов уже был отмечен в тексте о «Чёрном лебеде». Это цвет тревожности, опасности, яда, возможно, некой болотистости, сонливости. Главный герой во сне практически и пребывает: по характеру персонаж Де Ниро слегка заторможен, немногословен, может, чуть глуповат. Словно он погружён в ядовитое состояние полудрёмы. Кроме того, герой по сюжету не раз признаётся, что он берёт пассажиров во всех районах Нью-Йорка, даже не самых благополучных. Де Ниро видит «всю ту грязь, которая будет смыта с улиц проливным дождём». Кажется, зелёный цвет и должен подчеркнуть это.

Разумеется, мы говорим не только о работе сильного режиссёра, который задумывается, работая с фильмом, но и о колористике. Так что какой зелёный без сопутствующего красного, комплиментарного ему цвета.

Кадры из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

Красный в «Таксисте», как мы уже убедились с самого первого кадра, второй основной цвет. Именно красный во всём этом ядовитом дурмане социального неблагополучия присущ герою Де Ниро. Красный не только балансирует с зелёным, но и добавляет характерную эмоциональную составляющую как самому фильму, так и Трэвису, главному герою.

Красный цвет — цвет крови, опасности, тревоги и насилия. Насилия, которое герой видит, проезжая на такси по злачным улицам, окружающей опасности, его личной тревоги «за город», и, в конце концов, крови, которую Трэвис проливает. А всё это фоном сопровождает многочисленный неон, красные светофоры, цвета фасадов и элементы в кадре.

Кадры из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

Скорсезе работает над деталями и тут. Обратите внимание на одежду большинства важных по сюжету персонажей: красный доминирует. Даже в сцене с предвыборной компанией Палантайна на нём самом красный галстук, а женщина во втором ряду одета в красный костюм.

Кадры из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

Больше того — на протяжении всего фильма героя Де Ниро почти перманентно в красных образах: его рубашки в клетку, костюм, даже козырные казаки — и те бордово-красные. Так автор прописывает ассоциативную связь между просто цветом в кадре, который призван вызывать фоновое восприятие тревоги и опасности на передачу характера главного персонажа, за которым красный цвет уверенно закрепляется.

Кадр из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе
Кадр из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

Если приглядеться, то даже цвет косвенных деталей в таких кадрах продуман: зелёные очки на Бетси, предвыборный слоган We are the people красным цветом и мелкие предметы на столе Трэвиса тоже красные.

Кадры из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

Любопытная с точки зрения колористики сцена наступает почти к самому концу фильма. Это кульминация дурманного сна героя Де Ниро. Словно он окончательно просыпается, уверовав в формировавшуюся весь фильм идею, либо наоборот, впадает в состояние аффекта, которое было навеяно перманентной тревогой. Трэвис вооружается пистолетами и идёт вершить правосудие, он — тот самый дождь, который должен смыть всю грязь с улиц.

Кадры из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

Лишь этот единственный эпизод из всего фильма окрашен в песочно-жёлтые оттенки, хоть он также снят в тёмное время суток. Жёлтый цвет неоднозначный, болезненный. Знать наверняка мы не можем, но напрашивается аллюзия — Родион Раскольников из «Преступления и наказания» Достоевского. Тот герой тоже пребывал в сонливом состоянии перманентного наблюдения, мыслей и тревожности. Все же помнят школьную программу? «Ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору». Все дороги к одному и тому же цвету явно не случайны.

Кадр из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

На этом фильм не заканчивается. Мы видим, как Трэвис проходит через коридор жёлтой сцены с расправой, а дальше режиссёр показывает события уже спустя несколько недель. Главный герой жив, в полном порядке и вновь крутит баранку в такси. Вновь привычный зелёный фоном и красные огни светофоров. Герой Де Ниро искренне улыбается и нажимает на газ. Значит ли это, что его характер эти события не сломили? Обрел ли он внутреннее спокойствие, как герой Достоевского? Вышел ли он сухим из тревожного состояния?

КАДРЫ

Кадры из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

Скорсезе мастерски прорабатывает не только цвет в кадре, но и детализацию этих кадров, разные планы. Проработанность сцены вглубь – один из характерных приёмов «Таксиста».

Кадры из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

Второй главный приём — это взаимодействие с окружающей средой. Кадры очень фотографичны: диагональ телефонов, герой плаката как одно из действующих лиц в кадре, игра с руками статуи и красивый блёр с фокусом лишь на кусочке кадра. У оператора Скорсезе можно учиться искать и задумываться, снимая стриты.

Кадры из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

В «Таксисте» много неона, что не удивительно, ведь значительная часть событий происходит в тёмное время суток. Здесь можно взять на заметку сразу несколько заходов: и использовать окрашенные огнями места как сильные локации, и свет от вывесок, который поможет подкрасить героя для вашей цветной съёмки и неон в дождливый день с красивыми отражениями и бликами на асфальте.

Вот ещё четыре интересных приёма из «Таксиста», которые стоит взять на заметку для фотосъёмок:

Кадры из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

1. Работа с силуэтами. Считается, что человек в кадре обязательно должен считываться и находиться в светлых участках. Скорсезе её перечеркивает, показывая, что можно по-другому. Особенно примечательны в этом вопросе сцены с тёмной геометрией деталей такси или кадр с Де Ниро за рулем. Фактическая рекомендация по применению такого приёма: не поднимайте экспозицию, а, наоборот, опускайте ее! Оставляйте в тенях весь оставшийся кадр, выравнивая лишь светлый участок.

Кадры из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

2. Кадрирование. Съёмка в автомобиле словно предполагает хотя бы несколько кадров через зеркало заднего вида: оператор берёт Трэвиса крупными планами, показывая лишь глаза. Не обязательно снимать в машине, чтобы использовать такое сильное кадрирование: редактируйте после съёмки, оставляя лишь акцентный кусочек. Контраст эмоции будет в разы сильнее!

Кадр из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе
Кадр из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

3. Съёмка от бедра. Фактически, главное правило Ломографии. Использование таких ракурсов в людном месте при стрит съёмке только усилит ощущение включённости в кадр, возможно, даже его случайности, если использовать последнее как намеренный приём.

Кадр из к/ф «Таксист», 1976. Режиссёр: Мартин Скорсезе

4. Пространство. Обратите внимание, как иначе воспринимается герой Де Ниро, когда он идет по пустынной улице, по тому месту, которое привычно видеть с многочисленными прохожими. Сегодня эту игру на контрасте тоже можно использовать, хоть это будет не просто. Нужны те локации, которые подразумевают большое количество людей. А снимать придётся ранним утром, когда когда можно поймать кадр без людей.

Фотография: ivanproskurin.com

24 июня 2022

1052

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые