Винтажные объективы сегодня популярны как никогда, во многом благодаря революции беззеркальных камер, а также доступным высококачественным кино- и гибридным видеокамерам.
Существует множество винтажных объективов, которые работают с современными беззеркальными камерами, и ниже мы расскажем о десяти лучших вариантах, которые вам следует рассмотреть. Некоторые из этих объективов будут работать как с беззеркальными, так и с некоторыми цифровыми зеркальными фотокамерами.
К сожалению, популярность винтажных объективов привела к увеличению спроса, а это в свою очередь, к иногда совершенно абсурдным ценам — но чего не сделаешь ради искусства.
В этом списке мы постарались избежать дальномерных объективов с фокусным расстоянием шире 35 мм, поскольку они обычно плохо работают со многими беззеркальными камерами — это часто приводит к изображениям с мягкими, размытыми углами и цветовыми сдвигами, а всё из-за более короткого расстояния выходного зрачка и угла падения широкоугольных линз.
Мы также избегали более экзотической и дорогой оптики, такой как Contax Zeiss 2/200 Aposonnar, Contax Zeiss 2.8/300 и 4/400 Tele-Aposonnar, Leica 180/3.4 APO-Telyt-R и многих других. Хотя на сегодняшний день это одни из лучших объективов, они, к сожалению, недоступны для большинства людей и представляют собой предмет коллекционирования.
Contax Zeiss 2,8/85 мм Sonnar T*
Наиболее подходящие камеры: беззеркальные камеры, Canon EF (Simmod или обычный адаптер), Nikon F и Pentax K (Leitax).

Возможно, не существует линейки доступных винтажных объективов лучше, чем объективы Contax Zeiss. Эти объективы для зеркальных фотокамер, изготовленные немецкой компанией Carl Zeiss в сотрудничестве с японской Yashica, были разработаны для 35-мм камер Yashica и Contax с байонетом C/Y.
Zeiss, несомненно, самый уважаемый производитель объективов наряду с Leica в то время, работал с Contax еще в 1930-х годах, когда он разрабатывал и производил объективы для дальномеров Contax.
Zeiss сегодня производит множество собственных объективов для многочисленных байонетов — Otus, Batis, Milvus, Touit, а также несколько других, таких как их линейка M-mount. Линейка Milvus, созданная для байонетов Nikon F и Canon EF, может похвастаться рядом объективов, оптическая конструкция которых восходит к линейке Contax Zeiss.
Contax Zeiss 2.8/85 обеспечивает отличное разрешение, от широко открытой диафрагмы до f/11 или около того, когда вы достигаете дифракции (в зависимости от камеры, на которой вы используете объектив). Он обладает традиционно прекрасным микроконтрастом большинства объективов Zeiss, когда объектив передаёт богатство и яркость межтональных сдвигов между более яркой и более темной частями.
Contax Zeiss 3,5/100 мм Sonnar T*
Наиболее подходящие камеры: беззеркальные камеры, Canon EF (Simmod или обычный адаптер), Nikon F и Pentax K (Leitax).

Он медленнее на полступени, чем 85 Sonnar, но это также настолько миниатюрный объектив, насколько это возможно для фокусного расстояния 100 мм. По сравнению с Sonnar 2,8/85 он всего на 1,5 мм больше в диаметре (с той же резьбой для фильтра 55 мм) и на 14 мм больше в длине при 61 мм, а разница в весе составляет всего 26 граммов (260 г против 286 г соответственно).
Контраст превосходный как при широко открытой, так и при закрытой диафрагме, разрешение улучшается и немного выравнивается на f/5.6. При удалении от центра наблюдается некоторый астигматизм, вероятно, из-за остаточной сферической аберрации.
Sonnar 3,5/100 имеет очень похожую конструкцию 5 элементов/4 группы, что и Sonnar 2,8/85, — даже проще, чем конструкция Sonnar 7/3, созданная Людвигом Бертеле в 1932 году для Zeiss Sonnar 50/1,5.
Соедините этот объектив с Contax Zeiss 28-70/3,5-4,5 или 35-70/3,5 (или 2,8/35 и 1,7/50), 2,8/85 и 2,8/135, и вы получите очень хороший универсальный комплект для прогулок, портретной и пейзажной фотографии.
Contax Zeiss 100–300 мм f/4,5–5,6 Vario-Sonnar T*
Наиболее подходящие камеры: беззеркальные камеры, Canon EF (адаптер Simmod или обычный адаптер), Nikon F и Pentax K (Leitax).
Трудно не влюбиться в этот объектив — и на то есть веские причины. Vario-Sonnar — зум-объектив, а многие старинные зум-объективы не очень хорошо работали даже с пленкой, не говоря уже о цифровых изображениях с высоким разрешением. Vario-Sonnar 100–300 мм — исключение. Это не только отличный объектив, но и лучший, чем многие объективы с фиксированным фокусным расстоянием в том же диапазоне, хотя и медленнее. Но для кого-то, кто, например, использует телеобъективы для пейзажной съемки, это вряд ли проблема.
Как и многие более старые зумы, 100-300 Vario-Sonnar представляет собой двухтактную конструкцию, что означает, что кольцо фокусировки и зума объединены — фокусировка выполняется как обычно, а зумирование осуществляется нажатием, чтобы выдвинуть объектив (приближение) или убрать обратно (уменьшить масштаб).
Leica 50mm f/2 Summicron-M (V4)
Наиболее подходящие камеры: только беззеркальные камеры.

На данный момент имя Leica Summicron в основном является нарицательным среди фотографов. “Summicron” — производное от слияния латинских слов summus и kronos (что означает «максимум» и «время» соответственно), а на языке Leica обозначает любой из ее объективов с максимальной диафрагмой f/2. Это правило действует только для объективов, выпускаемых с 1953 года по сегодняшний день — до этого объективы с диафрагмой f/2 имели такие обозначения, как «Summar» и «Summitar». Сегодня Leica производит варианты Summicron с байонетом M с фокусным расстоянием 28 мм, 35 мм, 50 мм, 75 мм и 90 мм — когда-то Summicron 40 мм производился совместно с Minolta.
50-мм Summicron — самая старая линейка, и сейчас она находится в пятой разработке — шесть, если считать Summicron 50/2 APO. Первая версия, выпущенная в 1953 году, представляла собой разборную конструкцию с байонетом LTM (M39) и передним элементом, который царапался, даже если на него чихнуть. Вторая версия перешла на байонет M и жесткую конструкцию, а также вариант с расширенным диапазоном ближней фокусировки, за что получил название “Dual range” («Двойной диапазон»). Третий редизайн перешел к классической черной эстетике с белыми и желтыми буквами и более традиционному дизайну из 6 элементов/4 групп — первые три версии представляли собой конструкции из 7 элементов/6 групп.
Затем, в 1979 году, мы получили четвертую версию (в просторечии «V4»): конструкция аналогична версии 3, но с 8 лепестками диафрагмы вместо 10, и теперь в ней впервые появился прекрасный язычок фокусировки. Пятая версия — наш 50 Summicron. По сравнению с V4, различия в основном сводятся к встроенной телескопической бленде новейшей версии — в остальном оптика осталась идентичной. Это означает, что V4 является одним из самых доступных для приобретения современных объективов Leica.
Более ранние объективы Summicron V4 производились в Канаде, в то время как более поздние версии вернулись в Германию, а их меньший вес по сравнению с более ранними латунными версиями объясняется тем, что они в основном изготовлены из алюминия.
Канадские версии, как правило, немного дешевле, так что вполне можно приобрести именно их.
Некоторые из лучших камер и объективов Leica были произведены в Канаде: знаменитый доктор Вальтер Мандлер, работавший в компании ELCAN (Ernst Leitz Canada) с 1952 по 1985 год, первым изобрел одну из самых новаторских и уважаемых оптических систем Leica, включая Summicron 50 V4.
Обратите внимание, что вы можете найти некоторые объективы Summicron V4 с 6-битным кодированием, чтобы использовать их с цифровыми корпусами Leica M.
Minolta M-Rokkor 90mm f/4
Наиболее подходящие камеры: только беззеркальные камеры.

В 1973 году Leica в партнерстве с японской компанией Minolta разработала новый дальномер, который получил название Leitz Minolta CL или Leica CL. Эта камера работала в паре с недавно разработанными объективами Leica Summicron-C 40/2 и Leica Elmar-C 90/4 — предположительно разработки Minolta. Семь лет спустя на рынке появился Minolta CLE — дальномер, очень похожий на Leica CL, однако он был разработан совершенно независимо от Leica и обладал множеством новых революционных функций.
Наряду с дальномерной CLE Minolta выпустила объективы Minolta M-Rokkor 28/2.8, M-Rokkor 40/2 и M-Rokkor 90/4. Первый был новым объективом, а два последних были оптически идентичны Summicron-C и Elmar-C соответственно. Хотя нужно заметить, что линзы Minolta приобрели многослойное покрытие, обеспечивающее превосходную контрастность и подавление бликов.
Что касается дальномерных объективов с байонетом M, то объективы 90 мм f/4 являются одними из самых дешевых. Многие из них, особенно те, что постарше, по сегодняшним меркам работают плохо, но M-Rokkor 90/4 — исключение. Он также дешевле, чем его аналог марки Leitz, несмотря на превосходное многослойное покрытие.
Этот объектив очень компактный, при этом предоставляет отличное качество изображения. Он идеально подходит для пейзажных снимков, когда вы диафрагмируете до f/5,6 или f/8.
M-Rokkor 90 — один из тех миниатюрных, портативных и доступных вариантов, который должен серьезно рассмотреть любой поклонник винтажных объективов.
Nikon AI-S Micro-Nikkor 55mm f/2.8
Наиболее подходящие камеры: беззеркальные камеры, Canon EF (Simmod или обычный адаптер), Nikon F и Pentax K (Leitax).
Выпущенный в 1979 году объектив Micro-Nikkor 55/2.8 AI-S заменил старый Micro-Nikkor 55/3.5 AI в качестве макрообъектива среднего диапазона. Объектив 55/3.5 был очень хорошим инструментом, но более новый 55/2.8 перешел от конструкции своего предшественника 5 элементов/4 группы к более продвинутой конструкции 6 элементов/5 групп с добавлением CRC («коррекция ближней дальности»). Создатели также увеличили светосилу объектива чуть более чем на полступени, и применили более совершенное покрытие, чтобы максимизировать передачу и контроль бликов.
Конструкция типична для винтажных объективов Nikon AI и AI-S — она прочная, как скала. Что касается производительности, то Micro-Nikkor 55/2.8 очень резок на всех значениях диафрагмы, присутствует незначительная боковая и осевая хроматическая аберрация (последняя практически исчезает при f/5.6).
Есть один недостаток: объектив может достигать максимального коэффициента воспроизведения только 1:2. Однако это легко преодолеть — объективы с более коротким фокусным расстоянием требуют меньшего выдвижения для увеличения. Так что, если вам нужен коэффициент 1:1, вам понадобится удлинительная трубка Nikon PK-3 или Nikon PK-13 или любая аналогичная удлинительная трубка для байонета Nikon 27,5 мм от сторонних производителей.
Nikon Nikkor AI 45mm f/2.8 P и Contax Zeiss 2.8/45mm Tessar
Наиболее подходящие камеры: беззеркальные камеры, Canon EF (Simmod или обычный адаптер), Nikon F (с Leitax для Contax) и Pentax K (Leitax).

Компактные объективы для зеркальных фотокамер имеют долгую историю, насчитывающую не менее полувека. Вот некоторые из них:
— München Hexatar 45/2.8,— Konica AR 40/1.8, — Pentax SMC 40/2.8 и Pentax FA 43/1.9, — Voigtlander Ultron 40/2 SL, — Meyer-Optik Görlitz Helioplan 40/4.5, — Olympus OM 40/2, — Canon EF 40/2.8 STM,— Minolta MD Rokkor 45/2.
И, конечно же, Contax Zeiss 2.8/45 и Nikkor AI 45/2.8 P. Что у них общего? Все фокусные расстояния варьируются от 40 мм до 45 мм, и большинство из них имеют конструкцию Tessar с 4 элементами/3 группами или производную от Tessar.
Дизайн Tessar — один из старейших, который используется до сих пор. Унаследованный от анастигмата — объектива, в котором исправлены практически все аберрации — он был разработан Полом Рудольфом в 1902 году в Zeiss в Германии.
Contax Zeiss 2.8/45 — более старая оптика. Он снимает с некоторой значительной остаточной кривизной поля и астигматизмом. При диафрагмировании до f/5.6 кривизна поля сохраняется, но становится более равномерной. Хотя разрешение и контрастность исключительны.
В свою очередь Nikkor 45/2.8 AI-P — это объектив, который расширяет границы того, что определяет понятие «винтажный объектив». Но учитывая, что объектив 1) давно снят с производства и 2) производился вместе с Nikon FM3A — пленочной 35-мм камерой — можно считать оправданным включение его в этот список.
Как и Contax Zeiss 45, Nikkor имеет дизайн Tessar и встроен в корпус с малой длиной — всего 17 мм. Для справки, это меньше, чем диаметр одного российского рубля, который имеет диаметр 20,5 мм. Contax Zeiss 2.8/45 практически такого же размера.
Что касается производительности, Nikkor приятно удивляет. Разрешение чрезвычайно высокое в центре и середине кадра при широко открытой диафрагме и очень четкое на 95% поверхности кадра при диафрагмировании до f/4 и f/5,6. Кривизна поля опять же присутствует, однако это придаёт снимкам очень нежный, приятный эстетический вид.
Tokina AT-X 90mm f/2.5 Macro
Сделано для: Canon FD, Nikon F, Minolta SR, Olympus OM, Pentax K.
Наиболее подходящие камеры: беззеркальные камеры, Canon EF с адаптером (Simmod или обычный).
Из всех объективов в этой статье Tokina AT-X 90/2.5 Macro чаще всего упускают из виду — большинство людей просто не знают о его существовании и не понимают, чем он отличается от сотен других подобных объективов от разных компаний того времени.
Этот объектив приготовил несколько приятных сюрпризов для своих пользователей. Когда-то он получил прозвище «Бокина» за невероятно красивое, гладкое, маслянистое боке. Но нужно отметить следующее: существует некоторая геометрическая особенность шаров боке при закрытой диафрагме, они не совсем круглые.
Что же нужно для красивого боке? В целом, мы хотим видеть приятное, равномерное размытие элементов, находящихся не в фокусе, отсутствие двойного изображения, блики приятной формы (или шары боке) без странного внутреннего узора, контуров, минимальное размытие и минимальную латеральную и аксиальную хроматическую аберрацию (сферохроматизм). Бокина поражает каждой точкой — даже ее боке на переднем плане очень плавное, что не всегда бывает у объективов с очень мягким размытием фона.
Бокина заслуживает своего внимания и по другой причине: этот объектив безумно резкий на любой диафрагме, на любом расстоянии, в любой точке кадра.
Если придираться, то покрытие линзы далеко не того класса, как, скажем, у Zeiss T — сильные источники света могут значительно размыть изображение по краям кадра, но этого легко можно избежать: либо быть очень внимательным, либо использовать бленду. На f/2.5 также присутствует приличное количество фиолетовой окантовки, но она полностью исчезает на f/5.6. На этом все.
Tokina AT-X 90/2.5, возможно, самый универсальный объектив в этом списке. Это отличный портретный объектив. С закрытой диафрагмой вы можете получить настолько хороший пейзажный объектив, какой можно ожидать от винтажной оптики. Если вы можете работать с максимальным коэффициентом 1:2, этот объектив станет вам добрым другом.
Voigtlander 180mm f/4 APO-Lanthar SL
Сделано для: чаще всего для байонетов Nikon F, Pentax K и M42, но также может подойти Contax C/Y, Olympus OM и Canon FD.
Наиболее подходящие камеры: беззеркальная камера с адаптером.
Этот объектив в каком-то смысле редкость. Он регулярно доступен на eBay, но это менее известная оптика, которая была произведена в очень ограниченных количествах: по некоторым данным, от 1000 до 1300 единиц с различными байонетами Nikon F наряду с еще более редким Voigtlander 125/2.5 Macro APO-Lanthar и гораздо более распространенным Voigtlander 90/3.5 APO-Lanthar.
Этот объектив выходит за временные рамки того, что можно было бы назвать действительно «винтажным»: он выпущен в начале 2000-х годов. Тем не менее, он попадает в данный список, потому что он:
1) входит в число лучших когда-либо созданных объективов;
2) больше не производится;
3) производился не только с байонетами Nikon F и Pentax K, но и с устаревшими байонетами, такими как M42, которые по определению являются винтажными.
Наиболее распространенная версия — это вариант Nikon F. Это чипованный объектив AI-S, а значит, он работает с устаревшими пленочными камерами, а также с любыми современными цифровыми камерами Nikon с возможностью электронной передачи данных EXIF и управления диафрагмой.
Это один из лучших объективов, когда-либо созданных. Качество изображения отличное, от широко открытой диафрагмы до дифракции. Это апохроматический объектив — то есть аксиальная хроматическая аберрация отсутствует — с превосходной способностью запечатлевать высокочастотные детали. Глобальный контраст (или макроконтраст) — разница между значительными светлыми и темными частями изображения — находится на низком уровне, но это помогает сохранить динамический диапазон в экстремальных условиях.
Возможно, лучше всего то, что объектив очень и очень маленький: 7,87 см в длину, хотя он значительно выдвигается при фокусировке. Если держать его в руке, можно подумать, что это объектив с фокусным расстоянием 100 мм.
Этот объектив находится на одном уровне с Zeiss Otus, Leica M APO, Zeiss 2/135 APO Sonnar и некоторыми из последних объективов Nikon Z (и множеством других, независимо от бренда). Не позволяйте его миниатюрным размерам обмануть вас — этот объектив чертовски хорош.
W-Nikkor-C 3,5 см f/2,5 LTM и W-Nikkor-C 3,5 см f/3,5 LTM
Наиболее подходящие камеры: только беззеркальные камеры.
Две винтажные жемчужины: объектив W-Nikkor-C 3,5 см (35 мм) f/3,5 LTM (Leica Thread Mount) и его более быстрый брат с диафрагмой f/2.5 — кроме этой скорости разница между ними незначительна. Разве что цена — W-Nikkor-C f/2.5 примерно в два раза дороже f/3.5.
Эти объективы появились в особенно конкурентный период в истории фотографии — после Второй мировой войны Япония лежала в руинах, а Германия, родина Leica и Zeiss, которые до этого момента доминировала в мире камер и оптики, находилась в состоянии постоянного движения и неопределенности. В течение 40-х и 50-х годов японская компания Nikon выпускала собственные дальномерные камеры со своим байонетом, а также объективы под резьбовой байонет Leica M39. Эти объективы стали очень популярными благодаря своим высоким оптическим и механическим качествам и низкой цене.
Эти два объектива W-Nikkor-C абсолютно крошечные — вероятно, вы смогли бы поместить пять таких в свой карман.
При широко открытой диафрагме они дают приемлемые, слегка эфирные изображения, а при закрытой диафрагме они становятся удивительно резкими по всему кадру — во многом благодаря их не очень простой симметричной схеме двойного Гаусса — с хорошим контрастом и в целом приятным качеством изображения.
Байонет LTM отлично подходит для универсального использования — с ним можно работать на всех устройствах, от беззеркальных Sony, Nikon или Fuji до Leica M11, Barnack Leica, Leica M4 и многих 35-мм дальномерах LTM от Canon и других производителей.
Если вы предпочитаете объективы с нормальным фокусным расстоянием, плюс винтажные дальномерные объективы со средней светосилой, которые можно носить с собой в кармане, не ищите дальше — остановитесь на этих вариантах.
В качестве бонуса
Вы просмотрели список топ-10 винтажных объективов, но и есть несколько других вариантов, которые заслуживают вашего внимания:
— Canon Serenar 28/3.5 LTM
— Contax Zeiss 2.8/135 Sonnar,
— Contax G 2/45 Planar,
— Canon FD 300/4 L,
— Contax Zeiss 2/28 Distagon,
— Leica 60/2.8 Macro-R,
— Leica 135/4 Elmar-M,
— Minolta M-Rokkor 40/2,
— Minolta MD 100/2.5,
— Nikkor AI-S 180/2.8 ED,
— Olympus OM 100/2,
— Ricoh GR 28/2.8 LTM,
— Zeiss ZM 4/85 Tele-Tessar,
— Zeiss 2/135 APO-Sonnar.
— Contax G 2.8/90 Sonnar,
— Kobalux (Avenon) 28/3.5 LTM,
1 комментарий
23 мар. 2022
Саммикрон - давняя хотелка! Картинку невероятную выдает, сразу считывается на что снято
0
0
Ответить