12 типов освещения в кино: основные приёмы

23 нояб. 2021

19748

2

0

1

Различные техники освещения необходимы для создания в фильме стилизованных сцен. Вот почему съёмочная площадка всегда заполнена множеством разных источников света, ведь каждый служит конкретной цели.  

unsplash.com

Кинематографическое освещение очень похоже на освещение для фотосъёмок. Вы, наверняка слышали о многих из перечисленных ниже техниках, особенно если занимались студийной фотографией. Эти знания помогают создать определённое настроение и атмосферу в каждой сцене.

1. Ключевой свет (основной)

Обычно это самый сильный тип освещения в каждой сцене. Ключевой свет в основном устанавливается первым.

Основной свет не всегда должен быть направлен на главный объект. Его можно разместить где угодно, даже сбоку или позади объекта, чтобы создать более мрачное настроение. 

Не размещайте ключевой свет рядом с камерой, так как ваш объект будет выглядеть плоско.

Когда использовать ключевое освещение:

Используйте основное освещение, если хотите привлечь внимание к объекту или выделить его на фоне остальной сцены.

2. Заполняющий свет

Как следует из названия, это освещение используется для заполнения и удаления темных областей, которые создает ваш основной свет. Он менее интенсивен и размещен в направлении, противоположном ключевому свету.

Поскольку целью заполняющего освещения является устранение теней, рекомендуется расположить его немного дальше и/или рассеять его с помощью отражателя (расположенного на 3/4 против основного источника света), чтобы создать более мягкий свет, который распространялся бы равномерно.

Для многих сцен достаточно ключевого и заполняющего студийного освещения, они добавляют кадру достаточно глубины.

Когда использовать заполняющее освещение:

Используйте заполняющее освещение, чтобы нейтрализовать тени или увеличить экспозицию и уменьшить контраст в сцене. С заполняющим светом зритель сможет увидеть большую часть сцены.

3. Подсветка (контражурное освещение)

Подсветка используется для создания трёхмерной сцены. Это освещение обычно находится сзади и немного выше объекта, чтобы отделить его от фона.  

Как и в случае заполняющего освещения, вам нужно рассеять задний свет, чтобы он стал менее интенсивным и покрыл более широкую область вашего объекта. Например, для съёмки в центре кадра вам нужно осветить плечи и основание шеи человека, а не только макушку головы. 

Эту технику также можно использовать отдельно, без ключевого и заполняющего света, если вы хотите сделать акцент на силуэте. 

Когда использовать контражурное освещение:

Используйте подсветку, чтобы подчеркнуть силуэт объекта. Подсветка создает эффект ореола и рождает определённое настроение.

4. Боковое освещение

Боковое освещение предназначено для освещения сцены сбоку, параллельно вашему объекту. Его часто используют отдельно или со слабым заполняющим светом, чтобы придать сцене драматическое настроение или создать светотень. 

При совмещении с заполняющим светом рекомендуется уменьшить интенсивность заполняющего света до 1/8 от интенсивности бокового света, чтобы сохранить драматическое настроение. 

Когда использовать боковое освещение:

Боковое освещение подчеркивает текстуры сцены и позволяет лучше ощутить глубину помещения. Так, предметы кажутся более далекими за счёт того, что пространство между ними выделяется.

5. Реальное освещение

Реальное освещение — это использование обычных рабочих источников света: ламп, свечей или подсветки от мониторов и дисплеев. Обычно они намеренно добавляются художником-постановщиком или осветительной бригадой для создания кинематографической ночной сцены. 

Однако с таким типом освещения не всегда легко работать, поскольку свет от свечей и ламп обычно недостаточно сильный, чтобы осветить объект. Можно использовать скрытый дополнительный мотивированный свет (подробнее об этом ниже) или установить в лампы диммеры, чтобы регулировать интенсивность света.

Когда использовать практическое освещение:

Используйте реальное освещение, когда объекту нужно взаимодействовать с источником света. Например, используйте прикроватную лампу, которая должна функционировать в рамках действия сцены.

6. Отражённый свет

Отражённое освещение — это отражение света от сильного источника света к объекту или сцене с помощью отражателя или любой светлой поверхности, стены или потолка. Так, сцена заполняется большим количеством света и происходит это более равномерно.

Когда использовать отражённое освещение:

Если вам нужно больше окружающего света для сцены. Отражение света, например, от потолка, создает более рассеянное освещение, поэтому свет внутри сцены получается более равномерным и мягким.

7. Мягкое освещение

Кинематографисты используют мягкое освещение как по эстетическим, так и по ситуативным причинам: для уменьшения или устранения резких теней, создания драматического настроения, имитации естественного освещения, или всего вышеперечисленного.

Когда использовать мягкое освещение:

Мягкое освещение подходит для съёмки людей — оно минимизирует появление теней, морщин и пятен.

8. Жёсткое освещение

Жёсткий свет исходит от сильного источника света, это также может быть солнечный свет. Часто это не работает на руку, но иногда все-таки работает для кинематографического эффекта. 

Кадр из фильма «Оно»

Когда использовать жёсткое освещение:

Несмотря на то, что жёсткое освещение создает резкие тени, оно отлично подходит для привлечения внимания к вашему основному объекту или определенной области сцены для выделения контура объекта и подчеркивания силуэта.

9. High Key 

Этот тип освещения используется для создания очень яркой, наполненной большим количеством света сцены без теней, часто близкой к передержке.  

Кадр из фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть 2»

Коэффициенты освещения игнорируются, поэтому все источники света будут иметь примерно одинаковую интенсивность. Эта техника используется во многих фильмах, сериалах, рекламных роликах и музыкальных клипах, но впервые она стала популярной в классический период Голливуда в 1930-40-х годах.

Когда использовать освещение High Key:

Используйте его для съёмок в жанре фантастики.  

10. Low Key

В отличие от High Key, Low Key подразумевает много теней и часто только один сильный ключевой источник света.  

Основное внимание уделяется использованию теней и тому, как они создают эффект тайны, напряжения или драмы, что делает его подходящим для фильмов ужасов и триллеров.

Когда использовать освещение Low Key:

Используйте этот тип освещения для угрюмых сцен, создания стиля нуар или для ночных сцен.

11. Мотивированное освещение

Мотивированное освещение используется для имитации естественного источника света, такого как солнечный свет, лунный свет или свет от уличных фонарей в ночное время.

Это также вид освещения, который усиливает реальное освещение (помните, мы говорили про настольные лампы), если режиссёр или оператор хочет увеличить интенсивность, используя отдельный источник света.

Чтобы мотивированное освещение выглядело как можно более естественно, используются специальные фильтры или цветные гели для имитации тёплого, ярко-жёлтого света, исходящего от солнца, или прохладного, голубоватого, имитирующего свет луны.

Когда использовать мотивированное освещение:

Используйте мотивированное освещение, если вам нужно увеличить интенсивность определенного источника света. Не забудьте про фильтры или диффузоры, чтобы эффект выглядел более естественным. 

12. Окружающее освещение

Использование искусственных источников света — лучший способ создать хорошо освещенную сцену, которая очень похожа на то, что мы видим в реальности, или выглядит даже лучше. 

Однако попробуйте использовать окружающее освещение, которое уже есть на вашей локации, будь то солнечный или лунный свет, уличные фонари или даже свет от вывесок магазинов.

При съёмке днём ​ на открытом воздухе вы можете использовать естественный солнечный свет (с рассеивателем или без него) и дополнить сцену второстепенным светом, направленным на главный объект.

Раннее утро, время после полудня ​​или ранний вечер — отличное время для съемки на открытом воздухе, если вам нужно мягкое освещение. Единственным недостатком является то, что интенсивность и цвет солнечного света непостоянны, поэтому не забудьте спланировать погоду и положение солнца.

Когда использовать равномерное освещение:

Используйте окружающее освещение, если вы не беспокоитесь о конкретном стиле или качестве света.  

Окружающее освещение — это относительно универсальный источник света, который равномерно освещает все помещения или сцены.

2

23 нояб. 2021

19748

2

0

1

1 комментарий

Amin Ettayeb

24 мар. 2024

Очень интересно, спасибо! Жаль референсов немного

Самые новые

Самые читаемые