Тренировка для фотографа: 7 фильмов, где цвет важен

21 сент. 2021

1513

1

0

1

Фотографы и режиссёры часто работают с цветом в кадре. Чаще всего используют противоположные цвета — красный и зелёный, жёлтый и фиолетовый, оранжевый и синий.

Сегодня я собрал подборку фильмов, где цвет имеет значение и играет наравне с актёрами.

«МАТРИЦА»

Братья Вачовски, создавшие вселенную Матрицы, с самого начала сделали важный акцент на цвет — зелёный! Цвет кода на компьютере, а также цвет всей матрицы, которая и есть компьютерное дитя. Действие трилогии происходит сразу в нескольких реальностях. Для того, чтобы зритель визуально отличал события и сцены, режиссёры сделали хитрый ход в колористике фильма: всё, что происходит внутри матрицы, окрашено в зелёные тона, всё, что происходит в реальном мире — холодных синих оттенков. Взгляните сами.

То тут, то там в кадре можно увидеть разные предметы зелёного цвета. Зелёный галстук, зелёный блокнот, зелёная плитка на кухне – всё это было выбрано не случайно. Так создатели фильма оставили подсказки для зрителей.

«ВОЗВРАЩЕНИЕ»

Картина Педро Альмодовара богата на цветовые сочетаниями и отличается серьёзной работой с цветом. Нитью сквозь весь фильм проходит красный.

Каждый кадр в этом фильме составлен со вкусом. Красную нить повествования обрамляют зелёные и синие оттенки.

Красный — цвет страсти. Для испанцев он приобрёл почти сакральное значение. Картина «Возвращение» богата на эмоции, экспрессию и запутанные семейные связи.

«ВНУТРИ ЛЬЮИНА ДЭВИСА»

Дороги, скитания, тоска, депрессивное состояние и отсутствие будущего — вот главное настроение картины братьев Коэн. Главный герой — Льюин, музыкант, которому никак не удается обрести популярность.

Режиссёры намеренно сделали цвета фильма холодными и приглушенными, всё действие происходит в меланхоличном, тусклом свете. Это прямое отражение состояния главного героя.

В некоторых сценах можно встретить сочетание желтого с бирюзовым. Но цвета не радостные, а тусклые и приглушенные, как и вся цветовая палитра фильма. Даже в сценах, которые предполагают ясный солнечный день, нет ни солнца, ни синего неба, ни тёплых красок на стенах домов. Все дышит холодной меланхолией. 

«О БЕСКОНЕЧНОСТИ»

Ещё один фильм со сдержанными оттенками, только совсем по другой причине. Рой Андерссон работает в собственном уникальном стиле, благодаря которому даже по одному кадру сразу можно сказать: «Это фильм Андерссона, сто процентов!». Отчасти это благодаря приглушенной гамме. Только в отличии от Льюина Дэвиса, в фильмах Андерссона есть тёплые краски, правда, и они приглушены: всё в пастельных тонах. В качестве персонажей Андерссон выбирает тучных, маргинальных, не типичных для ролей в кино. Если к этому добавить факт о том, что почти каждая сцена в его фильмах снимается в выстроенном павильоне, где все предметы и люди находятся на опредёленных местах, то бледная картинка шведского режиссера начинает играть новыми красками и смотреть на нее хочется по-другому!

«О бесконечности» — неформальный эпилог его большой трилогии. Фильм-притча, фильм-зарисовка о маленьких моментах жизни простых людей. Герои Андерссона одиноки, просты, маргинальны, почти что чеховские маленькие люди. Возможно, такой подход к колористике фильмов должен подчеркивать это, задавая тональность маленькой жизни героев.

Что любопытно, в фильме есть две сцены, где краски играют иначе. Первая — зарисовка о том времени, когда Гитлер уже потерпел поражение и находится в бункере. Вторая — когда его побежденная армия идет сдаваться. Белый снег и тёмная униформа создают иллюзию чёрно-белой съёмки. 

«ВЫЖИВУТ ТОЛЬКО ЛЮБОВНИКИ»

Красный, как мы уже выяснили в «Возвращении», — экспрессия, цвет чувств и крови. У Джармуша это цвет любви, и его красный вплетается в картину куда более тонкой, почти незаметной нитью.

Фильм о современных вампирах, которым уже много сотен лет, и они устали от человечества. Оба ведут аскетичный образ жизни, наполненный вечным — литературой и музыкой. Почти всё действие картины происходит исключительно в тёмное время суток. Режиссёр расцвечивает ночь огнями неона, экспериментирует с источниками света и использованием.

В фильме нет трагичной меланхолии. В дополнение к главенствующему красному цвету, Джармуш использует сочетание бирюзового и бежевого. Хотелось бы предположить, что холодным бирюзовым автор подчеркивает простых смертных и человечество, разрушающее планету, а теплым бежевым – бережное, вдумчивое отношение главных героев. Однако, по кадрам видно, что это не всегда так. 

«СИЯНИЕ»

Сияние не раз называли одним из самых пугающих фильмов. Чего стоят сцены с лифтом и близняшками в синем. Стоит также отметить изобретательность с точки зрения колористики. Кубрик — маэстро! Здесь красный — это кровь. Настоящая, с отблеском опасности, тревоги и жестокости. Режиссёр с большим вниманием относится к деталям в кадре и за счет них окрашивает отдельные сцены. В том числе, тревожно-красным.

Синий играет в фильме не меньшее значение: Венди (жена главного героя), Денни (его сын), а с ними второстепенные персонажи Дик и девочки-близняшки почти всегда в синей одежде. Синий становится цветом всех невинных жертв. Кубрик заигрывает со зрителем и оставляет цветовые пасхалки. Приехав в отель, Венди заявляет, что её любимый цвет розовый! Правда, розовую одежду за весь фильм она так и не надевает...

В фильме также немало зелёного. Но, в отличие от зелёного кустарника зелёное убранства отеля порой приобретает кислотные оттенки. Возможно, именно этими кислотными полутонами ставится под вопрос реальность происходящего, добавляется сюрреализм, мистицизм. Кислотный козырь — сцена в ванной комнате.

«ТРИ ЦВЕТА: СИНИЙ»

Синий, белый и красный. Это трио — картины Кшиштофа Кесьлёвского, в каждой из которых доминирует конкретный цвет. Такой нейминг не случаен: режиссёер положил в основу французский флаг, все три цвета которого отражают одну из ценностей: свобода, равенство, братство. В случае синего цвета — свобода.

Свобода внутренняя, от своих страхов, навязчивых воспоминаний и прошлого. Именно такую свободу, кажется, ищет Жюли, которая потеряла мужа и дочь в автокатастрофе. Синий в данном случае — это про погружение в себя, медидативность, мысли, сам ритм жизни главной героини. В разных сценах Кшиштоф Кесьлёвский дополняет цвет до уже знакомых сочетаний то тёплым жёлтым, то зелёным.

«2046»

Если бы в этом тексте не было хоть одного фильма Вонг Кар-Вая, то какой же это текст про колористику? Азиатский режиссёр – мэтр ярких, насыщенных красками фильмов. «2046» – жемчужина в собрании сочинений автора. Совершенно разными! Эта картина скорее про созерцательность, нежели про попытку сразу проанализировать запутанный сюжет.

Главный герой, Чоу, пишет бульварные новеллы, а повествование то смежается с возможным будущим из его книг, то возвращается в прошлое, играя в классики со зрителем. В фильме много нуара, неоновых красок и цвета. Автор не использует одну цветовую схему, а жонглирует сразу множеством. Неоново-зелёный с желтым, бордово-красный, пурпурный и зелёный — всего этого в фильме в избытке. Главный герой плывет то по реке воспоминаний, то падает в создаваемые им на бумаге миры, но во всех случаях это ярко! Прошлого с налетом патины ждать не стоит. Редкие черно-белые кадры исключение: ещё один шар колористики в руках маститого жонглёра.

1

21 сент. 2021

1513

1

0

1

1 комментарий

Разве в Матрице зеленые оттенки не были оставлены из-за того, что с хромакеем еще не умели правильно работать?

Самые новые

Самые читаемые