• Статьи
  • Баланс белого: что это такое, как настроить на камере и поправить на постобработке

Баланс белого: что это такое, как настроить на камере и поправить на постобработке

14 янв. 2022

28812

2

0

2

На фотографии ярко выраженный цвет, которого не было в жизни? Лицо модели стало жёлтым и плоским, как блин? Белый кот почему-то окрасился в нежно-розовый? Значит, у вас неправильный баланс белого. Из-за него снег вдруг может стать красным, а кожа приобрести нездоровый синевато-пурпурный или зеленоватый оттенок. Такое часто бывает, если фотографировать при свете уличных фонарей, свечах, в солнечный день в тени листвы.

Рассказываем, что такое цветовая температура, как настроить баланс белого при съёмке на фотоаппарате и как исправить баланс белого в фотошопе и лайтруме.

Иллюстрация автора

Что такое баланс белого и цветовая температура

Баланс белого — параметр, который обозначает оттенок на фотографии или его отсутствие. Понять, что баланс белого неправильный, можно, если посмотреть на чёрные, белые и серые цвета на снимке. Их называют нейтральными. Это значит, они должны быть «чистыми», без примеси посторонних цветов. Но, если баланс белого нарушен, они могут получить жёлтый, синий, зелёный или пурпурный оттенки.

Баланс белого в камере зависит от её настроек и цвета света, с которым мы снимаем. Цвет света иначе называют цветовой температурой. Она измеряется в градусах по шкале Кельвина или просто в кельвинах. 

Высокая цветовая температура обозначает холодный цвет, низкая — тёплый. Цвет температурой от 6 000 кельвинов и выше уже считают холодным, а меньше 4 700 кельвинов — тёплым. Например, цветовую температуру свечи оценивают примерно в 1 000 градусов по Кельвину, а пасмурное небо — в 6 500 кельвинов. При этом нейтральной температурой, при которой свет белый, дневной, считают диапазон от 4 700 до 6 000 кельвинов.

То есть, если вы сфотографируете человека при свечах, на фотографии кожа и всё вокруг будет с примесью ярко-жёлтого. При этом в жизни модель будет казаться совершенно нормального оттенка.

В процессе эволюции мы научились нейтрализовывать «паразитные» цвета. Глаза сами «правят» баланс белого и приводят белый, чёрный и жёлтый к нейтральному значению. Зайдите в комнату с тёплыми лампами накаливания и понаблюдайте — чем дольше вы будете смотреть, тем меньше будете замечать цвет света. Вскоре он будет казаться вам белым, нейтральным. 

А вот фотоаппарат или смартфон не так совершенны, как человек. Они передают картинку, как есть, не подавляя паразитные оттенки. Именно поэтому мы должны помочь технике и выставить баланс белого за неё.

Как настроить баланс белого на фотоаппарате

Баланс белого в фотоаппарате можно настроить тремя способами: 

  • выбрать один из автоматических режимов, опираясь на условия освещения; 
  • настроить «на глаз» в ручном режиме;
  • выставить в ручном режиме с помощью нейтральной серой карты или любого белого объекта.
Компактные карты для настройки баланса белого / wikimedia.org

Автоматические режимы баланса белого

Камера сама правит кадр, добавляя оттенок, исходя из условий освещения. Например, на закате, когда свет тёплый, правильно выбранный режим добавит снимку «холода», уравновесив его. Из-за этого цвета на снимке станут нейтральными, приближенными к реальности. 

Виды режимов:

      1. Автоматический баланс белого

Фотоаппарат сам находит в кадре белый цвет и старается избавить его от паразитного оттенка. Лучше всего работает в диапазоне цветовой температуры от 3 000 до 7 000 кельвинов.

У некоторых камер может быть два подрежима:

  • приоритет внешней освещенности. Сохраняет желтоватый оттенок освещения, чтобы передать атмосферу уюта и цвет источника света;
  • приоритет белого. Полностью удаляет тёплый оттенок, приводя белый к эталонному.

Если в кадре нет белого цвета, велика вероятность, что камера примет за белый любой другой светлый цвет — и тогда ошибок в цветопередаче не избежать.

Подойдёт для репортажей, где нет времени менять для каждого кадра, а условия съёмки быстро меняются. Удобно и универсально, но готовьтесь — кадры придется править на постобработке. 

      2. Настройки баланса белого для естественного света:

  • Дневной свет. Цветовая температура около 5 200К. Можно использовать в течение всего дня при съёмке на улице. Лучше всего этот режим справляется при ярком полуденном солнце.
  • Тень. Температура около 7 000К. Подойдет для съёмки в условиях лёгкого затенения. Например, если во время фотосессии на солнце отойти в тень деревьев.
  • Облачно. Температура около 6 000К. Это соответствует самой верхней границе нейтрального белого освещения. Идеально для пасмурной погоды.

      3. Настройки баланса белого для искусственного света:

  • Лампы накаливания. Температура 3 200 кельвинов. Если выбрать этот режим, камера добавит фотографии холодный цвет для нейтрализации тёплого цвета. В общем, подойдет для ситуаций, когда свет окрашен в тёплый, жёлтый оттенок. 
  • Флуоресцентное освещение. Температура около 4 000 кельвинов. Добавляет на фотографию пурпурный оттенок.

Съёмка с флуоресцентными лампами одна из сложнейших для настройки баланса белого: лампы обладают разной температурой, нет единого стандарта. Кроме того, со временем цветовая температура лампы может меняться.

  • Вспышка. Температура около 6 000К. Подойдет как для встроенных, так и для внешних вспышек. Идеальный режим для белого нейтрального света. Также подойдет для съёмки в солнечный день.

У разных фотоаппаратов автоматические режимы схожи, но могут называться немного по-разному. Например, флуоресцентные лампы или флуоресцентное освещение. 

Деление режимов на подходящие для естественного и для искусственного света условно. Ничто не мешает экспериментировать. Например, режим для съёмки с лампами накаливания подойдёт также для съёмки на закате или восходе. 

Ручной баланс белого

Позволяет самому выбрать значение цветовой температуры в Кельвинах или выставить оттенок. Подойдет для опытных фотографов, которые хорошо видят и чувствуют цвет и свет, а также для экспериментов. Кто сказал, что баланс белого всегда должен быть правильным? Часто на фотографиях и в кино он намеренно сдвинут — тогда это называют «тонировкой». Например, в первой «Матрице» сцены специально окрашены в зеленоватый оттенок.

Интерфейс внутри фотоаппарата для ручной настройки баланса белого. Точка показывает, какое цвета добавятся на будущем кадре / wikimedia.org

Также некоторые камеры позволяют настроить температуру с определённым шагом. То есть камера будет делать три снимка — с выставленной вами температурой, чуть теплее и чуть холоднее.

Серая карта для баланса белого

Позволяет настроить баланс белого по образцу. Для этого нужно сфотографировать объект нейтрального цвета, у которого нет оттенков. Это серый или белый цвета. Следом нужно выбрать получившийся кадр в качестве образца. Теперь камера будет настраивать цветовую температуру последующих снимков, опираясь на него.

Для этого подойдет специальная серая карта. Бывают компактные карты, которые можно брать на выездные съёмки, а также более громоздкие для студийной работы. Также можно найти комплект карт для баланса белого, где есть и серая и белая карты.

Вместо серой карты подойдет любой объект белого цвета. Самое простое — белый лист бумаги или карта для баланса белого / pixabay.com  

Алгоритм настройки баланса белого по серой карте:

  • Максимально близко сфотографировать карту. В идеале, чтобы в кадре вообще не было посторонних объектов. Можно даже отключить автофокус. Здесь важен цвет, а не резкость. Этот кадр вспомогательный, рабочий.
  • Выбрать эту фотографию как эталон для пользовательского баланса белого.

Важно: такой баланс белого будет правильным, если вы снимаете при том же освещении, при котором фотографировали серую карту. Если, например, вы сфотографировали её в студии при естественном свете, а потом включили свет или в окно начало светить солнце, нужно ещё раз проделать предыдущие шаги с новым освещением.

Нейтральные серый и белый дают одинаковый результат, так как оба не имеют примеси цветных оттенков. Принципиальной разницы между ними нет, но считается, что если сцена тёмная, то белый объект может быть лучше видно. 

Стандарт же использовать серую карту (правда, для замера экспозиции, а не правки баланса белого) зародился ещё в 1930-50-ых годах. Тогда исследователи Kodak определили, что стандартная сцена с нормальной освещенностью солнцем интегрирована с коэффициентом отражения около 18%. Позже Kodak выпустили коробку для плёнки, по их словам отражающую 18% света, чтобы фотографы помещали её в кадр и по ней устанавливали экспозицию. Так постепенно 18% серая карта стала стандартом, но также Kodak выпустили и белую, так как особенности фототехники не позволяли корректно считать серый цвет в тёмных сценах.

Как выставить баланс белого в графических редакторах

Баланс белого исправляется по одному и тому же принципу в фотошопе, лайтруме и в программах для обработки фото в телефоне. Даже когда вы выставляете его в камере на съёмке — суть одна и та же. 

Вы анализируете кадр, понимаете, какой цвет здесь паразитный, и добавляете противоположный ему. Так же поступают фотоаппарат, телефон и графический редактор при автоматической правке баланса белого. Поняв, как исправить баланс белого в фотошопе и лайтруме, вы поймёте, как это сделать в любом другом редакторе. 

Чтобы установить правильный баланс белого, у вас есть два ползунка:

  • Цветовая температура (Temperature). На одном его конце синий цвет, на другом — жёлтый. Сдвигая его, вы делаете фотографию теплее или холоднее. Так, если вы снимали при свете ламп накаливания и хотите более холодный кадр, сдвиньте ползунок влево, в сторону синего цвета. 
  • Оттенок (Tint). Более тонкая правка оттенка фотографии. Это ползунок с зелёным и пурпурным цветами на противоположных концах. Сдвигая его влево, вы добавляете зелёный и убираете пурпурный, сдвигая вправо — добавляете пурпурный и убираете зелёный.

Баланс белого в фотошопе

Баланс белого в Adobe Camera Raw (ACR)

Если вы фотографируете в RAW-формате, то, как только перекинете файлы в фотошоп, откроется окно Adobe Camera Raw. Это дополнительный модуль, аналогия с проявочной при съёмке на плёнку (о полезных неочевидных фишках этой программы мы писали здесь). Camera Raw позволяет без потери качества исправить яркость всего кадра или отдельно в светах и тенях, изменить цвет и в том числе настроить баланс белого.

Баланс белого можно исправить:

  • с помощью пипетки «точка белого»:
  • Найти пипетку «точка белого» в левой верхней части ACR.
  • Нажмите ей на область, которая в жизни точно была белого цвета. Это может быть белая одежда, техника, белок глаза, облако, разделительная полоса на асфальте — всё, что угодно.
  • вручную. Исправляя баланс белого таким образом, вы самостоятельно двигаете ползунки Цветовая температура (Temperature) и Оттенок (Tint), добиваясь нужного эффекта.
Пипетка для автоматической настройки баланса белого и ползунки — для ручной в Adobe Camera Raw / Иллюстрация автора

Настройка баланса белого в фотошопе

Если вы снимаете в формате .JPEG, то файлы откроются сразу в рабочем пространстве фотошопа. Там для правки баланса белого есть два инструмента: Кривые (Cruves) и Цветовой Баланс (Color Balance).

В обоих случаях метод работы такой же, как в Camera Raw: с помощью ползунков или кривых вы добавляете цвет, противоположный тому, который хотите убрать. Отличие в том, что в ACR было два ползунка и четыре цвета (синий-жёлтый и зелёный-пурпурный), а в Кривых и Цветовом балансе три кривые/ползунка и шесть цветов. 

Корректирующий слой Цветовой баланс позволяет исправлять баланс белого в трёх областях — тенях, светах и средних тонах. Чтобы переключиться между ними, нажмите на выпадающую строку Тон (Tone) / Иллюстрация автора 

Цвета и их противоположности в Кривых и инструменте Цветовой баланс:

  • Красный и голубой;
  • Зелёный и пурпурный;
  • Синий и жёлтый.
Правка баланса белого в кривых происходит с помощью кривых Red, Green и Blue / Иллюстрация автора

Также в Кривых есть три пипетки: чёрная, серая и белая. Они соответствуют трём нейтральным цветам и с их помощью можно автоматически править баланс белого. Достаточно выбрать с помощью белой пипетки объект, бывший белым в жизни, с помощью чёрной — чёрный, с помощью серой — серый. Если пипетки не помогают и дают не адекватный цвет, придется донастраивать баланс белого вручную. Кстати, работа с кривой и пипетками также позволяет скопировать тонировку с фотографии или кадра из фильма. 

Подробно про то, как устроены Кривые и как с их помощью тонировать и править баланс белого, читайте по ссылке

Баланс белого в лайтруме

  • Откройте фотографию и вкладку Develop, которая находится вверху справа.
  • Используйте первые два ползунка под гистограммой во вкладке Базовые настройки (Basic) — Цветовая температура (Temp) и Оттенок (Tint). 
Чтобы убрать желтизну, добавьте синего, чтобы убрать зелень — пурпурный. И наоборот / Иллюстрация автора

Если вы фотографировали серую карту, белый лист бумаги или точно знаете, какой объект на фотографии в жизни был белым, возьмите пипетку слева от ползунков баланса белого и кликнете по этому объекту. Пипетка называется Выбор баланса белого (White Balance Selector). Выбрать её быстро можно с помощью горячей клавиши W. 

Советы:

  • Чтобы проще настраивать баланс белого в фотошопе, лайтруме или телефоне, сфотографируйте человека с картой баланса белого (серой картой) или белым листком бумаги. Тогда вы точно будете знать, по какому объекту выставлять правильный цвет.
  • Временно поднимите ползунки Насыщенность (Saturation) и Сочность (Vibrance) до максимального значения +100. Так вы точно увидите, какой цвет преобладает на снимке. После того, как настроите баланс белого, ползунки Насыщенность (Saturation) и Сочность (Vibrance) можно вернуть на исходные значения. 

2

14 янв. 2022

28812

2

0

2

2 комментария

Повторить основы всегда хорошо. Спасибо.

Немного раскрыл для себя секреты, с освещением. Для общей статьи супер. Эта статья для фотоаппаратов. Жду такой но более подробный разбор как снимать на iPhone. Так как на телефоне разброс цветов космический и так просто с балансом белым не сыграешь. Хотелось бы профессионала который полноценно разобрал сложности фото чёрных тонов, светло-серый, какао, синий, какао, голубые оттенки. Я думаю статья наберёт много просмотра.

Самые новые

Самые читаемые