• Статьи
  • Бесплатные пресеты для Lightroom: где найти и как адаптировать для своих фотографий

Бесплатные пресеты для Lightroom: где найти и как адаптировать для своих фотографий

26 июня 2023

29852

0

0

0

В современном мире работа с фотографиями не заканчивается на этапе съёмки. После этого фото проходят этап конвертации (цифровой проявки), для ускорения которой используются пакеты готовых настроек — пресеты. Их можно создать самостоятельно, купить или скачать. О том, где бесплатно скачать актуальные в 2023 году пресеты Lightroom и как приручить их, читайте в этом материале.

Пресет позволяет изменить цвет, контраст и насыщенность на фото в один клик / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Что такое пресеты и зачем они нужны
Где скачать бесплатные пресеты для Adobe Lightroom
Как добавить пресеты в Adobe Lightroom
Почему пресет плохо ложится на фото, как это исправить

Что такое пресеты и зачем они нужны

Пресет — это набор настроек, позволяющий быстро получить нужную цветокоррекцию фото. Чаще всего их используют для ускорения работы. Ещё одно назначение — получить тот самый цвет, как у того фотографа, в том фильме, на той фотографии. С этим, правда, иногда возникают проблемы. Об этом речь пойдёт ниже.

Удачный цвет, а значит, и удачный пресет — важный фактор, который определяет, как будут выглядеть готовые фото. Неудачным или неактуальным пресетом легко превратить хорошую съёмку в нечто, о чём будут говорить: «странные фото», «как-то непрофессионально выглядит» и тому подобное. Определённо не те слова, которые хочется слышать о своей работе.

Начинающие в поиске своего стиля в фотографии часто ищут и используют чужие пресеты. И это в целом правильный подход. Ничто не ново под Луной, а в процессе ученичества каждый неизбежно проходит стадию подражания.

Большинство пресетов создаются для «сырых» форматов: CR2 (Canon), NEF (Nikon), ORF (Olympus), ARW (Sony), RAW (Fujifilm). Встречаются и подходящие под JPEG, но их меньше и их приходится отдельно искать. В этом тексте все пресеты созданы для RAW. Если вам интересна работа с пресетами, самое время прощаться со съёмкой в JPEG. Дело не только в том, что таких пресетов больше, но и в том, что «сырой» формат даёт гораздо больше свободы для цветокоррекции.

Где скачать бесплатные пресеты для Adobe Lightroom

Чаще всего бесплатные пресеты можно найти либо на ресурсах фотографов, которые хотят делиться с миром своим творчеством без регистрации и смс, либо у тех, кто эти пресеты продаёт. Обычно у любой конторы, которая торгует каким-то цифровым продуктом, есть бесплатный пробничек.

Во многих местах у вас будут просить адрес электронной почты в обмен на набор пресетов, чтобы потом рассылать вам предложения, акции и скидки. Это вполне нормальная маркетинговая практика — давать потенциальному клиенту небольшой подарок за оставленный контакт. Кого-то такой подход смущает, но тут ничего не попишешь. Можно либо не использовать такие источники, либо смириться с рекламой и положить в свою копилку и пресеты, и подход к маркетингу.

Все ссылки ниже протестированы мной лично. На июль 2023 года все работают, кое-где нужно согласиться на рассылку рекламы, но ниоткуда вирусов я не насобирала.

Greater than Gatsby. Даёт бесплатную подборку из 12 пресетов, заточенных в основном под портретную съёмку и свадьбы. Просит почту, присылает на неё ссылку для скачивания. Очень приличный чёрно-белый пресет, Garden Party Wedding хорош для пасмурных съёмок, Darkroom Film и Hully Gully неплохо справляются с солнечным лесом.

Пресет Garden Party Wedding. Неплохой цвет, хороший контраст, чуть высветленная кожа / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Helene In Between. Миниподборка пресетов от популярного блогера. Просит почту, но верит на слово. Можно вводить любую. Сразу после ввода начинается скачивание. Пресеты сделаны на основе голубо-оранжевого тонирования, хорошо подходят для тревел-фотографии и съёмок в городе. Для крупных портретов спорно — очень много насыщенности.

Пресет 03. Холодная зелень, зерно и интересная форма кривой / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Weedit.Photos. На этом сайте можно бесплатно выкачать целую коллекцию пресетов без регистрации или рекламы. Пресеты расфасованы по темам: плёночные, чёрно-белые, светлые, тёмные, тонированные и так далее. 

Аукцион неслыханной щедрости / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Можно выбрать то, что интересно, и попробовать. Например, так работает один из плёночных пресетов.

Пресет Film Vintage. Стилизованный пресет, подходит для хорошо проэкпонированных контрастных фотографий / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Пресеты под плёнку. Подборка также доступна без регистрации и рассылки. Для тех, кому нравятся поднятые а-ля плёночные тени и лёгкая сепия.

Пресет Standard Film. Приглушённые цвета и мягкие тени / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Пресеты от VSCO. Просит почту, но верит на слово. Опять же, можно ввести любую. Пресеты не слишком хитрые, но вполне рабочие.

Пресет Kodak Ektacolor имитирует резкую и контрастную плёнку / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Fix The Photo. Просит почту, присылает ссылку на скачивание. Проделывать этот ритуал придётся для каждого пресета отдельно. Но подборка достаточно большая и интересная и стоит того, чтобы с ней повозиться. Есть пресеты для свадеб, фуд-фото, мужского портрета, новорождённых и других жанров. Хорошие чёрно-белые пресеты.

B&W soft — классический ч/б пресет, который точно не будет лишним в коллекции / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Существуют десятки и сотни подборок пресетов. Есть одна вещь, которую стоит держать в голове, особенно при покупке. Я бы не советовала брать огромные библиотеки по 100-500 штук.

В таких бывает две проблемы: либо вам напихают пресетов под все случаи жизни (для спорта, для макро, для архитектуры и так далее), и вы больше времени потратите в поисках среди этого хлама чего-то полезного. Либо ещё бывает, когда в большие подборки попадают 20 почти одинаковых пресетов с тонированными тенями, которые практически не отличаются друг от друга. 

Точно имеет смысл найти себе толковые HDR, чёрно-белые пресеты и тил-оранжи (голубо-оранжевые пресеты). Они уже выходят из моды, но ещё много где бывают полезными. 

Сейчас актуальны пресеты  с более чистым, не искажённым цветом и не бросающимся в глаза тонированием, с поканальным контрастом (который даёт много деталей в полутенях и полусветах). Но такие пресеты довольно капризны к условиям съёмки и конкретной модели камеры. 

Тил-оранжи уместны при обработке репортажки, особенно в случаях, когда в кадре много людей в яркой, несочетающейся между собой одежде. Такие пресеты помогают максимально быстро и беспроблемно сделать из пестроты более-менее гармоничное сочетание цветов. Они просты в применении, обычно не требуют сложных подстроек, а значит, отлично подходят в случаях, когда нужно отдать снимки быстро.

Как добавить пресеты в Adobe Lightroom

Открываем Lightroom, переходим в раздел Develop/Разработка. Нам нужна будет левая графа, в которой хранятся пользовательские пресеты. У вас здесь может быть длинный список, а может быть ничего — зависит от того, насколько активно вы работаете с пресетами. Прокручиваем графу до самого верха, чтобы там появилась пиктограмма +.

Кликаем по ней и выбираем пункт Import Presets/Импортировать пресеты / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

После этого нужно будет выбрать директорию, в которую вы сохранили пресеты. И дать команду Import. После этого Lightroom несколько секунд подумает, и пресеты появятся в левой колонке.

Готово, пресеты можно использовать / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Теперь выберите фото, на которое хотите наложить пресет и кликните по имени пресета.

Почему пресет плохо ложится на фото, как это исправить

Самый грустный пункт этого текста. Очень частая история: вдохновлённый новичок покупает (или скачивает) пресеты, которые по превью просто творят чудеса, накидывает их на свои фото, и получается… а ничего хорошего не получается. На превью красиво, у тебя в Lightroom ну, вот так:

Слева оригинал, справа тот цвет, который я хотела бы видеть на этом снимке (чисто для сравнения). В центре два пресета, которые совсем не легли / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Почему так? Очень просто: пресет создаётся с настроек конкретного снимка, снятого на конкретную камеру в конкретных световых условиях. Очень часто имеет значение даже то, в какую одежду одеты люди в кадре. Например, вы смотрите на нежный пресет для портретки, на превью женщина в белом держит младенца на руках. Тоже в белом. Намазываете его на свой снимок, где ваша модель, например, в фиолетовом. И фото уже не смотрится.

Или пресет был сделан под какой-нибудь симпатичный Fujifilm. А у них такие необычные цветовые профили, которых нет у других производителей, что что сделать такой же цвет на другой камере сложно. Я часто работаю параллельно на Fujifilm и Olympus, и у меня хронически два комплекта пресетов под разные камеры. Тут дело в том, что камеры по-разному интерпретируют информацию о цвете и тональном контрасте, поэтому, чтобы добиться схожего эффекта, им нужны разные настройки в Lightroom.

Настройки меняются даже при смене объективов. Часто при переходе, например, с телевика на ширик меняется ББ.

Или пресет собирался под жёсткий контровик, а вы пытаетесь его использовать на снимке с прямым солнечным светом. В этом случае его также придётся подстраивать. Причём чем сложнее пресет, чем больше там всего понакручено, тем меньше шансов, что его удастся приручить.

Что со всем этим делать? Во-первых, не паниковать и посмотреть на параметры экспозиции и баланса белого. Дело в том, что разных камер разных систем будет очень сильно различаться настройка баланса белого. По-хорошему, пресеты на продажу (или просто для других людей) нужно сохранять без пользовательской настройки баланса. Но некоторые люди могут этим пренебрегать.

Так что, если умник-создатель пресета сохранил его вместе с ББ, передайте ему мысленный привет, выставьте баланс на автоматику (или ткните пипеткой в что-нибудь белое на картинке) и посмотрите на неё ещё раз. В четырёх случаях из семи проблема решается с помощью правильного баланса. 

Оригинал, пресет 01 от Helen in Between, тот же пресет с исправленным балансом белого / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Это же относится и к экспозиции — если в пресет зашита коррекция экспозиции на -1, а у вас и так недосвет, снимок будет выглядеть плохо. Такое бывает, когда автор собирал пресет на своём снимке, который был переэкспонирован, и сохранил все настройки вместе с экспозицией.

Если корректировка баланса белого и экспозиции не помогли, дальше есть два пути. Либо смириться, что пресет не подошёл, и попробовать другой, либо пытаться довести до ума этот.

Например, вот так:

Слева направо: оригинал, голый пресет Darkroom Film (Grater than Gatsby), тот же пресет + ББ, тот же пресет + ББ + доработка / Иллюстрация: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Последняя картинка выше меня уже устраивает, пресет выглядит вполне нормально. Чтобы получить её, пришлось поднять вверх значения Highlights/Светлые участки и Whites/Блики. И стало гораздо лучше. Иногда приходится залезть в HSL и поправить там насыщенность какого-то оттенка, иногда — исправить значения контраста или параметры калибровки. Но для этих манипуляций нужно хотя бы примерно понимать, как происходит конвертация и куда лезть. Подробнее о том, как работать с базовыми настройками Lightroom, читайте здесь.

Проблема с пресетами в том, что те, кто ими торгует, часто позиционирует пресет как нечто, что автоматически и гарантированно сделает любые снимки столь же прекрасными, как рекламные фото автора. А это, увы, работает не всегда и не везде.

В семи из десяти случаев пресет приходится незначительно дорабатывать, чтобы он лёг как надо. Сложные пресеты с поканальным контрастом и раздельным тонированием светов и теней частенько приходится дорабатывать для каждой конкретной фотографии внутри серии. Хотя часто идею пресета подают именно так: накинуть его на всю серию и забыть о цветокоррекции.

Как доработать пресет до совершенства:

– поправьте баланс белого (можно воспользоваться автоматикой или пипеткой, подробнее про ББ читайте здесь);

– выставьте нужную экспозицию;

– отсмотрите все вкладки с настройками. Важно понять, на чём построен пресет (на стандартном контрасте (вкладка Treatment/Обработка), на поканальном контрасте (вкладка Tone Curves/Тоновая кривая), на сдвиге цветов (HSL/Цвет), на раздельном тонировании (Split Toning/Цветокоррекция) или на калибровке (Calibration/Калибровка). Помните о том, что существуют пресеты, сочетающие в себе несколько групп настроек;

– после того, как вы определили основные настройки, вокруг которых строится пресет, можно попробовать их подвигать: если смущает избыточный контраст, поработать с ним (вкладки Treatment, Tone Curves), если что-то не с цветом, смотрим HSL, Split Toning и Calibration);

26 июня 2023

29852

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые