Действительно ли в 21 веке камеры дороже, чем в 20-м?

13 июля 2021

265

2

0

0

Бытует мнение, что камеры со временем только дорожают. Хотя в определенных секторах рынка, безусловно, эта мысль обоснована, ситуация с изменением цен на камеры сложнее, чем кажется. 

Век кино

Хотя первый практический фотографический процесс, дагерротип, был изобретен почти 200 лет назад, мы сосредоточимся на камерах, которые были практичны и доступны для среднестатистического человека. 

Первой камерой, которая попадает в эту категорию, была оригинальная Kodak Brownie, выпущенная для публики компанией Eastman Kodak в 1900 году. Не более чем картонная коробка с простой линзой-мениском, Brownie широко продавался в первую очередь как уловка продажи пленки Kodak (изначально — катушка типа 117). Ее цена в 1 доллар (эквивалент 32 долларов сегодня, т.е. почти 2 тыс. 400 рублей) сделала ее коммерчески успешной.

Kodak Brownie / Creative Commons License, Wikimedia Commons

В следующем году Kodak выпустила Brownie No 2 — первую камеру, использующую пленку типа 120, — которая и по сей день остается стандартом для среднего формата. Ее цена в 2 доллара, что эквивалентно примерно 63 долларам в 2021 году (почти 4 тыс. 700 рублей), делает ее винтажным эквивалентом сегодняшних фотоаппаратов Fujifilm Instax.

Широкое распространение 35-мм пленки произошло в 1930-х годах, и она быстро стала невероятно популярной, доступной и удобной в переноске альтернативой средне- и широкоформатным камерам того времени. 

Argus C3, выпущенный в 1939 году, стал одним из самых популярных фотоаппаратов всех времен: было продано более двух миллионов единиц. Он также широко использовался американскими фотографами времен Второй мировой войны.

Argus C3, который в 2021 году будет стоить 675 долларов (около 50 тыс. рублей), можно рассматривать в качестве ранних аналоговых версий нынешних камер, таких как Olympus E-M10 Mark IV или Canon M50 Mark II.

С 1930 по 1960 год мы увидели рост с одного миллиарда снимков в год до трех миллиардов — рост на 200%! В следующем десятилетии, с 1960 по 1970 год, количество фотографий увеличилось на 233%, до десяти миллиардов фотографий в год — это самый большой процентный прирост в 20-м веке. 

Такой резкий рост произошел вслед за революцией в SLR — однообъективных зеркальных фотоаппаратов — и резким увеличением числа производителей, которые продавали камеры всех уровней — от начального до профессионального. 

Nikon F 1959 года был, пожалуй, самой заметной искрой этого пожара: фотоаппарат продавался по скорректированной цене в 3350 долларов (почти 250 тыс. рублей).

Более дешевые камеры того же года — Minolta SR-2 и Canon Canonflex — продавались за скорректированные 2300 (171 тыс. рублей) и 2775 долларов (206,5 тыс. рублей) соответственно.

Nikon F / Creative Commons License, Wikimedia Commons

Мы увидим, что цены немного упадут с 1970-х годов, по крайней мере, на многие корпуса фотоаппаратов. 

В 1975 году флагман Canon F1 продавался за 1550 долларов (115 тыс.), в то время как младший FTb стоил 850 долларов (63 тыс.).

В том же году Pentax K2 будет стоить 2500 долларов (186 тыс.), а Pentax среднего формата 6×7 с объективом 105 мм — 5475 долларов (407 тыс.). 

К концу 1980-х — началу 1990-х ситуация несколько изменилась — по крайней мере, для определенных сегментов рынка. Флагманский Nikon F4 с автофокусом имел скорректированную цену в 5700 долларов (424 тыс.), что значительно ближе к современным флагманам Canon или цифровым зеркальным фотоаппаратам Nikon. 

Однако к этому моменту компактные камеры были чрезвычайно дешевыми — 150 долларов (11 тыс.) за Canon Sure Shot Max и 102,98 доллара (7 тыс. 600 рублей) за Minolta Freedom 50. В отличие от наших дней, тогда подавляющее большинство продаж приходилось на недорогие модели и однообъективные зеркальные фотоаппараты начального уровня.

Цифровая революция

В то время как первая зеркальная камера появилась на рынке в 1991 году, только в 2000 году цифровые фотоаппараты наконец стали доступной и реалистичной альтернативой пленке. 

Nikon D1 обычно считается знаковой камерой, которая перевернула поток от дорогих цифровых фотоаппаратов Kodak DCS к предложениям стоимостью менее 6000 долларов — Fujifilm S1 Pro также был выпущен в 2000 году и был еще более доступным.

Nikon D1 / Creative Commons License, Wikimedia Commons

Nikon D1 дебютировал с ценой в 5 999 долларов (9400 долларов с поправкой на инфляцию, то есть почти 700 тыс. рублей), за ней последовали D1X и D1H в 2001 году, последний из которых показал снижение цены на 1500 долларов.

В следующем году Canon выпустила свою первую полнокадровую камеру Canon 1Ds по цене 7 999 долларов (с поправкой на 11 969 долларов — 890 тыс. рублей). Все модели 1Ds Mark II (2004) и 1Ds Mark III (2008) были впервые представлены по одной и той же цене 7 999 долларов, хотя, конечно, их цены с поправкой на инфляцию за эти годы сравнительно снизились. 

Во флагманской линейке Nikon наблюдалась аналогичная тенденция на протяжении многих лет: D1 (9400 долларов), D2X (7 125 долларов), D3 (6500 долларов), D4 (7000 долларов), D5 (7300 долларов) и, наконец, D6 в 2020 году по скорректированной цене 6750 долларов. Линия конкурентов Canon 1DX продемонстрировала почти идентичную тенденцию, завершившись в 2020 году по той же скорректированной цене в 6750 долларов, что и 1DX Mark III. 

Если учесть эти цифры, цена Sony Alpha 1 в 6498 долларов (483,5 тыс.) вовсе не кажется чрезмерной — и мы, вероятно, можем предположить, что предстоящий Nikon Z9 будет примерно такого же уровня (и, возможно, также Canon EOS R3). 

В то время как цены на высококачественные модели Nikon и Canon либо упали, либо остались такими же, можно заметить значительные изменения в других областях. В частности, самый высокий сегмент рынка, который исторически был средним форматом, за последнее десятилетие претерпел существенные сдвиги вниз.

 Pentax 645D / Creative Commons License, Wikimedia Commons

Противопоставьте Hasselblad H1D 2002 года за 26 900 долларов (2 млн рублей) Pentax 645D 2010 года — это первая камера среднего формата, которая опустилась ниже порога в 10 000 долларов (744 тыс.) (без корректировок). 

В 2014 году преемник Pentax 645Z был представлен за 8 500 долларов (632,5 тыс.), а всего через два года мы увидели выпуск Fujifilm GFX 50S за 6500 долларов (484 тыс.) и Hasselblad X1D 50C за 8 999 долларов (670 тыс.). 

Еще два года спустя GFX 50R стала первой цифровой камерой среднего формата, которая была выпущена с рекомендованной розничной ценой менее 5000 долларов (372 тыс.), а в следующем году Hasselblad X1D 50C II дебютировал по цене 5750 долларов (428 тыс.) — на 3250 долларов дешевле, чем его предшественник. 

И совсем недавно мы увидели выпуск 100-мегапиксельной беззеркальной камеры среднего формата со стабилизацией и фазовым автофокусом по цене меньше, чем Sony Alpha 1 или флагманские модели Nikon или Canon. 

То же самое произошло и с полнокадровыми цифровыми технологиями за последнее десятилетие: Sony Alpha 7 2013 года стала первой полнокадровой камерой, которая была выпущена менее чем за 2000 долларов. 

Однако мы наблюдаем рост числа более дорогих объективов, таких как Nikon Z 50 f/1.8 или Sony Zeiss 55 f/1.8, который был выпущен вместе с Sony Alpha 7 и Alpha 7R. 

Объектив Sony FE Sonnar T* 55mm f/1.8 ZA на fotosklad.ru

А как насчет Leica?

Leica — немецкая компания, специализирующаяся на выпуске цифровых и аналоговых камер для бытового и профессионального применения. Это, кажется, единственная компания, противостоящая тенденции, которой придерживаются все остальные  — не только ее цифровые камеры значительно дороже, чем ее камеры прошлого, но и ее объективы также продаются по довольно высокой цене.

unsplash.com

В 1986 году Leica M6 была продана за 1695 долларов, что эквивалентно примерно 4150 долларам сегодня (около 308 тыс. рублей). 

Leica R4 стоила 2150 долларов, а Noctilux (50 мм f/1.0 в то время) — всего 2775 долларов с поправкой на инфляцию. Сравните это с Leica M10 в 2017 году (с поправкой на 7250 долларов) и нынешней ценой нового Noctilux за колоссальные 12 795 долларов (около 952 тыс. рублей). Фактически, новый Noctilux 50mm f/1.0, купленный в 1986 году, действительно значительно подорожал бы, даже с учетом инфляции. 

Причина несоответствия между Leica и практически всеми остальными сводится к разнице между престижной ценой (Leica) и паритетной ценой (всеми остальными). Концепция паритетного ценообразования — это концепция конкуренции: вы устанавливаете цену на продукт не ниже, чем у конкурента, чтобы оставаться конкурентоспособными. 

Производители постоянно занижают цены друг друга — наглядный пример этого был замечен на арене среднего формата, когда на рынок вышла Fujifilm. Премиальное ценообразование построено на совершенно другой модели — конкурентов нет, поэтому цены можно повышать до тех пор, пока снижение продаж не начнет перевешивать дополнительный доход.

Так почему же люди думают, что фотоаппараты сейчас стоят дороже?

Мы наблюдаем сокращение внутренних цен — верхний предел (средний формат) значительно упал, в то время как нижний предел в значительной степени исчез. 

Когда-то мы считали Nikon D5600 точкой входа любительского уровня, теперь мы видим камеры, такие как Nikon Z50 или Fujifilm X-S10, и обе значительно дороже, но также предлагают более новые и передовые технологии. 

Наконец, с развитием беззеркальных технологий и значительным снижением продаж зеркальных фотокамер многие из камер и объективов, которые мы видим на рынке, являются совершенно новыми. Если раньше вы могли купить объектив 24-70 мм f/2,8 DSLR, который, возможно, был на рынке пять или более лет — и, следовательно, почти наверняка дешевле, чем его стартовая цена, — теперь большинство опций сравнительно новые. 

Значительное количество старых объективов Sony FE уценены по сравнению с их первоначальной ценой, но мы не видим такого большого количества объективов Nikon Z или Canon RF, и даже те беззеркальные объективы, которым пять или более лет, не так желаемы, либо из-за качества изображения или таких факторов, как неисправные моторы автофокусировки. Относительная «новизна» всего, особенно самых востребованных продуктов, меняет восприятие потребителя.

Фотоаппарат Fujifilm GFX 100S Body на fotosklad.ru

Невозможно отрицать одно: технологии камер никогда не были более функциональными, чем сегодня. Возможно, нет более наглядного примера этого, чем Fujifilm GFX 100S, выпущенный по цене, которая была на 500 долларов меньше, чем GFX 50S, но при этом он имеет вдвое большее пространственное разрешение, включает в себя стабилизацию изображения, автофокус с определением фазы и так далее. 

Фотография никогда не была более доступной: в этом году по всему миру будет сделано 1,44 триллиона (!) фотографий, будь то с помощью бюджетного смартфона или же камеры за 6000 долларов.

В 2000 году было сделано 86 миллиардов фото, это означает, что количество снимков выросло на 1 574% за 21 год. 

2

13 июля 2021

265

2

0

0

Самые новые

Самые читаемые