• Статьи
  • Лайфхаки фотографов: для чего можно использовать макрообъектив, кроме макросъёмки

Лайфхаки фотографов: для чего можно использовать макрообъектив, кроме макросъёмки

30 авг. 2021

3307

3

0

2

Фотография: pxfuel.com

Макрообъектив считается узконспециализированной техникой для определённого вида съёмки. Но на вопрос, что можно делать с макрообъективом, правильный ответ — да практически что угодно! 

Безусловно, если вы хотите заняться макрофотографией, то лучшим инструментом будет макрообъектив. Но у макрообъективов есть фишки, благодаря которым они станут интересным решением для других жанров фотографии. 

Разбираемся, что может макрообъектив при съёмке портретов, пейзажей и ночного неба.

Что такое макрообъектив

Как и следует из названия, макрообъектив — это объектив, специально сконструированный для макросъёмки. Задача такого стекла — воспроизвести объект в натуральную величину на матрице или на плёнке. 

Например, если вы фотографируете маленькую монету, изображение на матрице будет идентично по размеру монете в реальной жизни. Коэффициент воспроизведения, он же коэффициент увеличения, составляет в таком случае 1:1.

Объектив с коэффициентом 1:2 воспроизводит объект в половину размера. Объективы 1:1 и 1:2 называют «настоящими макро». Модели с увеличением 1:3 и больше маркетологи иногда тоже называют макрообъективами, но для серьёзной макросъёмки вам нужен именно 1:1 или 1:2. 

Существуют и «ультрамакрообъективы». Они воспроизводят объект на матрице больше, чем в натуральную величину — например, 2:1 или даже 5:1. Их используют для того, чтобы печатать фото интерьерных размеров.

Если вы ищете макрообъектив с универсальным характеристиками для разных фотожанров, нестандартные модели вам не подойдут, лучше выбрать варианты с классическим коэффициэнтом 1:1 или 1:2 

Для макросъёмки лучше брать объективы с коэффициентом увеличения 1:1 или 1:2. Фотография: pexels.com

Плоское поле

Многие фотографы хотят получить от своего объектива резкость по всему кадру, от края до края. Однако у многих не-макростёкол конструкция не может её обеспечить, так как их поле резкости искривленное.

Большинство макрообъективов сконструированы так, чтобы создавать резкую картинку по всему кадру — у них поле резкости плоское. 

Конечно, физика и ограничения оптической конструкции не позволяют добиться идеальной резкости по всему кадру, но для макрообъективов самое важное, чтобы вся поверхность, которую нужно снять крупным планом, находилась в фокусе. Это их важнейшая конструктивная особенность. Благодаря ей макростёкла можно использовать для создания точных двумерных репродукций.

Фокусное расстояние для разных задач

Большинство настоящих макрообъективов имеют фиксированное фокусное расстояние (без зума). Выбирая фокусное расстояние вашего объектива, нужно рассмотреть две основные альтернативы — одна для макросъёмки, вторая для остальных жанров фотографии. 

К примеру, у вас есть два объектива с одинаковым коэффициентом увеличения (допустим, 1:1), но с разным фокусным расстоянием — 40мм и 180мм. Они будут отличаться друг от друга по минимальной дистанции фокусировки. 

В макрообъективах вы достигаете максимального увеличения именно на минимальной дистанции фокусировки — это так называемая рабочая дистанция. Чем длиннее фокусное расстояние, тем больше рабочая дистанция на максимальном увеличении. 

Можно сделать практически одинаковые снимки на макрообъективы 40мм 1:1 и 180мм 1:1, но 40мм стекло будет находиться намного ближе к вашему объекту по сравнению со 180мм. Это критический фактор для съёмки насекомых и других животных, а также для любых движущихся объектов, но не столь важный для неподвижных предметов. 

При использовании макростёкол для других жанров фотографии нужно учитывать и другие факторы. Для повседневной съёмки вполне подойдет стекло 50мм. Портретным фотографам приглянётся макрообъектив около 85 или 105мм. А для пейзажей подойдут и более широкоугольные объективы, и более длиннофокусные в зависимости от типа съёмки. 

Итак, рассмотрим подробнее, для чего используют макростёкла. 

Для марко

Комбинация коэффициента воспроизведения в натуральную величину, возможности фокусировки на минимальной дистанции и резкость по всему кадру делает макрообъективы отличным инструментом для работы с самыми маленькими объектами — от миниатюрных текстур на повседневных объектах до экзотических насекомых.

Чтобы не спугнуть бабочку и лягушку нужен объектив с приличной рабочей дистанцией (в районе 30 см). Фотография: pexels.com

Для портретов

Макрообъективы с нормальными и телефото- фокусными расстояниями — прекрасный вариант для портретов. У них может и не быть огромной светосилы — f/1.2, f/1.4 или f/1.8. У большинства макростёкол максимальная диафрагма — f/2.8, хотя изредка встречаются модели и с f/2. Недостаток светосилы они компенсируют отличной резкостью. На f/2.8 умеренно длиннофокусный (85мм) макрообъектив создаёт красивое плавное размытие фона. 

Возможности работы в макро делают их неплохим выбором для «хедшотов» и съёмки крупным планом. В отличие от них большинство портретных фиксов достигают своей минимальной дистанции фокусировки задолго до того, как лицо модели заполнит весь кадр, и объектив не может сфокусироваться на модели. 

«Хэдшоты» — родная стихия длиннофокусных макрообъективов. Фотография: hippopx.com

Для пейзажей

Отличная резкость и плоское поле фокусировки могут сослужить отличную службу и для ландшафтной съёмки независимо от фокусного расстояния. Резкость объектива — настоящий святой грааль для пейзажистов. А теперь добавьте сюда, что эта прекрасная резкость сохраняется от края до края.

Кроме того, макрообъектив даёт возможность заснять живописный вид, а затем, не меняя стекла, направить камеру себе под ноги, чтобы сфотографировать полевой цветок, насекомое или другое мелкое животное крупным планом. С обычным объективом такой фокус не пройдет.

Пейзаж снят на широкоугольник Laowa 15mm f/4 Wide Angle Macro. Фотография: yarkiy.ru

Для астрофотографии

Знаете, какие ещё оптические приборы часто имеют «плоское поле»? Телескопы. Как и объективы, некоторые телескопы достигают максимальной резкости только по центру кадра — туда, куда мы смотрим, и там, где расположены небесные объекты. Поэтому иногда для астрофотографии добавляют к телескопу специальный «выравниватель поля» (field flattener), чтобы помочь добиться резкости от края до края. Когда картинка в телескопе выровнена, макрообъектив поможет сохранить всю эту резкость от края до края.

На первый взгляд может показаться странным использовать макрообъектив для съёмки объектов, расположенных на расстоянии многих световых лет. Но это вполне рабочий вариант. Главное ограничение для астросъёмки — светосила, хотя максимальной диафрагмы f/2.8 должно хватить для ярких объектов.

В зависимости от фокусного расстояния вашего объектива вы можете снимать и звездные пейзажи, и отдельные небесные тела. Фотография: thomasshahan.com 

Минусы макрообъективов для обычной фотосъёмки

У макрообъективов есть несколько слабых сторон при использовании не по основному назначению. Они характерны не для каждой модели, поэтому перед покупкой нужно изучить все характеристики объектива.

Фокусировка. Во-первых, из-за своей способности фокусироваться от бесконечности до нескольких сантиметров, некоторые модели, особенно старые стёкла с ручной фокусировкой, требуют долгого поворота кольца для наведения резкости. Такой большой диапазон фокусировки от бесконечности до минимальной дистанции позволяет совершать очень точную настройку, что важно при работе с миниатюрными объектами. 

С быстрыми системами автофокуса на новых моделях это не составляет особой проблемы. Но если вы пытаетесь заснять динамичную сцену, долгая перефокусировка может стать препятствием. Некоторые модели позволяют выбирать активный диапазон фокусировки вручную, чтобы помочь объективу не проделывать лишней работы.

Светосила. Второго недостатка мы уже частично коснулись — это светосила. Хотя существуют стекла с максимальной диафрагмой f/2, более светосильных вы уже не найдете. Это не проблема для съёмки макро, ведь большинство профессиональных макроснимков создаётся со штатива. Кроме того, на макроувеличении глубина резкости очень мала, поэтому широкая диафрагма таким стеклам ни к чему. 

Но если вы снимаете при слабом освещении, да ещё и с рук, то лучше иметь объектив с f/1.8 или ниже, поэтому макрообъективы не лучший выбор для вечерней уличной съёмки.

Итоги

Пожалуй, только макрообъектив позволит вам снимать и потрет человека, и «портрет» жука! Фотография:Chris/commons.wikimedia.org/  

Итак, макрообъектив — универсальный инструмент, возможности которого не ограничиваются съёмкой микромира. Вы сможете делать отличные портреты крупным планом, резкие пейзажные фото и снимать небесные объекты. Макрообъектив в сумке подталкивает к креативным решениям, и то, как вы будете его использовать, ограничено лишь вашей фантазией.

При подготовке статьи использовались материалы ресурса bhphotovideo.com (Todd Vorenkamp)

3

30 авг. 2021

3307

3

0

2

2 комментария

Классный текст! Спасибо, это было полезно!

Михаил Зимин

04 сент. 2021

Спасибо за статью. Все сжато до "конспекта студента". Добавлю: молоденьким девушкам портрет на макро-объектив снимать не рекомендовано. Морщинки и макияж будут заметны (если не специальный кадр).

Самые новые

Самые читаемые