Флетлей: как снять, техника, приёмы, идеи

14 июля 2022

4246

0

0

0

Флетлей — это натюрморт, лежащий на столе или другой плоской поверхности, снятый сверху под углом в 90 градусов. Такие снимки распространены в предметной и фуд фотографии, часто используются для оформления соцсетей, вёрстки сайтов и создания рекламной полиграфии. О том, как снять флетлей на смартфон и более продвинутую технику и как сделать кадры красивыми и интересными, рассказываем в этой статье.

Специи, ложки, зелень — один из классических сюжетов фуд-фотографии, снятый сверху / Фото: unsplash.com

Одно время флетлеями были забиты все соцсети, существовали даже блогеры, которые занимались исключительно съёмкой таких натюрмортов, разрабатывали и продавали курсы по фотографированию правильного флетлей. И как всегда бывает с явлениями, которые вдруг становятся очень популярными, в один день флетлей всем надоел.

Таких картинок стало слишком много, и если в начале своей популярности флетлеи вызывали у зрителя интерес как что-то необычное, то через несколько лет они стали восприниматься как банальность. Как картинка со счастливо улыбающейся семьёй из рекламы майонеза.

Как снимать флетлей со штативом и без штатива
   Съёмка со штативом
   Удалённый доступ к камере
   Удачные настройки для съёмки флетлея
Принципы построения композиции и идеи для флетлеев
   Самая большая ошибка при съёмке флетлей-натюрморта
   Выбор фона для съёмки флетлея
   Компоновка, правило третей и соразмерность предметов
   Идеи для создания красивых кадров

Однако, если отвлечься истории флетлея как тренда и вернуться к флетлею как ракурсу, он по-прежнему интересен и используется. Потому что:

  • нужен только один фон. Для классического «стоячего» натюрморта нужно продумывать и тот фон, на котором стоят предметы, и тот, который видно в кадре за ними.
  • прост в реализации (можно снимать и на смартфон).
  • даёт разнообразие при съёмке большого количества предметки. Если, конечно, не делать из профиля «кладбище флетлеев».
  • правильно снятый флетлей довольно универсален. Такие картинки хорошо подходят для создания мокапов и нанесения надписей, что удобно для создания рекламы и вёрстки сайтов и полиграфии.

Как снимать флетлей со штативом и без штатива

Флетлеи можно снимать без штатива, просто держа камеру или телефон в руках над натюрмортом. Однако этот вариант подойдёт для опытных людей, которые могут с ходу составить композицию в голове, потом её за раз снять. Если вам проще сначала разложить основные предметы, потом докручивать общую композицию, перекладывая и поправляя мелочи, проще работать со штативом. Потому что полностью повторять угол наклона и положение камеры от кадра к кадру практически невозможно.

Кроме того, без штатива могут возникнуть проблемы со смазами из-за слишком длинной выдержки. Особенно если в помещении, где вы снимаете, темновато.

Снимать без штатива вполне можно, если светло и вы — не перфекционист / Фото: unsplash.com

Съёмка со штативом

Гораздо удобнее создавать картинки с таким ракурсом при помощи штатива. Это позволит использовать более длинные выдержки и дорабатывать композицию в кадре столько, сколько необходимо. 

Подойдёт не любой штатив. Нам нужна будет модель, в которой штангу можно вытащить и перевернуть на 90 или 180 градусов. Как правило, она есть у более дорогих и продвинутых моделей, например, Manfrotto MKBFRA4GTXP-BH Befree GT XPRO.

У Manfrotto поворот штанги выглядит вот так / Фото: fotosklad.ru

Можно найти более бюджетные варианты. Например, Vanguard Vesta TB204AB. У него штангу можно перевернуть вверх ногами, что тоже позволит снимать под углом в 90 градусов.

Vanguard Vesta TB204AB с перевёрнутой штангой / Фото: fotosklad.ru

В ещё более бюджетном варианте штатив можно заменить, например, на струбцину. Такой вариант подойдёт в том случае, если вы снимаете, например, над кухонным столом, а над ним сверху висит полка. Крепим струбцину на полку, а смартфон или камеру на струбцину — и вуаля. Такой подход позволит неплохо сэкономить. 

Следите только за тем, чтобы струбцина была способна выдержать вес вашей аппаратуры. В противном случае можно уронить и повредить камеру. Если вы снимаете на телефон — вполне рабочий вариант.

Удалённый доступ к камере

Ещё один приём, который позволит сделать работу над натюрмортом более удобной — удалённый доступ к камере через Wi-Fi. Такая возможность есть у большинства свежих беззеркалок и у многих зеркалок. Для съёмки через Wi-Fi потребуются смартфон и специальное приложение. У каждой системы камер оно своё: 

  • у Nikon — SnapBridge;
  • у Canon — Canon Camera Connect;
  • у Fujifilm — Camera Remote;
  • у Olympus — OLYMPUS Image Share;
  • у Sony — Imaging Edge Mobile;
  • у Panasonic — LUMIX Sync.

Такой подход позволяет постоянно видеть кадр, если камера на штативе стоит, например, высоко и каждый раз к ней тянуться неудобно.

Удачные настройки для съёмки флетлея

В принципе настройки камеры для съёмки флетлеев мало чем отличаются от настроек для любого натюрморта. Пробежимся по ним кратко:

  • ISO — 200 или 400 (минимальное, в зависимости от камеры), чтобы избежать шумов;
  • диафрагму лучше всего прикрыть до значений от 4 до 8 и следить за тем, чтобы предметы полностью были резкими. При съёмке раскладок нет смысла в открытой диафрагме, поскольку не нужно уводить фон в размытие;
  • Выдержка может быть любой длины. Можно позволить камере выбирать её автоматически. Если снимаете со штатива, длинная выдержка вам не повредит, если с рук — выбирайте выдержку исходя из того, какую вы способны не размазывать. Подробнее о том, как выбрать выдержку при съёмке с рук, читайте в этой статье.

Ещё одна важная вещь, на которую стоит обратить внимание, это фокусное расстояние. Флетлеи лучше не снимать на широкий угол. Он будет давать искажения в вертикалях более-менее высоких предметов, что не очень красиво.

Слева снимок на широкоугольник (скорее всего, на смартфон), пакет муки слегка «выворачивает» (видно не только верх пакета, но и низ), что делает фото неряшливым. Справа этой проблемы нет / Фото: unsplash.com

Если снимаете на камеру, не берите широкоугольные объективы, а фокусное расстояние зум-объектива устанавливайте в районе 50 мм. Если снимаете на смартфон, используйте двукратный зум.

Принципы построения композиции и идеи для флетлеев

Самая большая ошибка при съёмке флетлей-натюрморта

Самая противная ошибка, которую можно совершить при съёмке флетлея — это чуточку кривой угол. Причём именно чуточку. Если вы снимаете натюрморт сбоку или сверху под углом 45 градусов — это ок. А вот если пытались снять именно чистокровный флетлей, но чуть-чуть недовернули камеру (получилось градусов 80), это брак, это будет заметно.

Кто-то, конечно, может возразить, что в тренде естественность, а значит, ничего страшного. Печаль в том, что такой мелкий недовёрнутый угол дает впечатление не лёгкой небрежности и естественности, а визуальной грязи. Как если снимаешь портрет красивой девушки, а в руках у неё целофановый пакет из ближайшего супермаркета.

Причём если пакет хотя бы видно, то в случае с кривоватым углом у зрителя будет ощущение, что «что-то здесь не так», что картинка «какая-то некачественная». А почему именно это ощущение возникает, сказать будет сложно.

Вроде снято и не сверху, и не сбоку. Просто ад перфекциониста / Фото: unsplash.com

Выбор фона для съёмки флетлея

Для начала нужно выбрать фон для будущего натюрморта. Лучше всего выбирать минималистичные варианты: чем более фактурный будет фон, тем больше он участвует непосредственно в компоновке изображения. И чем более он простой, тем больше даёт пространства для маневра. 

Варианты фонов для съёмки можно найти у себя дома: белые простыни, деревянные столы, полы нейтрального цвета и мраморные столешницы — всё это подойдёт. Крафт-бумага или цветная бумага из магазина канцтоваров — тоже хороший бюджетный вариант. Есть и специальные фотофоны для предметной съёмки. Их можно заказать в интернет-магазинах.

Если в кадре яркие объекты или выразительные тени, в качестве фона можно изспользовать и простой лист ватмана. Чем менее выразительны объекты и фон, тем более фактурный фон есть смысл брать / Фото: unsplash.com

Компоновка, правило третей и соразмерность предметов

Любая раскладка начинается с главного объекта, ради которого всё затевается. Такой объект может быть один, их может быть несколько. Если их в кадре нет, будет не красивая композиция, а хаос. Так что в первую очередь выбираем главный предмет или предметы.

Здесь главный предмет — очевидно чашка кофе. Всё остальное выстраивается вокруг неё / Фото: unsplash.com

Далее находим для главного предмета подходящее место. Одно из фундаментальных правил для подготовки раскладки — правило третей. Его суть такова: если мысленно разделить кадр на трети по вертикали и горизонтали, важные предметы стоит класть на пересечение этих линий. Это работает, поскольку внимание зрителя концентрируется именно на этих точках.

Яркий пример использования правила третей: стаканы попадают как раз на пересечения линий. Верхний левый угол оставлен пустым — вероятно, для нанесения надписей / Фото: unsplash.com

Далее добавляем второстепенный реквизит. Стоит выбирать предметы, которые вписываются в историю, добавляя контекст к главному объекту, но не оттягивают от него внимания. В натюрморте с камерой это может быть моток плёнки, очки и часы, в натюрморте с едой — ложки, специи и полотенца. Распологаем мелкий реквизит так, чтобы кадр выглядел уравновешенным и не перегруженным. Есть несколько базовых классических компоновок для флетлея.

Например, широко распространена композиция в форме буквы C (предметы располагаются по полукругу, в центре которого в перспективе можно разместить надпись или логотип).

Композиция в форме буквы С / Фото: replicasurfaces.com

Существует также композиция в форме буквы S, в которой предметы располагаются таким образом:

Подобные компоновки также попадают под действие правила третей / Фото: i.pinimg.com и foodideas.ml

Важно также следить за соразмерностью объектов в кадре: класть в один кадр большую сумку и крохотные серьги — не лучшая идея. Серьги в таком кадре просто потеряются.

Большая сумка для камер или фото-увеличитель в этом кадре выглядели бы неуместно / Фото: unsplash.com

Идеи для создания красивых кадров

Ритм и паттерны. Классический флетлей строится вокруг того, что есть главный предмет и несколько второстепенных. Но это правило можно смело нарушать и создавать снимки с большим количеством одинаковых предметов.

Выделить главный предмет здесь не получится, но в целом снимок выглядит интересно и необычно / Фото: unsplash.com

Заполненность кадра и минимализм. Снимок может быть как сильно наполненным предметами, так и практически пустым. В принципе имеет право на жизнь даже композиция с одним-единственным предметом на однотонном фоне. Всё зависит от вашего видения и цели. Здесь — полный простор для экспериментов.

Два снимка на одну тему, и каждый хорош по-своему / Фото: unsplash.com

Насыщенные и неоновые цвета. Яркие цвета — тренд последних нескольких сезонов. Просочился он и в предметную фотографию.

Красиво. Дерзко. Практически Энди Уорхолл / Фото: unsplash.com

Игра света и теней. Тени добавляют флетлеям объёма, а если использовать в кадре стеклянные предметы и боковой свет, можно добиться ещё более интересного эффекта.

Преломления света и блики делают эти картинки интересными / Фото: unsplash.com

14 июля 2022

4246

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые