• Статьи
  • Фотосъёмка с одним источником света: распространённые и креативные световые схемы

Фотосъёмка с одним источником света: распространённые и креативные световые схемы

21 мар. 2022

15385

3

0

0

С одним источником света лучше всего учиться отражать и рассеивать его, моделируя изображение. Источник: pixabay.com

Освещение — один из главных и самых вариативных инструментов фотографа. Существует огромное число способов сформировать свет под определённый замысел. Но с начинающим такое разнообразие может сыграть злую шутку. Можно долго сидеть, подбирая подходящую осветительную схему, переживать, что чего-то не хватает, — и так ничего и не снять.

Мы считаем, что начинать нужно с малого. Один источник света — не ограничение, а повод для экспериментов! Поэтому представляем вам список световых схем, построенных на одном источнике света. Вы можете повторить их без особых усилий.

Для всех описанных в статье схем требуется основной свет, им может быть вспышка или постоянный свет. Вы можете использовать импульсные моноблоки, накамерные вспышки или LED-осветители.

Самым важным является то, где расположен источник света, но вам могут также понадобиться световые модификаторы. Подробнее о них мы писали в статье о насадках для студийного света.

Распространённые схемы освещения с одним источником
     Butterfly lighting или световая схема «бабочка»
     Loop lighting или петлевое освещение
     Split lighting или боковое освещение
     Rembrandt lighting или рембрандтовский свет
Креативные схемы освещения с одним источником
     Верхнее освещение из «Крёстного отца»
     Simulating sunlight или имитация естественного освещения
     Reverse key lightning или upstage lighting
     Book light

Распространённые схемы освещения с одним источником

Butterfly lighting или световая схема «бабочка»

Фото: Константин Дёмин, Фотосклад.Эксперт

В этой схеме модель, камера и источник света расположены на одной линии. Источник света устанавливают выше головы модели и наклоняют к её лицу под углом в 45 градусов.

Такой свет смягчает лицо модели, рисует небольшие тени под подбородком и носом. Последняя по форме напоминает бабочку. Она и дала название схеме. 

В этой схеме глаза и обе стороны лица модели равномерно освещены. С помощью butterfly lighting в портретах подчеркивают линию подбородка и скулы.

Она популярна в бьюти-фотографии, а ещё позволяет сымитировать модные снимки в стиле 50-х. Butterfly lighting использовалось для фотографирования некоторых из самых известных звёзд классического Голливуда. Собственно, его второе имя — Paramount lighting, по названию кинокомпании, в лентах которой эта схема была распространена.

С помощью этой схемы можно выделить скулы и создать тени под ними, а также под шеей — что делает модель стройнее. Butterfly lighting также хорошо подойдёт для портретов пожилых людей, поскольку не заостряет внимания на морщинах.

Loop lighting или петлевое освещение

Фото: Константин Дёмин, Фотосклад.Эксперт

Как и большинство схем, loop lighting получил название от создаваемой им характерной тени, которая на этот раз идёт от носа до уголка рта. 

Схема представляет собой butterfly lighting, в котором источник света не находится с моделью и камерой на одной линии. В loop lighting источник света немного отстоит от камеры вбок и повёрнут к модели на всё те же 45 градусов. Как и в BL, свет устанавливается так, чтобы быть выше головы модели, он наклонён к её лицу.

В loop lighting большая часть лица хорошо освещена. Но поскольку источник света стоит чуть сбоку от камеры, к одной из сторон лица добавляются тени (если они покажутся слишком глубокими, к схеме можно добавить отражатель, повёрнутый на 45 градусов к затенённой стороне). Свет должен стоять достаточно далеко от камеры, чтобы создавать эти тени, но при этом достаточно близко, чтобы обе стороны лица были хорошо освещены.

Loop lighting не такой драматичный, как split lighting или rembrandt lighting, но более интересный, чем плоское освещение. Loop lighting придаст портрету глубину, сохранив при этом хорошую освещённость.

Loop lighting также хорошо подходит для людей с овальными лицами. Он помогает выделить и немного приподнять скулы, тем самым сузить и удлинить овал лица.

Split lighting или боковое освещение

Фото: Константин Дёмин, Фотосклад.Эксперт

В этой схеме свет словно делит лицо модели напополам. Одна половина хорошо освещена, другая находится в тени.

Добиться такого эффекта можно, поместив источник света сбоку от модели примерно на высоте лица. За счёт этого свет должен достигать только одной стороны лица, оставляя другую сторону тёмной.

Эта схема создаёт драматичное и мрачное настроение. Распространена в fashion- и коммерческой фотографии, а также добавит разнообразия в набор тематических портретных фотографий.

Rembrandt lighting или рембрандтовский свет

Фото: Константин Дёмин, Фотосклад.Эксперт

Этот паттерн назван в честь знаменитого голландского художника, так как часто встречался в его картинах. Суть схемы — добиться того, чтобы одна сторона лица модели была освещена, другая — затенена. Но на затенённой стороне, на щеке и под глазом должен оставаться световой узор в форме треугольника.

Чтобы добиться такого узора, источник света нужно сдвинуть свет правее или левее относительно loop-схемы и направить его вниз под более крутым углом. А модель должна стоять перпендикулярно камере. 

Креативные схемы освещения с одним источником

Верхнее освещение из «Крёстного отца»

Фото: Константин Дёмин, Фотосклад.Эксперт

Это очень сдержанная схема с яркими областями и глубокими тенями, при этом свет практически не падает на фон (в этой схеме он должен быть тёмным).

В «Крёстном отце» на глазах Марлона Брондо — глубокие тени. Это создаёт таинственное и угрожающее впечатление от персонажа — мы не видим его глаз. 

Источник света нужно расположить прямо над моделью, например, при помощи стойки-журавля, а потом сдвинуть его немного вперёд.

Если свет окажется за моделью, всё её лицо будет затенено. Лоб, нос и скулы будут лишь слегка видны, а это уже скорее какой-то фильм ужасов.

Если слишком вытянуть свет перед моделью, глаза будут освещены, а это противоречит цели. 

Simulating sunlight или имитация естественного освещения

Фото: Константин Дёмин, Фотосклад.Эксперт

Суть этой схемы, как следует из названия, в имитации естественного освещения. 

Свет, бьющий из единственного источника, может отражаться от белых стен, отражателей или фона (чего угодно, главное — цвет). И его характер становится похож на освещение солнечным днем.

Один из способов создания такой схемы — построить вокруг модели П-образную конструкцию из белого пенопласта. Свет необходимо направить в верхний блок. Многократно отразившись от окружающих белых поверхностей, свет станет рассеянным. Если вам покажется, что на лице модели он стал слишком плоским, можете добавить немного чёрной ткани с той стороны, где вы хотите углубить тени. 

Reverse key lightning или upstage lighting

Фото: Константин Дёмин, Фотосклад.Эксперт

Key light — это основной источник света, с помощью которого вы формируете свой объект. Им может быть хоть фонарик, хоть окно. Reverse в этом контексте значит, что свет должен стоять сбоку или чуть позади объекта или модели. В это время камера направлена в ту часть объекта, что покрыта тенью.

Такой подход создаёт отличное ощущение глубины. Схему можно дополнить отражателем, поместив его перед объектом, чтобы рассеять контровой свет. С противоположной стороны от источника света отлично впишется чёрный предмет (ткань, картон, пенопласт, главное — цвет). Его цель — поглотить свет и ещё сильнее затемнить объект со стороны, направленной в камеру.

Эта схема создаёт интересные тени, а это означает глубину, интерес и контраст, давая вам область тени вдоль лица модели, с которой можно играть. 

Book light

Фото: Константин Дёмин, Фотосклад.Эксперт

Этот паттерн был разработан, чтобы добиться мягкого рассеянного света, но при этом не занимать много места, как при использовании стандартного рассеивателя. Это отличный способ смягчить свет, если у вас на руках есть только жёсткий вариант.

Схема такова: сначала свет нужно пропустить через отражатель. Это сделает световой поток более широким и одновременно смягчит его. Поставьте отражатель под углом в 45 градусов к источнику света. Затем свет нужно рассеять. Для этого подойдёт упаковочная пена, пузырчатая пленка, пищевая бумага, калька или белая ткань (нейлон, подкладочная ткань). Её нужно поставить под углом в 45 градусов к отражателю. 

Кроме того, эта схема полезна, если вам нужно приглушить направленный свет, но помещение, в котором вы снимаете, слишком маленькое, чтобы отдалить источник света от объекта. Почему так? Вспоминаем закон обратных квадратов: сила света обратно пропорциональна квадрату расстояния. Выстраивая схему с отражателем, мы увеличиваем расстояние, которое свет проходит от источника до объекта. Тем самым заодно понижаем его мощность.

Как видно по схеме, «книжной» эта схема называется, потому что расположение друг относительно друга напоминает открытую книгу.

Заключение

Бывает, что ограничиваться одним источником света приходится не из-за творческого замысла, а по вполне обыденным причинам. Либо вы ограничены пространством, места в котором хватит только для одного источника света. Либо ограничены бюджетом. 

Попадая в такие ограничения, учишься новому. Когда у вас только один источник света, вы должны научиться контролировать и формировать его: отражать и рассеивать. Добавляя тени, вы углубляете и моделируете изображение.

3

21 мар. 2022

15385

3

0

0

Самые новые

Самые читаемые