Гайд по настройкам накамерной вспышки

27 сент. 2021

24565

2

0

1

Хорошую фотографию с красивым светом можно получить не только в студии, где тебя окружает световое оборудование за десятки тысяч рублей. Как сделать качественные снимки во время фоторепортажа? Что делать, если на улице или в помещении не хватает света? Любой новичок, который задумывается об этом, неизбежно приходит к выводу, что ему нужна внешняя накамерная вспышка. Но купить её — полдела. Главное — научиться с ней взаимодействовать. 

Разбираемся, какие настройки есть у накамерных вспышек, для чего они нужны и как с их помощью получить интересные эффекты на фото.

pixabay.com

Настройки накамерной вспышки

Универсальная фотовспышка Yongnuo Speedlite YN-560 III / Фото автора

У вспышек разных производителей примерно одни и те же настройки. Мы рассмотрим функции кнопок на примере бюджетной вспышки Yongnuo Speedlite YN560 III.

  • Кнопка ON/OFF. Включает и выключает вспышку. Важно зажать её на несколько секунд, чтобы она успела среагировать. В противном случае прибор выключится, не успев включиться. 
  • Кнопка ZOOM. Если нажать на неё, на дисплее вспышки поменяются значения: 24mm, 50mm, 105mm и так далее. Влияет на то, насколько широко вспышка освещает сцену. 

Чтобы она освещала всё равномерно, выбирайте то значение, которое соответствует текущим настройкам вашего объектива. Например, если у вас фиксовый «полтинник», поставьте зум в положение 50mm. Если объектив с возможностью приближения и отдаления, с переменным фокусным расстоянием, то ставьте то значение, на котором снимаете сейчас. Например, вы снимаете портрет на объектив 24-70mm и в данный момент объектив стоит на 70mm, то и на вспышке должно быть то же число.

  •  Кнопка с молнией-стрелкой и значком, похожим на wi-fi. Позволяет переключить режимы управления: 

— накамерный режим;

— ведомый RX-режим. В этом режиме вспышка реагирует на синхронизаторы, а также на другие вспышки. Главное — поставить вспышку на тот же канал, на котором стоит ведущее устройство. Например, оба должны стоять на CH1. У разных вспышек разное количество каналов, на которые их можно поставить;

— ведущий TX-режим (режим есть у более новой модели Yongnuo Speedlite YN-560 IV). В таком случае данная вспышка будет главной, «подтягивая» за собой остальные. Например, если у вас будет две вспышки — Yongnuo Speedlite YN-560 IV и YN560 III, то вторая вспышка будет срабатывать, реагируя на первую, без синхронизатора. Также в этом режиме можно управлять настройками ведомой вспышки, которая стоит в RX-режиме.

— режим M. Позволяет поставить мощность вспышки самому. Для этого достаточно нажимать на кнопки вправо и влево на самой вспышке. Например, если вы видите на вспышке силу импульса 1/1 — это максимальная мощность, 1/2 — половина от максимальной. Минимальная мощность может быть разной в зависимости от модели и производителя. Например, 1/128 или 1/64. 

— режим M + RX. Вспышка ведомая, но уровень мощности можно выбрать самому. Чтобы, например, сделать мощный контровой свет.

pixabay.com

— режимы S1 или S2 (от slave — вспомогательное устройство). Тоже режим подчинения вспышки, но в этом режиме она реагирует на световой импульс других приборов. И на световой импульс синхронизатора в том числе.

В режиме S1 вспышка срабатывает после первого импульса ведущей вспышки. В режиме S2 вспышка реагирует на второй световой импульс, игнорируя первый. Для этого ведущая вспышка должна стоять в TTL-режиме (о нём ниже).

 Эти режимы полезны, если одним импульсом нужно активировать сразу несколько вспышек, расположенных в одном помещении. 

Проблемы с этими режимами могут возникнуть при ярком солнечном свете — он может «перебить» сигнал ведущей вспышки.

  • Кнопка MODE. Переключение вспышки между режимами M и Multi (во вспышках фирмы Nikon — Repeating Flash Function). 

 — M-режим. Вы сами можете выбрать мощность вспышки, как написано в предыдущем пункте. А с помощью кнопок вверх и вниз сделать настройку мощности более тонкой (может обозначаться цифрами 0.3, 0.5 и буквами EV)

— Multi (его ещё называют режим стробоскопа). В этом режиме вспышка даёт несколько импульсов за один кадр. Вы можете настроить мощность, количество импульсов, а также то, как быстро они будут следовать друг за другом (частота).

С мощностью всё понятно — о ней мы говорили выше.

Частота отвечает за скорость и означает, сколько раз в секунду она должна давать импульс. Так, 1 Гц означает, что вспышка должна срабатывать раз в секунду, 2 Гц — два раза за секунду и т.д. Тем не менее, не обязательно всё будет работать именно так, ведь вы можете сами задать количество импульсов. Так, если вы поставите число импульсов 6, а частоту 1 Гц, то вспышка сработает два раза за секунду.

Этот режим нужен для съёмки быстро движущихся объектов, чтобы «заморозить» их движение. Несколько световых импульсов увеличивают вероятность того, что матрица поймает резкий кадр. Также с помощью него делают творческие эффекты, о которых мы расскажем ниже.

— TTL-режим. Есть не во всех вспышках. Камера сама настраивает мощность вспышки, предварительно замеряя освещённость сцены. Если фотоаппарат решит, что в помещении темно, мощность вспышки увеличится, и наоборот.

pixabay.com
  • Кнопка с лампой и нотой — подсветка дисплея и звуковые сигналы. Если просто нажать на кнопку, она включит или выключит подсветку (полезно, если вы снимаете в тёмном помещении). Если зажать и подержать, то включится или выключится предупреждающий звук прибора.
  • Кнопка Pilot. Если нажать, то помогает протестировать вспышку с текущими настройками и убедиться, что они действительно обновились после изменения. Также это помогает проверить заряд батареи, удостовериться, что всё работает корректно. Кроме того, производители добавляют световые сигналы для это кнопки. Если она горит красным при включенной вспышке, это значит, что устройство заряжено и готово к работе. 
  • Индикатор под кнопкой Pilot. Если горит красным, значит, вспышка принимает дистанционный сигнал от синхронизатора. Если горит зелёным, то вспышка либо ещё заряжается, либо у вас в целом низкий уровень заряда у батарей, и они скоро сядут. Если мигает красным — переходит в ждущий режим.

О чём нужно помнить при работе с внешней вспышкой

  • Если направляете вспышку в сторону в надежде, что свет отразится от стен или потолка, учитывайте их цвет — он может проявить на коже модели ненужные цветовые рефлексы. А чёрный цвет сработает как флаг и поглотит свет вспышки.
  • Если достать белую пластиковую бумажку-светоотражатель или, если называть её правильно, встроенную отражающую карту, то она смягчит тени, а также даст блики в глазах модели. 
  • Если вспышка светит уже, чем объектив (например, вспышка светит на 24 мм, а объектив у вас 15 мм), то по краям будет тёмная виньетка. Попробуйте убрать это с помощью рассеивателя — прозрачной прямоугольной пластиковой пластинки, которая выдвигается и ложится на вспышку.
Если направить вспышку прямо в лицо модели, как на данном снимке, оно получится плоским — приподнимите немного «голову» вспышки, направьте её на стены или в потолок, чтобы свет получился интереснее / pixabay.com
  • Чтобы продлить срок службы вспышки, не используйте её на максимальной мощности (значение 1/1).
  • Спереди на вспышках есть элемент из тёмно-красного пластика — это датчик, который помогает вспышке работать дистанционно без подключения к фотоаппарату. Это возможно, если на камеру установить синхронизатор. Если закрыть этот датчик, например, рукой, вспышка не сработает, так как не сможет принять сигналы синхронизатора.

Лайфхаки

  • «Заморозка» движения

Кажется, всё просто и знакомо: чтобы объекты в кадре были в максимальной резкости, поставьте короткую выдержку. Но заморозить движение может и сама вспышка! 

Чем меньше её мощность, тем быстрее она дает импульс и «схватывает» картинку. При минимальной мощности вспышки даже быстро движущиеся объекты заморозятся. 

Но помните: чем слабее вспышка, тем хуже освещен кадр. Поэксперементируйте — на минимальной мощности можно позволить себе сделать выдержку более длинной без ущерба качеству.

Этот эффект подойдет как для съёмки людей в движении, так и для динамичной предметной съёмки с разлетающимися брызгами, каплями воды / pixabay.com
  • Эффект движения

Снимаете ночной город и хотите создать эффектные световые полосы от фар проезжающих автомобилей? А, может, вам нужен «шлейф» за бегущим человеком, усиливающий динамику? Тогда вам понадобится синхронизация по второй шторке.

В чём разница? Если работать в стандартном режиме, когда камера синхронизируется по первой шторке, то фотоаппарат сначала заморозит движение, а затем создаст эффект движения. Получается, размытый шлейф будет перед объектом съемки. При синхронизации по второй шторке камера сначала «соберёт» свет, а потом включит вспышку и заморозит движение. 

На данном снимке синхронизация по первой шторке, поэтому мы видим автомобиль, а перед ним — эффект размытия / pixabay.com

Этот эффект можно получить только при съёмке в движении. Если объект неподвижный, то разницу вы не заметите. 

Включить синхронизацию по второй шторке можно в настройках фотоаппарата. На самой вспышке вы эту функцию не найдёте.

  • Эффект прерывистого движения

Хотите «заморозить» предмет или движущегося человека несколько раз, чтобы усилить динамику? Перейдите в режим Multi, поставьте повышенную частоту и количество кадров. Последний параметр влияет на то, сколько «фантомов» будет у вашей модели.

Снимок, сделанный с помощью вспышки в режиме Multi / pixabay.com

После этого нужно узнать оптимальную выдержку, чтобы фотоаппарат смог запечатлеть эффект. Как это вычислить? Разделите количество на частоту. Например, вы поставили количество кадров 6, а частоту 20 Гц. Получается, что нужно разделить 6 на 20. Тогда ваша выдержка должна быть 0,3 секунды.

В итоге на одном снимке получится несколько «вариаций» одного и того же предмета или модели, на котором видно направление его движения.

  • Фризлайт — рисование светом

Поставьте модель неподвижно, а помощникам дайте светящиеся предметы. Это могут быть свечи, фонарики, гирлянды и даже смартфон с включённым дисплеем. 

Сделайте выдержку подлиннее, а фотоаппарат поставьте на штатив, чтобы избежать смазов. Скорей всего, фотографировать придется в полной темноте, так что переведите объектив в режим ручной фокусировки, сфокусируйтесь, а потом выключите свет. Важно, чтобы модель не перемещалась, иначе она выйдет из зоны резкости.

Неподвижный объект, позади которого на длинной выдержки провели полоской света / pixabay.com

Попросите помощников подвигаться вокруг моделями со светящимися приборами после того, как сработает вспышка и «заморозит» её. Они могут сделать красивые линии, написать фразу, нарисовать фигуры вокруг — звёздочки, сердечки, цветы и т.д. Эффект подойдет для стилизованных портретов или необычной предметной съёмки.

2

27 сент. 2021

24565

2

0

1

1 комментарий

Фотка с Chicago очень атмосферная получилась

Самые новые

Самые читаемые