• Статьи
  • Изучаем классическое искусство: 10 картин, которые вдохновят фотографов

Изучаем классическое искусство: 10 картин, которые вдохновят фотографов

19 июля 2021

1997

2

0

0

Фотография берет начало в классической живописи. До появления камер все портреты, пейзажи и репортажи запечатляли кистью и красками. А значит, рассматривая картины великих живописцев, можно узнать всё, что нужно для того, чтобы умело построить композицию или освещение для снимка. Поэтому сегодня мы взглянем на 10 картин известных художников, из работы которых даже современные фотографы могут почерпнуть новые для себя приемы. 

«Натюрморт с чайником», Поль Сезанн

Несмотря на неидеальность в пропорциях, «Натюрморт с чайником» — это великолепный пример работы с оттенками и контрастом. Источник: commons.wikimedia.org

По сути, любой натюрморт Сезанна можно рассматривать как хороший урок композиции и цвета: фрукты, овощи, посуда и другие предметы всегда гармонично размещаются на столе.

Композиция натюрморта — одна из сложнейших задач, изучение работ этого жанра полезно особенно тому, кто стремится заниматься предметной съемкой. А насмотренность поможет получить навык грамотной драпировки.

«Репетиция», Эдгар Дега

Иногда можно пожертвовать правильностью композиции, чтобы создать «эффект присутствия». Источник: commons.wikimedia.org

Композиция групповых фотографий, особенно в жанре репортажа, всегда непростая задача. Здесь и опираться, как правило, не на что, ведь снимать приходится в условиях реального времени, подстраиваясь под события.

Эдгар Дега во многих работах использовал заполненное и пустое пространство для создания «эффекта присутствия». В «Репетиции» дается сразу несколько планов изображения так, что взгляд зрителя плавно переходит от одного к другому. При этом художник использует и фон, и пейзаж за окном.

«Церковь в Варанжевиле», Клод Моне

«Церковь в Варанжевиле» — один из классических пейзажей Моне. Источник: commons.wikimedia.org

Если выбирать художника, у которого можно научиться видеть тонкости освещения и цветопередачи, то лучший вариант — это Клод Моне. Наверняка каждый видел его работы серии «Вокзал Сен-Лазар», которые послужат прекрасной идеей для фотоистории, или «Белые кувшинки».

В работах Моне всегда есть четкая разница между передним и задним планом, что видно по пейзажу «Церковь в Варанжевиле». Этот прием можно перенести на фотографию — для искусной работы с боке. Также гаммы оттенков, которые берет художник, всегда точно передают настроение пейзажа и время суток.

«Нью-Йоркский кинотеатр», Эдвард Хоппер

«Нью-Йоркский кинотеатр» — вторая по известности (после «Полуночников») картина Хоппера. Источник: commons.wikimedia.org

Одна из самых известных работ американского художника-реалиста совмещает две сцены, объединенные общим сюжетом. Уникальная композиция подчеркивает атмосферу и традиционный для Хоппера мотив уединения и погруженности в себя.

Работа с цветом и настроением, переданным через элементы, выделяет «Нью-Йоркский кинотеатр» среди остальных картин, в том числе и других полотен Хоппера. Для фотографа это прекрасный образец построения сюжета через отдельно взятый момент.

«Нарцисс», Караваджо

Из картин Караваджо можно бесконечно выбирать ту, что подарит больше вдохновения фотографу, но «Нарцисс» — это особое произведение. Источник: commons.wikimedia.org

Караваджо передал в «Нарциссе» эмоциональность благодаря тонкой композиции. Картина делится пополам: на самого Нарцисса и его отражение, созданное почти целиком за счет самых светлых участков верхней половины изображения. 

Как и многие произведения, вдохновленные античной мифологией, «Нарцисс» великолепно подойдет как источник идей фотографам-портретистам.

«Бульвар Монмартр ночью», Камиль Писсарро

Ночная версия бульвара Монмартр в стиле импрессионизма. Источник: commons.wikimedia.org

Еще один шедевр импрессионизма, «Бульвар Монмартр ночью» пригодится тому, кто хочет снимать масштабные ночные городские пейзажи. Светлые пятна среди темного пространства создают атмосферу ночного бульвара. Каждый увидит в картине что-то свое, но само полотно по оттенкам очень схоже с тем, как выглядят ночные фотографии.

У Писсарро есть и дневной вариант пейзажа, но именно ночной больше привлечет внимание фотографов.

«Озорная шутка», Поль Гоген

Гоген создал уникальный стиль живописи. Источник: commons.wikimedia.org

Работы Гогена всегда впечатляют яркими цветами. Именно этому стоит поучиться у него начинающим фотографам. Как и художники, они часто боятся слишком большого количества насыщенных оттенков. Картины Гогена, в том числе и «Озорная шутка», показывают, как эффектно можно использовать цвет.

Также стоит обратить внимание на многоплановое построение композиции. Взгляд зрителя последовательно движется от ярко оранжевого зверя в левом нижнем углу через центральные фигуры справа к мелким персонажам на фоне. Такое построение кадра идеально подходит и для фотографий.

«Предложение полотна тореадору», Мэри Кэссетт

Эта менее известная из всех картина служит прекрасным образцом портрета для фотографа. Источник: commons.wikimedia.org

На картине девушка стоит спиной, блестяще дополняя композицию, — это интересный и редкий прием, особенно в фотографии. Центральный элемент полотна — тореадор, облаченный в «костюм света», как назвала его сама художница. На такие яркие оттенки Мэри Кэссетт вдохновили работы Диего Веласкеса.

«Ослепление Самсона филистимлянами», Рембрандт

В работах Рембрандта помимо света примечательны текстуры: ткани и металлы. Источник: commons.wikimedia.org

В мире живописи Рембрандт известен как великий художник, умело обращавшийся со светом. Поэтому если и учиться освещению сложных композиций, то именно у него. Среди полотен Рембрандта есть немало по-настоящему впечатляющих образцов искусства, например «Ночной дозор» или «Даная», но в качестве лучшего примера мы выбрали «Ослепление Самсона».

На этом полотне свет падает сзади, но персонажи размещены так, что именно благодаря свету безошибочно читается сюжет произведения. Фотограф может с легкостью переложить эту схему на кадр.

«Отречение апостола Петра», Геррит ван Хонтхорст

Позы персонажей на картинах Хонтхорста отражают их эмоции. Источник: commons.wikimedia.org

Хонтхорст, еще один художник золотого века голландской живописи, своих работах, как и Рембрандт, часто опирался на свет. Поэтому среди полотен Хонтхорста немало тех, по которым можно учиться выставлять освещение.

В картине «Отречение апостола Петра» всего два источника света — две свечи: одна чуть более яркая, вторая — приглушенная. При этом все шесть фигур на изображении хоть немного, но подчеркнуты освещением и остаются в зоне видимости на разных планах. Взгляд зрителя, таким образом, следует за светом, постепенно «путешествуя» по всему полотну. Такой прием отлично подойдет для групповых художественных снимков, и фотографам его обязательно стоит попробовать.


В классической живописи можно найти почти все, что применяется и в современной фотографии, поэтому листайте альбомы великих художников и ходите в музеи, чтобы вдохновляться искусством и создавать свое.

2

19 июля 2021

1997

2

0

0

Самые новые

Самые читаемые