Кадрирование портрета: современный подход

26 сент. 2022

7486

2

0

0

Жил-жил себе человек спокойно, потом как сфотографирует портрет, как выложит на всеобщее обозрение, и как узнает из комментариев, что горизонт у него завален, локоть так обрезать совершенно никак нельзя, глаза не по золотому сечению и как вы вообще могли отрезать модели краешек попы. И всё, больше спокойно не живется человеку. Теперь он только читает, как правильно сделать, чтоб в интернете помидорами не закидали.

В этой статье разбираемся, как правильно кадрировать людей и есть ли на самом деле какое-то «правильно» в этом вопросе.

Классические правила кадрирования портрета в студии

Когда мы снимаем кадр, цель которого — показать красоту модели и только, снимаем в теплой уютной студии, на нас не льёт дождь, не слепит солнце, а модель не уезжает от вас на велосипеде в другую галактику, произвольная нарезка частей тела может смотреться неуместно.

В таком портрете важна аккуратная компоновка.Также не стоит трогать границы кадра, если в смысл сюжета не заложены идеи «выхода за рамки», «тесноты», «границ» и «бунтарства», или если вы не показываете ясно, что сама модель — не главный смысл кадра.

Слева — оригинальный кадр, справа — пример небрежного кадрирования. Фото: Olga Yonsh

Так например, если мы отрежем пальцы ног моделям в этом кадре, это будет выглядеть случайной небрежностью в работе фотографа и вызывать у зрителя досаду.

Кадрирование портрета в репортаже

Если же кроме красоты модели у кадра есть ещё какой-то смысл или мы снимаем в не самых приятных условиях, правила игры меняются. 

Здесь уже играют два фактора: в портрете репортажном, жанровом или при съёмке в непогоду, зритель простит вам вольное кадрирование, потому что  оно может усилить впечатление. Так через плоскую картинку можно передать, какой шел ливень, и что вы снимали, намокнув до нитки за три минуты.

Мэтры фотографии не стесняются «резать» людей, и вы не стесняйтесь. Фото: Анри-Картье Брессон

Современное кадрирование портрета в студии

Или зрителю даже не надо будет ничего прощать, обрезка конечностей может подчеркнуть сюжет и передать смыслы.

Здесь смысл кадра слева — показать мастерство визажиста. Мы не волнуемся, есть ли у модели ухо и второй глаз, не кричим, куда автор дел подбородок. В кадре справа героине тесно в рамках, она раздвигает их локтями и упёрлась головой. Ей тесно в рамках настолько, что даже вместо лифчика она использует ватман. Фото: Olga Yonsh

Продолжим тему уместности того или иного кадрирования на примере фотографий для брендов ювелирных изделий. 

Когда главными героями кадров становятся украшения, нас перестаёт удивлять, что красоту модели нам подают лишь кусочно и «как фон». Когда суть кадра — передать красоту украшений или работу визажиста, модель в прямом смысле становится холстом. Так как в привычном понимании холст фотографа — это рамки кадра, довольно часто кадр холст заполняют моделью-холстом почти полностью, чтобы не было пустоты.

Примеры кадрирования портретов для рекламы ювелирных украшений. Фото: слева Vogue Portugal, справа Elle Magazine

В этих кадрах мы не переживаем, вдруг у девушки справа отсутствует половина лица и чьи руки обнимают лицо слева. Однако, если увлечься кадрированием без цели достижения конкретного результата, быть невнимательным или неопытным котиком-фотографом (тем самым, у которого лапки), можно получить кадры, которые выглядят неудачной случайностью, и кадры, в которых непонятно, все ли части тела у модели на самом деле в наличии или наоборот, не больше ли их, чем нужно.

Лайфхаки для кадрирования портрета

Как бороться с невнимательностью? Чем больше вы снимаете, тем больше деталей фотографии можете держать в голове одновременно. Это как с вождением машины. В самом начале обучения большинство из нас не могут переключать передачу, глядя в зеркало и продолжая движение прямо. Навык приходит с практикой. 

Как бороться с непонятной анатомией? Зачастую ошибки кадрирования — это ошибки постановки модели в кадре, её позы. Отчасти можно спасаться тоже практикой: чем лучше вы понимаете, что вы на съёмке видите объемного живого человека, а зрителям покажете только плоскую картинку, тем более критично вы замечаете неудачные позы. 

Но также во многих случаях ошибку кадрирования, совершенную на съёмке, можно решить более крупным кадрированием на этапе  постобработки.

Обратите внимание на кадрирование рук модели. Фото: Vogue Russia

С одной стороны, фотография выше достаточно хороша, чтоб стать обложкой журнала, выбранной из множества кадров профессионалами с большой насмотренностью. Рука здесь акцентирует внимание на серьге в ухе модели — так называемый композиционный приём ведущих линий. Но откуда эта рука? Если задуматься, мы легко понимаем позу модели, но избавиться от мысли, что она растет из головы, довольно трудно. Но что можно «Вогу», то никогда не простят комментаторы в интернете начинающему фотографу.

Почему не рекомендуют обрезать портрет по суставам

Основная причина непонятной анатомии в кадре — именно ошибки позирования, а не кадрирования. 

Наш мозг очень боится увечий. Постарайтесь абстрагироваться от того, что вы это снимали и знаете, что у модели всё хорошо с конечностями. Посмотрите строго: если вам кажется, что у героя кадра руки нет, зрителю это тоже покажется. Это правило касается не только кадрирования — точно так же работает со «спрятанными» из-за позы или предметов на переднем плане частями тела.

Для примера достану из древнего архива свой первый опыт съёмки со студийным светом. Разобраться, как работает световое оборудование, было для меня тогда сложной задачей, поэтому поза подруги-модели была для меня делом десятым. И вот мы получили картину «девушка без левой ноги», но это не имеет никакого отношения к кадрированию.

При помощи кадрирования можно решить проблему неправильного позирования. Фото из архива Olga Yonsh

Справа пример, как за счёт кадрирования я убираю со снимка эту жуткую ассоциацию. Фотография от этого не стала хорошей. Здесь остались плоский свет, сомнительные компоновка и стилизация и отсутствие сюжета. Но нам больше не кажется, что у девушки нет ноги.

Наше воображение готово достраивать всё, что кадрировано, до целого. Нужно только не мешать ему. Я очень люблю экспериментировать отражениями в кадре. Посмотрите, как мало на этих фотографиях модели. От обеих девушек в кадре только ноги. Остальное — частичные отражения в разных зеркалах. Но эти изображения не кажутся нам расчленёнкой, мы понимаем, что на них. Такие фотографии интересно разглядывать.

Отражения в зеркалах хочется разглядывать. Фото: Olga Yonsh

Как лучше кадрировать портрет

На заре фотографии у каждого человека фотографий было мало. И если у вас есть возможность снять только один-два парадных портрета, это не должна быть креативная фэшн-фотография. Это должна быть красивая простая фотография, выполненная по правилам кадрирования, которая понравится бабушке и которую бережно вставят в рамку внуки.

Слева: схема кадрирования портрета от ростового до крупного. Иллюстрация: digitalcameraworld.com // Справа пример отличного делового портрета. Фото: Ярослав Мирошник

Правила изменились, потому что сейчас фотографий много, и кроме делового фото и парадного портрета мы вольны снимать и сниматься как угодно.

Правила аккуратной обрезки диктует нам компоновка — ровное показывание предмета как он есть. Композиция — это всегда про смыслы, когда смысл важнее модели, во благо сюжета мы можем резать её как хотим.

Странное кадрирование — следствие странного позирования и необычных ракурсов. Либо неопытности и невнимательности автора. Странные позы и необычные ракурсы могут быть следствием необычной идеи или неудобных обстоятельств съёмки. 

Зачастую наличие или отсутствие креативного кадрирования диктует тема съёмки.

Если вы снимаете парадный, деловой портрет — воздержитесь от экспериментов. Кадрируйте по пояс или бёдра, пусть обе руки человека будут в кадре целиком. В принципе откажитесь от странных поз и странного кадрирования. На деловом портрете юрист, топ-менеджер или риелтор не должны быть креативными бунтовщиками, а должны быть вызывающими доверие компетентными специалистами.

Если вы снимаете портреты для тиндера, тут тоже в основном никому не нужно творческое кадрирование.

Если вы снимаете рок-группу, фокусника-сюрреалиста, творческий или коммерческий проект, в котором странность, вызов и неоднозначная реакция зрителей — это план, вот, это звездный час для неоднозначного смелого кадрирования.

Практические советы по кадрированию портрета

  • Будьте сами себе самым строгим критиком. Изучайте, как кадрируют мэтры фотографии в том жанре, в котором вы развиваетесь. 
  • Используйте границы кадра как часть истории, которую вы рассказываете, вместо оправданий что «ай, не влезло».
  • Можно резать по суставам, если вы возвращаете отрезанные конечности в кадр обратно через сгиб.
Картина «Возвращение руки с обрезанным локтем». Фото: Olga Yonsh
  • Не знаю ситуаций, в которых имело бы смысл резать посередине глаза.
  • Режьте человека по самым «широким» или наоборот, самым «узким» местам фигуры, если хотите, чтоб он казался массивнее. Режьте по сужающимся или расширяющимся, чтоб он казался изящнее.
  • Решите, что именно вы хотите сказать конкретным кадром. Сюжет определяет композицию и кадрирование. 
  • Избегайте ситуаций, когда «ни два, ни полтора». Если часть тела есть в кадре, сделайте так, чтоб она занимала больше трёх пикселей. Одна подушечка одного пальца смотрится как ненужный мусор и ошибка. Три пальца по две фаланги — как ваш хитрый план. Точно также и обрезка самого краешка одной ноги будет выглядеть небрежностью, но если модель касается границ кадра в нескольких местах — это уже ваш коварный авторский план.

2

26 сент. 2022

7486

2

0

0

Самые новые

Самые читаемые