Традиционно считается, что для пейзажной съёмки идеальным объективом будет широкоугольный. Однако использовать только ширики для этого жанра — значит лишать себя некоторых интересных решений при съёмке пейзажа. В этом материале речь пойдёт о том, в каких случаях длиннофокусные объективы полезны и какие сюжеты можно получить с их помощью.

Сюжеты и приёмы для съёмки пейзажа на телеобъектив
Проблемы съёмки пейзажа на длиннофокусник
Сюжеты и приёмы для съёмки пейзажа на телеобъектив
Телеобъективы — это стёкла с фокусным расстоянием от 70 мм и больше. Чаще всего их используют для съёмки дикой природы, птиц и других мелких объектов, к которым затруднительно подобраться достаточно близко. Это не самый популярный вариант для съёмки пейзажей, но используя телевик, можно получить в этом жанре несколько достаточно интересных сюжетов.

Например, очень интересно снимать на телеобъектив горы и другие очень крупные природные объекты. Казалось бы, крупные сцены удобнее снимать на ширик, в который много «взлезает». Но тут все не так однозначно.
Дело в том, что для того, чтобы пейзаж с горами хорошо смотрелся на умеренный ширик, нужно, чтобы в кадре был какой-то интересный передний план. А если там пустошь или банальная автомобильная дорога, кадр уже не смотрится так выигрышно.

Кадр, конечно, имеет право на жизнь, но не слишком любопытный передний план здесь доминирует, а величественные горы превращаются в полоску на горизонте. Можно, конечно, попробовать подойти ближе, в любом случае перспектива широкоугольника будет «выворачиваться», делая главным героем объект на переднем плане. С близкого расстояния на такой объектив можно снять одну выразительную гряду. Но если хочется снять гряду за грядой, нужно брать в руки телевик.

Важное свойство телеобъективов, которое часто используется в пейзажной фотографии — это их способность «сплющивать» пространство, сжимать его, создавая эффект, что объекты, расположенные далеко друг от друга, на самом деле ближе.
Ярче всего это иллюстрируют кадры с разными природными красотами или архитектурными сооружениями и Луной.

Также это свойство телеобъективов позволяет создавать эффектные картинки при съёмке в городе с высокой точки.

Чтобы получать такие сюжеты, важно, чтобы пространство перед вами было достаточно открытым. Если в 500 метрах от точки съёмки стоит высокий лес, или вы находитесь посреди площади, по которой постоянно туда-сюда снуют туристы, снимать на телевик будет проблематично.

Хороший лайфхак — искать хоть сколько-нибудь приподнятую над землёй точку съёмки. Для длиннофокусных объективов немного верхний ракурс чаще всего самый выигрышный. В отличие от широкоугольников, для которых такая точка съёмки — прямая дорога к тому, чтобы фото выглядели так, словно сняты на мобильник.

Ещё один сюжет, для которого полезен телеобъектив: отдельные крупные детали. Выразительное дерево или трещины в скале, красивый кустарник или одинокий парус в море. Такие детали всегда украшают любую съёмку.

Ещё один интересный вариант использовать телевик — это показать контрасты: например, маленького человека в величественной природе.

Проблемы съёмки пейзажа на длиннофокусник
Первая проблема — это смазы или шевелёнка. Чем длиннее объектив, с которым мы работаем, тем более короткие выдержки могут провоцировать смазы. Поэтому, используя длинный телевик, нужно постоянно держать в голове потенциальный смаз.
Радикальное решение данной проблемы — снимать, используя штатив и пульт дистанционного управления. Если камера неподвижна, длинные выдержки, как правило, совершенно не проблема при съёмке пейзажа.

Вторая проблема, которая касается объективов с фокусными расстояниями от 400 мм — тональная перспектива.
Вообще сама по себе тональная перспектива — это не проблема, а вполне себе художественный приём, который часто используют, чтобы показать глубину пространства.

Но, когда мы снимаем на очень длинный объектив, и между ним и снимаемым сюжетом лежат буквально километры, даже небольшая дымка будет ощутимо портить кадр. К примеру, посмотрим на это фото маяка в Баренцевом море.

Более того, такая дымка неизбежно мешает фокусировке и увеличивает шансы на ошибку. С этой проблемой ничего не поделаешь — разве что можно снимать в максимально ясную и сухую погоду. Впрочем, над нагретой землёй может дрожать воздух. Это тоже может сказываться на качестве фото на телевик.
Третья проблема — слишком маленькая глубина резкости. Часто сюжет, который мы хотим снять на телеобъектив, не помещается в резкость целиком из-за того, что объекты в кадре находятся на значительном удалении друг от друга. Да, перспектива телеобъектива «сплющивает» их, создавая иллюзию сжатого пространства, но глубина резкости от этого резиновой не становится.

С этой проблемой можно бороться, прикрывая диафрагму до значений f/8-16, при них глубина резкости станет очень обширной, и будет меньше шансов получить такую картинку. Но этот подход возвращает нас к шевелёнке. За закрытую диафрагму придётся заплатить или высокими ISO, или более длинными выдержками. Ну или смириться с необходимостью работать со штатива.
И последняя проблема пейзажей на телеобъектив — когда сюжет банально «не влезает» в кадр. На телеобъективы удобно снимать объекты, находящиеся на удалении. А вот если вдруг появляется задача сфотографировать красивое здание, находясь от него в двух метрах, сразу начинаются проблемы.
Тут нужно либо отходить (если есть, куда отойти), либо менять объектив. В этом плане удобнее работать на хороший универсальный объектив с диапазоном фокусных расстояний в районе 24-70 мм или 70-200 мм.