Как снять групповой портрет: композиция и оборудование

02 нояб. 2021

9162

2

0

0

Групповой портрет сложен двумя главными моментами: как расположить людей так, чтобы это выглядело эстетично, а также каким образом равномерно и одинаково хорошо осветить всех героев фотосессии?

Можно пойти по сложному пути и снять каждого героя с хорошим светом и затем сделать коллаж, потратив на обработку общего снимка часы. А можно подготовиться заранее и сделать хороший кадр сразу, чем сидеть в программах и ломать голову. 

Рассказываем, как размещать моделей в кадре и какое оборудование подойдет, чтобы сфотографировать сразу несколько человек.

Источник: piqsels.com

Композиция и позы для группового портрета

      - Одно из главных правил группового портрета — лица всех участников должны быть хорошо видны. Для этого постарайтесь размещать героев в кадре по следующему принципу: их тела могут соприкасаться, визуально перекрывать друг друга, чтобы создавалось ощущение общности, но лица лучше размещать на равном удалении друг от друга. Нарушить этот принцип можно на семейной фотосессии. Например, мать, прижимающаяся к ребенку, будет гармонично смотреться в кадре.

      - Распространенный прием, позаимствованный из живописи — использование геометрических композиций. Суть в том, что лица героев, если провести между ними невидимую линию и соединить, образовывают между собой треугольник, квадрат, круг, диагональ или прямоугольник.

Если использовать треугольник, как основу построения кадра, то в идеале большую часть героев следует располагать в нижней части снимка, а одного расположить вверху, устремляя тем самым композицию вверх. Если в кадре больше трёх человек, то треугольников может быть несколько.

Головы героев образуют овал / piqsels.com

Ещё один распространенный приём — построить диагональ. Она может устремляться в сторону, как бы стараясь уйти в горизонталь, либо идти снизу вверх, стремясь к вертикали. Для большого количества участников диагоналей разной направленности может быть несколько. Либо две диагонали могут пересекаться в центре, визуально формируя клин. Например, в центре может стоять глава кампании, а по бокам — остальные сотрудники. Либо в центре пара молодоженов, а вокруг — гости. 

Две слабо наклонённые диагонали сходятся на модели в центре, формируя клин / piqsels.com

Расположите лица героев по кругу, чтобы показать их общность и закольцевать композицию. Для этой геометрической фигуры часто используют нестандартные ракурсы — снизу, прося героев обступить камеру и наклониться, либо фотографируют моделей сверху, пока они лежат.

Экспериментируйте с разными фигурами. Сочетайте несколько треугольников, треугольник и квадрат, если фотографируете большую группу людей. Задача в том, чтобы зритель или заказчик прочувствовали завершенность, созданную геометрической композицией.

      - Используйте разные планы — ставьте одних людей подальше от камеры, а других — поближе. Это хороший приём для съёмок, где есть явные центральные фигуры, лидеры: молодожены, именинник, глава компании, солист музыкальной группы.

      - Для съёмки большой группы людей пользуйтесь всеми преимуществами локации — рассаживайте героев на стулья, диваны, кресла, просите кого-то присесть или даже лечь, располагайте на разных высотах (если есть лестница). Удачный прием — сфотографировать группу сверху. Готовьтесь сделать несколько одинаковых кадров — кто-нибудь обязательно моргнёт, посмотрит в сторону и вам придется «химичить» в графических редакторах.

При съёмке больших групп людей часто важен сам факт присутствия всех участников на снимке. Едва ли от вас будут трабовать сложную композицию, если вы фотографируете сорок человек. Главное требование тут — всех героев должно быть хорошо видно.

      - Связать между собой людей на фотографии также помогают руки, ненавязчиво показывающие в сторону других героев, лежащие на плечах, обнимающие и так далее. Любое из этих взаимодействий создает ощущение общности, объединяет между собой героев.

В ином случае руки должны подчеркивать позу, либо быть чем-то заняты. Например, если вы фотографируете людей для бизнес-портрета, они могут сложить руки на груди, чуть приподнять подбородки, чтобы продемонстрировать уверенность. Если же вы фотографируете музыкантов, связать их и подчеркнуть общую деятельность помогут, например, музыкальные инструменты в руках.

      - Также композиционно связывает людей в кадре поворот головы, взгляд одного героя в сторону другого. При этом просите моделей немного повернуть лицо в вашу сторону — так, в три четверти, его будет лучше видно.

Связь между героями поддерживается взглядом моделей друг на друга, направлением головы в сторону центра правого участника кадра / piqsels.comэ

      - Располагайте людей на разных уровнях, учитывая их рост. Например, чтобы высокие люди не загораживали более низких, поставьте их на задний план. Если лица «теряются», попросите их податься вперёд и, например, если позволяет логика съёмки (допустим, вы фотографируете семью, либо гостей на свадьбе) дотронуться, обнять стоящих впереди. Ещё вариант — попросить моделей из передних рядов чуть расступиться.

Кроме того, высоких участников фотосессии можно, наоборот, выдвинуть на передний план, посадив на стулья, в кресла, на пол, а более низких участников разместить стоя вокруг.

      - Пользуйтесь ракурсами и возможностями локации, чтобы разнообразить съёмку. Выигрышный вариант для любого жанра от свадебной съёмки до бизнес-портрета — ракурс чуть сверху. Так все участники будут одинаково хорошо видны. Если снимаете «в поле», вам будет достаточно встать выше всех гостей на лестнице. В студии же можно попросить стремянку.

В тёплое время года героев можно положить на траву, голова к голове. Это интересный вариант, если вы фотографируете семью, друзей или детей / piqsels.com

Ракурс снизу привлекателен необычностью. Но он сложен тем, что нужно крайне внимательно следить за лицами. Например, очень возможно, что модели начнут показывать все свои подбородки — вторые, третьи и мнимые.

      - Не ставьте людей лесенкой, чередуя высоких и низких. Точно также смешно будет смотреться бизнес-портрет, где участники выстроены от низкого к высокому. А вот для семейной фотосессии это может стать интересной задумкой — так можно сделать акцент на разных поколениях.

Техника и настройки камеры для съёмки группового портрета

      - Если снимаете в фотостудии, осветить большую группу людей поможет самый большой софтбокс, который предоставляются вместе с арендой зала. Как правило, это октобокс. Например, Raylab SPG150 или Godox SB-FW140.

Часто эта световая насадка настолько громоздкая и тяжелая, что её крепят на журавль — специальную стойку с грузом-противовесом, которая позволяет вращать источник света и поднимать его высоко над моделями. 

Следите, чтобы головные уборы, лица, руки не перекрывали свет, падающий на других участников сцены / piqsels.com

      - Для того, чтобы пропорции на групповом портрете не искажались, используйте классические объективы со средним фокусным расстоянием. Считается, что это объективы в диапазоне от 35 до 50мм.

Если в помещении, где вы фотографируете, мало места, можно использовать широкоугольный объектив. Но готовьтесь, что фотографию придется либо кадрировать, либо исправлять перспективу в графический редакторах — из-за широкого угла могут «поплыть» стены, ноги моделей — стать неестественно длинными, а люди, стоящие по краям кадра, — «расплющиться».

      - При съёмке в помещении, например, в здании компании, на свадебном репортаже, в загсе, поможет внешняя вспышка, которую можно установить на стойки. Направьте вспышку в стены или в потолок, не светите напрямую на лица, иначе они выйдут плоскими. Главное, не забыть взять синхронизатор.

      - Используйте серийную съёмку. Так камера быстрее запечатлеет сцену и, следовательно, у вас будет больше похожих снимков, чтобы выбрать из них удачный — тот, где у всех (или почти всех) участников открыты глаза, есть улыбки, а на лицах естественное выражение.

Серийная съёмка позволяет с большей вероятностью поймать подвижных, эмоциональных детей на семейных съёмках / piqsels.com

      - Если там, где вы снимаете, темно, поставьте более длинную выдержку. Для того, чтобы кадры не получились смазанными из-за дрожащих рук, закрепите камеру на штатив.

Но и в условиях хорошего освещения штатив помогает — на групповых снимках, где очень много людей, невозможно контролировать каждого. Один моргнет, другой посмотрит в сторону. Поэтому часто приходится «пересаживать» глаза, губы и даже целые головы с одной фотографии на другую. В данном случае штатив обеспечит одинаковый ракурс. 

      - При съёмке групповых портретов закрывайте диафрагму, чтобы все лица были в резкости. Всё индивидуально, но попробуйте диапазон от f/8 до f/16.

Руководствуйтесь принципом: чем больше людей, тем больше число после f. Но помните, что закрытая диафрагма делает фотографию более тёмной, так как в фотоаппарат попадает меньше света. 

2

02 нояб. 2021

9162

2

0

0

Самые новые

Самые читаемые