• Статьи
  • Архитектурная фотография: советы и лайфхаки от Артёма Арутюнова

Архитектурная фотография: советы и лайфхаки от Артёма Арутюнова

06 сент. 2021

757

1

0

0

За пять лет в фотографии Артём Арутюнов прошёл путь от съёмки пейзажей до абстракционистской архитектурной фотографии, а его паблик «ВКонтакте» разросся до 100 тысяч человек. 

Мы пообщались с Артёмом и узнали, как он готовится к съёмкам, на что обращает внимание при обработке, за что не любит сверхширокоугольные объективы и почему считает важным не смотреть на работы других коллег.

Фото: Артем Арутюнов / vk.com/cons_ph / vk.com/luxnocturnal

О творческом пути и том, как найти свой стиль

— Как вы пришли к архитектурной фотографии?

Довольно забавно. Начинал я с природы — меня привлекало то, как она выглядит в закатном свете, какие магические сюжеты могут получаться, если просто наклониться вниз. Но потом я понял, что это банально и легко. И решил переквалифицировать себя. Выбор пал на архитектурную фотографию, потому что на тот момент я не понимал, как снять задание красиво в контексте того, чтобы оно выглядело не так, как на самом деле. То есть как добавлять что-то от себя, ведь архитектурное произведение — законченный продукт. К этому умению я пришел только через пять-шесть лет творческого пути.
Фото: Артем Арутюнов / vk.com/cons_ph / vk.com/luxnocturnal

— Помните, когда вы впервые сфотографировали то, что стало визитной карточкой вашего стиля?

Тогда я снял статую в Коломенском во время цветения, и всем зашел этот снимок. После подруга сказала: “Артём, если тебе так нравится скульптура, пойдем в Пушкинский музей”. Именно в этот момент произошел самый большой сдвиг в моей фотографии — я познакомился с академическим искусством, скульптурой, архитектурой эпохи Ренессанса, барокко и готики. Я влюбился в архитектуру. В её форму, содержание, в то, как исторические эпохи выделяются на фоне друг друга, какими элементами привлекают внимание. В тот момент у меня произошел щелчок, и я начал целенаправленно снимать архитектуру. 
Статуя в Коломенском во время цветения / Фото: Артем Арутюнов / vk.com/cons_ph 

— Есть ли принципы, которые вы перенесли из прошлого опыта в архитектурную фотографию?

Доработка цветового содержания, создание уникальной картинки. По части формы из съемки академического искусства я, к сожалению, ничего не перенес. Когда ты снимаешь его, ты снимаешь то, что есть, не выдумывая. Иначе может получится ерунда, ведь там много завязано на связи светотени и цвета.
Снимая искусство, переработка цвета должна быть детально продумана, считает Артем / Фото: Артем Арутюнов / vk.com/cons_ph 

— Можете выделить личные принципы архитектурной съемки, от которых стараетесь не отступать?

У меня только один принцип — снимать архитектуру так, чтобы не снимке было ничего, что отвлекало бы внимание зрителя. Других объектов, людей, визуального мусора. Моя цель — передать архитектуру в максимально абстрактной и содержательной форме.

— Какие художники, фотографы, режиссеры вас вдохновляют? Кто, как вы считаете, повлиял на вас в большей мере?

Я — самоучка, поэтому для меня самый важный пункт — отсутствие референса. Я стараюсь не контактировать с другими авторами, не брать вдохновляющие моменты из фильмов и других продуктов масс-медиа. Я — сторонник максимального отождествления себя со своей деятельностью, и хочу, чтобы она была отражением моих взглядов на мир, принципов, идей. В тот момент, когда я начну замещать свои идеи референсами и чем-то где-то увиденным извне, я начну замещать собственную идентичность.
Фото: Артем Арутюнов / vk.com/cons_ph / vk.com/luxnocturnal
 Я стараюсь находиться в информационном вакууме. Например, почти не листаю ленту Инстаграма и ВК. Я люблю незамутненный рассудок, чистый полет сознания. Тогда ты создаешь максимально “честный” продукт. Потому что это — твое, ты сам это увидел, сам это покрасил, сам отснял. Если ты приходишь на локацию, чтобы сделать как кто-то, то это уже ненужная деятельность. Таких фотографов и так уже много, а я стараюсь быть собой.

— Как найти свой стиль в архитектурной съемке?

Нужно понять, что вам нравится, что трогает вас, заставляет рефлексировать, что бы вы хотели показать. Всё упирается в отклик, способ и подачу. Архитектура — завершенный объект. Люди, которые строили здание, продумывали его так, чтобы оно было максимально фотогенично. От себя остается добавить лишь взгляд и восприятие. Архитектурная фотография упирается не в идею, а в визуальные и эстетические приемы. Поэтому поиск стиля — это идти по собственным вкусовым предпочтениям.
Фото: Артем Арутюнов / vk.com/cons_ph / vk.com/luxnocturnal

О подготовке к съемке и техническом оснащении фотографа-архитектурщика

— Как вы выбираете объект для съёмки?

Четких критериев нет. Всё упирается в моё субъективное восприятие, чувство эстетики и прекрасного. То есть, если я понимаю, что могу снять этот объект как-то не так, привнести что-то авторское, то берусь за съемку.

— Как вы готовитесь к съёмке?

Всё довольно прозаично. Залезаю на сайт suncalc.net и, если объект в Москве, точно смотрю солнечные часы, чтобы понять, в какое время лучше всего там быть, чтобы не снимать против света. Также я часто лажу по картам, ведь пройти всю Москву довольно сложная задача. Я её, конечно, осуществил, потому что снимаю архитектуру давно, но просто так блуждать по промзонам — глупая идея. Поэтому лучше изучить панорамы, выделить зоны, где интереснее всего снимать. Я это называю “проводить скаутинг локации”.
Фото: Артем Арутюнов / vk.com/cons_ph / vk.com/luxnocturnal

— Какую технику используете?

Я начинал с Canon 6d, а штатным объективом был 24-105 mm f/4 первого поколения. Но он очень сильно софтил и был довольно темным для съемки интерьеров. Поэтому я перешел на Canon 5d Mark IV и объектив Canon 24-70 f/2.8 второго поколения. Он очень резкий, дает отличную детализацию.

Часто архитектурщики первым делом покупают себе сверхширокие объективы типа 11-24mm, 17-35mm, фишаи. Но я советую поработать на 24mm. Сверхширокие углы сильно искажают перспективу, линии становится кривыми. 

Если вам нравится широкий угол — отлично. Но я считаю, что архитектуру надо править на постобработке. Есть особенности фокусных расстояний, дисторсии, натуральные дисторсии. И, если вы снимаете на широкий угол, особенно на 15mm, то картинка у вас всегда будет подстать. Нужен ли вам настолько широкий угол? В Москве мало мест и даже интерьеров соборов, музеев, где 15mm применим.

— Бывали случаи, когда вам не давали сфотографировать выбранный объект?

К сожалению, у меня много историй, когда мне запрещали снимать. Например, подбегали чоповцы и кричали, что это частная территория. Им было неважно, что по закону я могу находиться здесь, ведь это общественное пространство.  Они угрожали, что вызовут полицию, а я объяснял, что частная территория — это территория, огороженная забором, шлагбаумом, либо у них есть бумаги, подтверждающие, что они выкупили эту территорию у муниципалов. На это мне говорили, что никаких бумаг показывать не будут, убирайтесь вон, но и полицию вызывать отказывались, хотя я предлагал.

Есть такой прикол. Как понять, где ты находишься? Если каждые пять минут не подходит охранник, у которого синдром вахтера и который запрещает снимать, то ты не на территории постсоветского пространства. Ни в каких других странах ко мне ни разу не подходили с этим вопросом.
Фото: Артем Арутюнов / vk.com/cons_ph / vk.com/luxnocturnal
Ещё проблема, что по факту у нас нельзя снимать храмы. Как только ты заходишь в храм и поднимаешь камеру, тебя сразу окружают охранники, настоятели. В Европе я могу свободно снимать почти все соборы, не используя штатив и вспышку. В России, тебе нужно получать разрешение. Например, в храме Христа Спасителя съемка запрещена. Чтобы сделать это, нужно писать настоятелю, просить разрешение, а потом показывать его каждому охраннику, потому что к тебе будут подходить абсолютно все. Это убивает удовольствие от процесса, в этом нет смысла. Я за то, чтобы люди могли наслаждаться, чтобы определенные процессы не превращались в пытку. 

Про постобработку

— Насколько для вас важна постобработка?

Постпродакшн для меня чуть ли не самое важное. Например, в интерьерной съемке часто много желтых ламп. По факту у вас получается снимок, на котором 50 оттенков желтого, а я такое не люблю. Мне нравится крутить ползунки, искать. Плюс для меня снимок, полученный с камеры, не является четкой репрезентацией того, что есть на самом деле, он очень далек от моего творческого восприятия, поэтому часто всё нужно допиливать в графических редакторах.
Для первичной конвертации Артем использует Lightroom, а потом переходит в Photoshop, где работает час над каждым снимком / Фото: Артем Арутюнов / vk.com/cons_ph 

— Какие моменты при постобработке архитектурной фотографии самые важные?

Я считаю, что самые сложные моменты связаны с концептом, в котором вы снимаете. Один и тот же человек может сделать очень по-разному в рамках разных идей. Например, иногда мне хочется показать момент сразу после дождя, иногда — максимально больше красок, яркости, супрематизма.

Архитектурная фотография — хороший холст, её можно красить, как угодно. Но, с другой стороны, нужно чувство стиля и вкуса, чтобы не превращать это все в какой-то кич. Нужно понимать, как цвета взаимодействуют друг с другом, как не поломать снимок балансом белого. 

Моя рекомендация — всегда продумывать заранее, а не постфактум.

— Что кажется вам сложнее в архитектурной фотографии: съемка или обработка?

Каверзный вопрос, потому что и съемка, и обработка будут даваться легко, если ты приходишь на съемку с определенным творческим восприятием места. Если ты приходишь с сознанием, что ты хочешь показать, то будет легко. Другой вопрос в том, есть ли у тебя картинка в голове, чем она продиктована. То есть, это вопрос подготовки к съемке, набитой руки. 
Когда только начинаешь, конечно, снять будет нелегко, а обработать ещё тяжелее. Также многое упирается в технические моменты — наличие нужной оптики, света, камеры, которая не даст пропасть детализации и появиться шумам.
Фото: Артем Арутюнов / vk.com/cons_ph / vk.com/luxnocturnal

Совет новичкам

У меня будет два тезиса. Один про коммерцию, другой — про творчество.
Если вы пришли в эту сферу, чтобы заработать денег, это, наверное, самая глупая ваша попытка. Снимать архитектуру за деньги почти невозможно в нашей стране.

Работать в архбюро — это конкурентная и очень тяжелая для пробива среда. Чаще всего они пользуются услугами дизайнеров, которые делают рендеры. Если говорить про агентства недвижимости, то вы просто возненавидите архитектуру, когда будете снимать для агентств. Это всегда ТЗ и ничего там интересного нет. Ты просто используешь широкий угол, снимаешь интерьеры, чтобы элитные квартиры продавались. Я бы на вашем месте, конечно, пытался коммерциализировать, но чтобы это не было самоцелью. В архитектурной фотографии в России деньги не особо-то крутятся. 

По поводу творчества. Всё будет опираться в то, что вы хотите показать, зачем вы хотите показать и почему вы хотите показать. Далее всё будет упираться лишь в ваше творческое восприятие, способности, стиль, техническое оснащение. 

Я считаю, что авторский стиль переоценен. Ваш стиль — это постоянно меняющаяся парадигма, в которую вы можете встраивать что-то новое, добавлять и удалять. Вы никогда не должны быть привязаны к какому-то жесткому принципу, который ведет всё ваше творчество.
Фото: Артем Арутюнов / vk.com/cons_ph / vk.com/luxnocturnal
Архитектурная фотография — это про мастерство работы с исходным материалом и его подачей. Занимайтесь тем, что любите, не отвлекайтесь на такие дурацкие факторы как тренды. Я считаю, что в тот момент, когда каждый автор начнет преследовать только свое видение, мы получим реально авторскую среду, а не серпентарий, к которому не хочется иметь отношение. Ведь чаще всего это упирается в интенсивы, мастер-классы и “давай поднимем бабок”. Это не про творчество. Творчество — оно про желание, способности и амбиции. Так что ищите себя.

1

06 сент. 2021

757

1

0

0

Самые новые

Самые читаемые