Как снимать репортаж со вспышкой

17 авг. 2022

15671

2

0

0

Работа со вспышкой часто вызывает проблемы и вопросы, особенно у начинающих, особенно на репортажной съёмке. Если при съёмке портрета есть время покрутить настройки камеры, поэкспериментировать с зумом вспышки и подумать, то на свадьбе такой возможности поразмышлять не будет. В этом тексте разберём самые простые и удобные приёмы и схемы работы со вспышкой, которые применимы в поле.

Бывают ситуации, когда без вспышки вообще невозможно снять что-то толковое. Например, танцы в клубе / Фото: unsplash.com

Как снимать со вспышкой в горячем башмаке
Схемы света для накамерной вспышки в горячем башмаке
Как подобрать настройки при съёмке со вспышкой
Как снимать с двумя внешними вспышками
Как выставить свет на фотозону
Как снимать танцы на свадебном банкете
Съёмка со встроенной внутрикамерной вспышкой

Свадебщики, клубные фотографы и другие специалисты, работающие с репортажем, часто используют вспышки. В условиях, когда ты заранее не знаешь, каким именно будет свет в каждом конкретном помещении, по-другому нельзя. Вспышку в репортажке обычно используют, чтобы:

  • добавить света в случаях, когда совсем темно;
  • улучшить свет там, где он неудачный (лампы строго сверху, окно за спинами главных героев);
  • заморозить движение.

Как снимать со вспышкой в горячем башмаке

Один из самых удобных вариантов работы при съёмке репортажа — снимать с внешней вспышкой, стоящей в горячем башмаке. Это удобно в том плане, что не нужны дополнительные стойки, можно быстро без проблем перемещаться и тратить меньше времени на перестройку схем света. Кроме того, чтобы снимать в такой связке, не нужен дополнительный синхронизатор — только камера и вспышка.

Камера + вспышка на горячем башмаке — конструкция достаточно управляемая и при этом не слишком громоздкая / Фото: unsplash.com

Лучше всего использовать вспышку той же системы, на которую вы снимаете. Это позволяет управлять настройками вспышки прямо с камеры. Снимать, например, на Fujifilm и использовать вспышку для Canon тоже можно. Но все настройки придётся выставлять руками. Не бином Ньютона, но лишние цифры в голове держать придётся. 

Есть ряд универсальных вспышек, которые будут работать с любой системой. Например, Yongnuo Speedlite YN-560 IV — но и в этом случае настройки придётся выставлять вручную. 

Главное преимущество съёмки со внешней вспышкой — это вращающаяся голова. Это критически важно, если вы хотите снимать что-то отличающееся от вот таких картинок:

Лицо главного героя сильно пересвечено, задний план утонул в темноте. Ощущение снимка на мыльницу из девяностых / Фото: unsplash.com

Такие фото иногда имеют право на жизнь, одно время они даже были в тренде — именно как стилизация под девяностые. Но если вам нужно снимать не стилизацию, а приличный портрет в интерьере или танцы на свадьбе, такие снимки, конечно, воспринимаются как брак.

Такой свет даст накамерная вспышка, направленная прямо в лицо главному герою. У такого света две проблемы: очень резкие тени и само направление. Свет, направленный в лоб главному герою, превращает лицо в блин, лишённый каких-либо деталей.

Схемы света для накамерной вспышки в горячем башмаке

Главный приём, который даёт нам поворотная голова вспышки — возможность переотражать свет. Например, от потолка или от стены. Это позволяет создавать более мягкий и приятный рисунок света. Во-первых, за счёт того, что размер светильника по факту увеличивается многократно. По сути, в источник света превращается весь потолок или вся стена. Во-вторых, это возможность перенаправить свет и сделать его более выигрышным.

Свет, отражённый от потолка. Хорошо заполняет не слишком большие помещения.

В небольших помещениях свет от потолка хорошо работает — он заполняет собой помещение, создавая ощущение, что никакого дополнительного света нет / Фото: unsplash.com

У света, отражённого от потолка, есть два недостатка: он довольно скучный и им можно нечаянно нарисовать людям синяки под глазами. Старайтесь направлять вспышку так, чтобы пятно света на потолке было между вами и главными героями. Падающий строго сверху свет — главный спонсор синяков даже для тех, у кого их в жизни нет.

Проблема в том, что свет отражённый от потолка может провоцировать тени от бровей и от нижних век. Выглядит это примерно так:

Слева снимок со светом, отражённым от потолка, справа — с отражённым от стены, которая находится слева / Фото: digital-photography-school.com

Свет, отражённый от стены. Ещё один удобный вариант, который позволяет легко и быстро создавать мягкий и рассеянный боковой свет в динамичных ситуациях.

Здесь свет отражён от стены, которая находится слева от пары. Он создаёт спокойный, но выраженный рисунок на главных героях сцены / Фото: digital-photography-school.com

Важно: выбирая, от чего бы отразить вспышку, учитывайте цвет этой поверхности. Лучше всего отражать от белого. Любой цвет будет давать свету паразитный оттенок. И если светло-бежевые стены, скорее всего, не сделают с фотографиями ничего страшного, то ярко-зелёные точно дадут лицам неприятные рефлексы. И от них, кстати, очень сложно избавиться на постобработке.

Неотражённый, прямой свет. Его используют, когда в целом в помещении не слишком темно, но свет невнятный. Например, в том же ЗАГСе канделябры свисают прямо над головой молодожёнов и рисуют им те самые синяки, о которых мы говорили раньше. В таком случае есть смысл использовать направленную им в лицо вспышку. В этом случае стоит ставить вспышку на минимальную мощность, чтобы избежать пересветов.

Как подобрать настройки при съёмке со вспышкой

Вторая проблема, которая часто вылезает при съёмке с одной впспышкой — пересвеченный главный герой и недосвеченный фон. И тут дело не только и не столько в направлении света. Конечно, проще получить белое лицо на тёмном фоне, если бить вспышкой человеку в лицо, но такого же эффекта можно добиться, отражая свет от стены.

В принципе в этом снимке нет какой-то катастрофической ошибки. Но люди на заднем плане слегка уходят в тень. Если немного откорректировать настройки, этого можно избежать / Фото: unsplash.com

Поэтому при съёмке со вспышкой важно помнить про баланс между экспозицией объекта, на который прилетает свет вспышки и заднего плана.

Здесь всё хорошо. Но представьте, что лица людей на заднем плане утонули в тенях, и снимок сразу начнёт производить совсем другое впечателение / Фото: unsplash.com

Проблема пересвеченного переднего плана и проваленного заднего возникает из-за того, что многие камеры по умолчанию фиксируют значение ISO на минимуме, когда в горячий башмак втыкается вспышка. Тут у каких-то камер дела идут чуть лучше (так, у Nikon неплохо срабатывает автоматика), у других чуть хуже. Но в целом эта проблема есть.

Чтобы решить её, нужно вручную выставить настройки, которые подходят для конкретной сцены. Проще всего это сделать так: посмотреть на сцену без вспышки, подобрать значение диафрагмы и ISO так, чтобы задний план было видно и без вспышки, а только потом добавлять вспышку.

У вспышки тоже есть свои настройки: мощность и зум. Мощность у вспышек, как правило, колеблется от 1/1 до 1/64. Чем значение больше, тем мощнее будет импульс. На практике в работе чаще всего используются значения от 1/4  до 1/16. Проще и удобнее всего сразу выставлять вспышку на 1/8, а потом уже прибавлять или убавлять по надобности. 

Зум вспышки отвечает за то, узкий или широкий будет пучок света. Зум — достаточно тонкая штука, полезная при студийной работе. На репортаже зум можно поставить на какое-нибудь нейтрально-среднее значение. Например, 50 мм подойдёт.

Если в помещении темно, максимально открывайте диафрагму и поднимайте значение ISO до максимального значения, где шумы ещё не выглядят критично. Если в помещении слишком темно и вытянуть фон не получается с помощью настроек, тогда остаётся только смириться. Или снимать с двумя внешними вспышками.

Как снимать с двумя внешними вспышками

Чтобы использовать две внешние вспышки, вам потребуются синхронизаторы и стойка. Ну, или вместо стойки может работать ассистент, который будет держать вспышку. Вообще лучше иметь сразу две стойки, поскольку некоторые схемы света подразумевают, что обе вспышки стоят на них.

Когда вспышек больше, чем одна, у них появляются свои роли. Один источник становится рисующим, второй, как правило, либо фоновым, либо заполняющим. Если вернуться к ситуации, когда фон проваливается в тени, и его не получается вытянуть настройками камеры, то решить эту проблему можно таким образом.

Этот снимок сделан в очень тёмном зале. Рисующий свет здесь стоит сверху слева — он освещает лицо девушки. Вторая вспышка стоит тоже слева немного позади модели и светит на фон, не позволяя ему провалиться в тени.

Вместе два источника света создают симпатичную равномерно освещённую картинку / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Этим же приёмом можно пользоваться на репортажке: одну вспышку ставим на стойку так, чтобы она не попадала в кадр, направляем на фон. Для большего удобства можно направить её в потолок, немного наклонив в сторону фона. Вторую либо оставляем на камере в горячем башмаке, либо тоже ставим на стойку и направляем на главных героев кадра. Можно работать и на отражение (от стены или потолка), и напрямую. В этом случае лучше всего дополнительно использовать софтбокс, чтобы сделать свет мягче.

Как выставить свет на фотозону 

На некоторых мероприятиях нужно некоторое время снимать гостей на фотозоне. Эти сюжеты тоже удобно снимать с двумя вспышками. Достаточно хорошего результата можно добиться, поставив одну вспышку на стойку, направив её немного сверху и немного сбоку. Это будет рисующий свет. Особенно хорошим и породистым его можно сделать, используя софтбокс и стойку-журавль.

Вторую вспышку стоит выставить на минимальную мощность и направить фронтально на фотозону и лица участников. Этот свет нужен, чтобы подбивать тени на лицах, делая общую картинку мягче. Если света от этой вспышки слишком много, можно направить её в потолок перед фотозоной.

Снимки на фотозоне — важная часть репортажной съёмки / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

На фотозоне можно в принципе работать и без заполняющего света, но тогда внимательно смотрите за тем, чтобы рисующий не сделал слишком резкие тени на лицах. В этом случае следует сделать рисующий свет менее верхним и более передним. Тогда есть шансы, что получится усидеть на двух стульях: и хороший рисунок получить, и фон не потерять.

Как снимать танцы на свадебном банкете

Если происходит что-то достаточно спонтанное и бессистемное (например, танцы), самый простой и удобный вариант расстановки двух источников света: поставить их на стойки в два противоположных угла помещения и направить друг на друга.

Учитывая, что при этом пары движутся по залу и вращаются и фотограф также может двигаться и снимать с разных углов, с таким подходом есть шансы снять много неплохих по свету картинок. При этом не сильно напрячься.

Здесь одна вспышка стоит в одном углу и освещает лицо девушки, вторая в противоположном — она создает небольшой ореол вокруг волос её партнёра и подсвечивает пары на заднем плане / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Чтобы сделать съёмку танцев более интересной, можно использовать цветные светофильтры. Они подкрашивают свет вспышек в разные цвета, создавая эффект диско-света. Хорошо смотрятся в паре оранжевый и синий фильтры, красный и зелёный.

Ещё один важный момент про съёмку танцев и других стремительных вещей со вспышками. Сами по себе вспышки упрощают съёмку движения: длина импульса «морозит» движение и позволяет не париться и снимать без размазов даже на относительно длинных выдержках типа 1/30. 

Но есть один нюанс: это правило работает, только если в помещении достаточно темно. Это легко проверить: если без вспышек камера снимает чёрный квадрат Малевича, то никаких проблем не будет. Если без вспышек что-то видно, стоит подбирать более короткую выдержку. Для танцев — минимум 1/100. В противном случае можно получить подобные картинки:

Здесь выдержка очень длинная (1/15), она использована намеренно, чтобы добиться сюрреалистичного эффекта / Фото: Алиса Смирнова, Фотосклад.Эксперт

Но не всегда фото с таким эффектом выглядят уместно. Тем более, что на более короткой выдержке (1/50, например) это будет выглядеть не как сюрреалистичные размазы, а как слегка двоящееся изображение.

Съёмка со встроенной внутрикамерной вспышкой

Когда можно использовать внутрикамерную вспышку? Когда без этого совсем не обойтись. У встроенных вспышек нет возможности регулировать мощность, как правило, нет возможности поворачивать голову и перенаправлять направление света. Это делает работу с ними несколько проблематичной. 

Именно внутрикамерная вспышка — главный спонсор снимков с ароматом девяностых. Использовать её стоит, когда сюжет важнее техничности. Когда, например, губернатор вашей области борется с медведем и явно проигрывает, а вы корреспондент местной газеты и понимаете, что снимок точно пойдёт на первую полосу. И насколько при этом будет породистый свет — дело уже десятое.

2

17 авг. 2022

15671

2

0

0

Самые новые

Самые читаемые