• Статьи
  • Как выбрать электросамокат взрослому человеку для езды по городу

Как выбрать электросамокат взрослому человеку для езды по городу

24 авг. 2021

19043

3

0

3

В течение первого полугодия 2021-го спрос на аренду электросамокатов в России увеличился в 5 раз, подсчитали аналитики кикшеринга Urent. По их данным, ежемесячно клиенты сервисов по аренде электросамокатов совершают миллионы поездок. Если вы решили купить собственный электросамокат для прогулок или поездок на работу и выбираете подходящую модель, наш детальный обзор — для вас.

Конструкция электросамоката проста и надёжна. Модели современных самокатов сильно различаются мощностью, весом, запасом хода, максимальной скоростью. Изучим внимательнее каждую из категорий.

Мощность двигателя и максимальная скорость электросамоката

Для начала выясним, как выбрать электросамокат взрослому для города, учитывая мощность транспортного средства. Именно она влияет на максимальную скорость, и по этому параметру все модели можно разделить на две большие группы: с максимальной скоростью до 20-30 км/ч и до 50-60 км/ч. 

Максимальная скорость 20-30 км/ч

Хороши для поездок по паркам, городским тротуарами или укатанным тропинкам. Если вы планируете кататься преимущественно в зонах с пешеходами, скоростные рекорды устанавливать вы точно не станете. К слову, в Москве в людных местах на законодательном уровне ограничили скорость для двухколёсного транспорта до 15 км/ч. 

В парках, где гуляют отдыхающие, катаются на роликах или велосипедах дети и гуляют с колясками молодые мамы, средняя скорость перемещения на электросамокате будет не больше 10-15 км/ч. Так, в Москве уже ограничили до 15 км/ч скорость электросамокатов вблизи и на территории парков и в зонах с плотным потоком пешеходов.

На прямых участках без препятствий 30-35 км/ч можно считать безопасным максимумом. Если разогнаться сильнее, легко потерять управление — например, если под колесо попадёт камушек или выбоина на дороге. 

На скорости более 25-30 км/ч падение с электросамоката чревато ссадинами, вывихами и переломами. 

Используйте защитную экипировку. Обязательно нужен шлем и перчатки. Неплохо было бы приобрести наколенники и налокотники.

Максимальная скорость 50-60 км/ч

Самокаты из этой категории — полноценные участники дорожного движения. В черте города на дорогах общего пользования средняя скорость движения автомобилей составляет 55 км/ч. На таком самокате можно уверенно держаться в общем потоке транспортных средств.

Для передвижения по городским улицам нужно знать правила дорожного движения и уметь хорошо управлять электросамокатом. Как правило, большая часть автомобилистов ведут себя корректно и предсказуемо по отношению к велосипедистам и самокатчикам. Нужно помнить, что категорически нельзя лавировать между автомобилями — так легко можно оказаться в слепой зоне водителя и попасть в ДТП. При движении в потоке машин нужно занять место в колонне, не пытаясь идти на обгон.

Обязательный пункт для владельцев скоростных электросамокатов — позаботиться об экипировке. От неё могут зависеть жизнь и здоровье. Минимальный комплект должен включать шлем, «черепаху» (жёсткий каркас на тело, защищающий спину, локти, грудь, плечи) и мотоциклетные перчатки. При покупке самоката, развивающего скорость 50-60 км/ч, будьте готовы заплатить 10-15 тыс. рублей на защитное обмундирование — на нём лучше не экономить.

Какой мощности нужен самокат

Что скоростные показатели зависят от номинальной мощности двухколёсного транспорта. Если провести параллель между двумя параметрами, получится следующее: 

Мощность электросамоката, ВтМаксимальная скорость, км/ч
50-1005-10
200-30015-20
350-50030-40
1000+40-80

От мощности зависит способность преодолевать крутые подъёмы. Для городских условий оптимальная мощность электродвигателя при массе тела пользователя от 70 до 90 кг — 350-500 Вт.

Каким должен быть диаметр колёс у электросамоката 

Чем меньше колёса, тем легче самокат. Но есть недостатки: самокат с небольшими колёсами менее маневренный и хуже преодолевает неровности. Например, ездить по брусчатке или старому потрескавшемуся асфальту некомфортно из-за сильной тряски.  У самоката с маленькими колёсами ниже посадка, и можно легко зацепить днищем небольшой бордюр или ступеньку. Это опасно для моделей, у которых в деке (нижняя часть рамы) находится батарея. 

У Ninebot KickScooter Max большие 10-дюймовые колеса, уверенно преодолевающие многие неровности. 

Средним показателем для городских самокатов считается 8 дюймов (18 см). Встречаются самокаты с диаметром 9-10 дюймов (22-25 см). Они более массивные, но лучше «проглатывают» удары и справляются с тряской на любых покрытиях. Есть модели на мощных амортизаторах и с рельефным протектором, которые приспособлены к бездорожью.

Чем больше ширина колёс, тем лучше устойчивость на дороге. Колёса с широкими покрышками увереннее ведут себя на песке, гравии или рыхлой земле. 

Чем рельефнее протектор, тем лучше сцепление. Он имеет свойство стираться, поэтому периодически покрышки приходится менять, но это больше касается прокатных самокатов, на которых ежедневно наматывают десятки километров. 

Выбор типа колёс электросамоката

Какой электросамокат выбрать взрослому для города или бездорожья, чтобы на нем было комфортно передвигаться? В магазинах продают модели с двумя типами колёс: полиуретановыми (литыми) и пневматическими (надувными). У обоих есть сильные и слабые стороны. Начнем с преимуществ пневматических колёс: 

  • имеют хорошие амортизирующие свойства;
  • подходят для езды по мокрым дорогам;
  • обеспечивают лучшее торможение;
  • лучше проглатывают неровности;
  • почти бесшумные.

Главные преимущества полиуретановых колёс:

  • надёжные и долговечные;
  • имеют хорошее сцепление на сухой дороге;
  • медленно изнашиваются;
  • не прокалываются;
  • не боятся резких температурных перепадов.

Полиуретановые колёса плохо подходят для езды по мокрым дорогам из-за слабого сцепления, поэтому после дождя нужно быть аккуратнее. На литых колёсах райдер ощущает все стыки, трещинки и кочки, встречающиеся на пути, если на самокате нет амортизаторов. 

Надувные колёса приходится периодически подкачивать или спускать. При повышении температуры окружающего воздуха давление в них возрастает, а при похолодании снижается. Их можно проколоть, если проехать по по битому стеклу или другим острым предметам, и тогда потребуется ремонт или замена покрышки.

Как выбрать электросамокат по весу и размеру

Представленные современными брендами модели сильно различаются размерами и массой. Эти показатели зависят от нескольких факторов:

  • материал рамы и руля;
  • наличие амортизаторов;
  • размер аккумулятора;
  • диаметр колёс.

Чем самокат легче, тем он удобнее в использовании. Его можно носить в руках, перевозить в общественном транспорте, без особых усилий поднимать в квартиру или брать в офис. Немаловажную роль играют и габариты. Для большого самоката потребуется много места для хранения, а ещё с ним неудобно ездить в общественном транспорте.

Если вы планируете перевозить самокат в багажнике, убедитесь перед покупкой, помещается ли обновка в автомобиль. В среднем ширина багажника у большинства седанов составляет 90-100 см. Учитывайте это, а лучше измерьте собственный автомобиль.

Популярный самокат Ninebot KickScooter Max весит 18,5 кг, поэтому в общественном транспорте перевозить его неудобно.  

Почти все городские модели имеют складную конструкцию — переламываются пополам в районе переднего колеса (руль опускается и совмещается с декой). Например, сложенный Ninebot Kickscooter Max длину 113 см, поэтому он легко помещается в багажник среднеразмерного седана. 

На массу двухколесного транспорта влияет размер аккумулятора и диаметр колес. К примеру, самокат с 8-дюймовыми колесами и батареей на 12 000 мА·ч весит около 13 кг. Модель с 10-дюймовыми колесами и аккумулятором на 18 000 мА·ч будет почти вдвое тяжелее — 21-24 кг. 

Выбирая электросамокат мечты, можно поднять понравившуюся модель и немного с ней пройтись. Если самокат покажется слишком тяжёлым, присмотритесь к более компактному варианту.

Какой ёмкости должна быть батарея электросамоката

Аккумулятор бывает двух типов — литиево-ионным или свинцово-кислотным. Второй вариант встречается редко. Производители от него отказываются из-за большего веса при меньшей ёмкости. У литиево-ионных батарей много плюсов:

  • минимальный саморазряд, когда самокат не используют (до 4-6% в месяц);
  • большой ресурс (до 6-8 лет);
  • более 1000 циклов заряда-разряда.

Но есть у них и недостатки. Они боятся минусовых температур, поэтому кататься на электросамокатах не рекомендовано уже при -5 °C. В таких условиях батарея теряет заряд вдвое быстрее обычного, а ее ресурс снижается. Свинцово-кислотные батареи минусовых температур не боятся. 

Ёмкость аккумулятора влияет на дальность поездок на одном заряде. Нужно найти для себя золотую середину, чтобы самокат был достаточно лёгким и его можно было поднимать в квартиру или офис, но при этом чтобы запаса хода хватало на преодоление необходимой дистанции:

  • 5 000 мА·ч — 8-10 км пробега. Лёгкий и компактный самокат для непродолжительных прогулок вблизи дома или в парке;
  • 8 000 мА·ч — около 15 км. Подойдёт для более продолжительных прогулок или поездок на работу, если она недалеко от дома;
  • 12 000 мА·ч — до 25 км. Вариант для тех, кто хочет передвигаться на самокате по городу на более длинные дистанции;
  • 14 000 мА·ч — около 30 км. Такого запаса хода хватает на полтора-два часа прогулки на самокате. 

Скорость разряда батареи зависит от условий. При подъёме в горку или проезде неровностей аккумулятор садится быстрее. Также значение имеют навыки райдера — нужно плавно ускоряться и медленно останавливаться, позволяя самокату подзаряжать батарею (энергия торможения преобразуется в заряд аккумулятора).

У прокатных модификация самокатов батареи всегда больше — от 20-25 тысяч мА·ч

Даже если не ездить на самокате в морозную погоду, срок службы аккумулятора со временем истечёт. Постепенно его элементы теряют ёмкость, что негативно сказывается на дальности поездок. Средний срок эксплуатации батареи составляет около 500 циклов заряда. При активной эксплуатации (поездки до 3-5 раз в неделю) это может достигать 3-х лет. К этому моменту ёмкость снизится примерно до 70-80%. Максимальная преодолеваемая дистанция снизится на те же 20-30%. 

Чтобы продлить срок службы батареи, нужно заряжать аккумулятор только оригинальным устройством. Для батареи вреден разряд до 0%. Хранить самокат или снятый с него аккумулятор нужно при температуре от 0 до 25 ℃. Идеальный уровень заряда при длительном простое (например, зимой) — 50%.

Какой электросамокат выбрать: с амортизаторами или без

Благодаря амортизаторам самокат легче преодолевает ямки, выбоины и даже небольшие ступеньки. Они повышают уровень комфорта езды и плавность хода. Даже самые простые пружинные амортизаторы — это всё равно лучше, чем их отсутствие. 

Но важно помнить о некоторых нюансах.

Если владелец самоката весит более 110-120 кг, обычная модель с амортизаторами ему не подойдёт. Нужно искать самокат с системой полной амортизации, которая рассчитана на высокие нагрузки.

Модели с амортизаторами на переднем колесе и задней жесткой подвеской весят в среднем на 2 кг больше обычных. Если амортизация полная — на обеих осях — масса будет на 4-5 кг больше. Амортизаторы увеличивают длину самоката в сложенном виде — разница около 10 см. Это немного, но может создать неудобства при перевозке электросамоката в багажнике.

Передние амортизаторы и 10-дюймовое надувное колесо обеспечивают максимальный комфорт при езде по неровностям. 

Мы оценили уровень комфорта по 5-балльной шкале в зависимости от типа колёс и наличия подвески. Получился такой рейтинг: 

КомплектацияУровень комфорта
Амортизаторы + пневматические колеса5
Амортизаторы + полиуретановые колеса3
Пневматические колеса без амортизаторов3
Полиуретановые колеса без амортизаторов1

Тормозная система электросамоката

Удачный вариант — это обычный ручной рычаг слева, управляющий тормозным механизмом на задней оси. В отличие от дисковых тормозов, он обеспечивает плавное замедление и более надёжен — ему не страшны удары при падениях, вода и песок.

Дисковые тормоза на обоих колесах выглядят эстетично и хорошо тормозят, но в практичности уступают барабанным. Достаточно один раз неудачно упасть или зацепиться за бордюр, чтобы передний диск погнулся. Без ремонта в таком случае не обойтись. 

Дополнительное оборудование и функции

Многие электрические самокаты имеют бортовой компьютер с дисплеем, фару и задние фонари, но также есть и другие мелкие детали, которым стоит уделять внимание при выборе электросамоката. Если это модель для ребёнка, все эти аспекты менее важны, так как дети обычно не катаются по ночам и им не нужно следить за скоростью или другими показателями бортового компьютера. Взрослым лучше учитывать все, от чего будет зависеть комфорт эксплуатации транспортного средства.

Рычажок управления скоростью и ручки тормоза иногда настолько маленькие, что ими просто неудобно пользоваться. Чтобы впоследствии не разочароваться, лучше изначально обратить внимание на эти детали.

Более удобны в эксплуатации модели с курковым акселерометром и легко читаемым дисплеем, на который выводится текущая скорость, пройденное расстояние, заряд аккумулятора. На монохромных экранах лучше видна под ярким солнцем. Для цветных в таких условиях потребуется какой-нибудь козырек.

Крылья на колесах для защиты от брызг

Если предпочитаете кататься на самокате в любую погоду, в том числе после дождя, обязательно обратите внимание на крылья. Некоторые модели их вообще не имеют, а дополнительно установить (как на велосипеде) не всегда возможно, так как это не предусмотрено конструкцией. 

Крылья могут быть слишком короткими или узкими, из-за чего не справляются со своей главной задачей. В таком случае проезд по лужам или просто прогулка после дождя приведёт не только к тому, что рама самоката будет забрызгана грязью и её придется мыть, но и одежда райдера будет испачкана. Чтобы такого не происходило, крылья должны быть хотя бы немного шире колесного протектора и иметь достаточную длину, чтобы грязь не вылетала из-под колёс во все стороны. 

Бортовой компьютер и дисплей

У всех электрических самокатов есть экран, на который выводятся основные показатели: текущая скорость, пробег, заряд батареи, скоростной режим. Некоторые производители, например, Xiaomi, предлагают даже мобильные приложения для подключения к электросамокату и выполнения определенных настроек или просмотра разных показателей. 

Некоторые модели самокатов имеют штатный держатель телефонов. 

Телескопический руль

У некоторых электросамокатов есть телескопическая рулевая рейка, выдвигаемая на нужную высоту в определенном диапазоне. Райдерам с ростом 170-175 см — подойдет даже штатная высота. А вот людям 180-185 см и выше ее будет недостаточно и выдвинуть руль повыше. Телескопический руль придает конструкции громоздкости и веса, поэтому если необходимости в его регулировке нет, лучше от него вообще отказаться.

Складные рукоятки

Дека электросамоката достаточно узкая — в среднем от 15 до 20 см. Но руль при этом значительно шире — 40-45 см. Из-за этого могут возникать неудобства при транспортировке. У некоторых моделей есть возможность складывать руль до ширины деки. Есть разные варианты конструкции, позволяющие сделать самокат в сложенном виде максимально компактным:

  • ручки складываются;
  • проворачиваются вертикально;
  • откручиваются.

Сам механизм не так важен, так как все они достаточно удобны. Главное, чтобы данная возможность вообще существовала, хотя она нужна не всем. Если вы перевозите двухколесный транспорт исключительно в багажнике своего авто, возможно в этом не будет необходимости. Но тем, кто планирует совмещать поездки на самокате и в общественном транспорте, эта функция пригодится. 

Осветительные приборы

Если вы катаетесь только в дневное время, фара вам не понадобится. Но если предпочитаете выезжать на вечерние прогулки, лучше позаботиться об освещении. Наличие фары спереди позволяет распознавать препятствия на пути, а задний фонарь и отражатели по бокам делают вас более заметным. Особенно это важно, если вы ездите по дорогам общего пользования в потоке автомобилей. 

Далеко не все самокаты, представленные на рынке, имеют хорошую, действительно полезную фару. Довольно часто она светит не на дорогу, а вперед — в глаза встречным прохожим. Угол её наклона обычно вообще не регулируется. 

Существует ли универсальный самокат? 

К сожалению, нет. Придется самостоятельно разобраться, как выбрать электросамокат взрослому, и учесть все нюансы. Каждый должен выбирать модель под личные цели, предпочтения и бюджет. Для неспешных непродолжительных прогулок в парке и для езды по дорогам общего пользования предназначены совершенно разные модели. 

Главные критерии, которым стоит уделять первоочередное внимание — это запас хода, максимальная скорость и компактность. Наличие фары, бортового компьютера, амортизаторов на обеих осях  повышают уровень комфорта, но сказываются на цене.

3

24 авг. 2021

19043

3

0

3

3 комментария

Спасибо за обзор!

Главный комментарий к такому тексту должен быть: господа электросамокатчики, ездите пожалуйста аккуратнее! Пешеходная зона на 95% состоит из пешеходов, которые медленнее вас. Транспортные средства на ней кажутся инородными)

Самые новые

Самые читаемые