• Статьи
  • Какой объектив купить, если вы делаете это в первый раз. Часть I

Какой объектив купить, если вы делаете это в первый раз. Часть I

26 авг. 2021

9882

2

0

3

Фотография: Photos by Lanty / flickr.com

Покупка первого объектива — это большая радость, но вместе с тем и большая ответственность.

Многие камеры сразу продаются с объективом в комплекте (такие объективы называют «китовыми») — это неплохой вариант для начала творческого пути. Но если вы хотите полностью раскрыть потенциал вашей камеры и свой собственный творческий потенциал, в определенный момент придется задуматься о покупке одного-двух дополнительных объективов. Новое «стекло» (так фотографы называют объективы) поможет улучшить качество изображения или начать снимать в новом жанре. 

Как выбрать подходящую модель, учитывая разнообразие доступных вариантов? В этом руководстве мы рассмотрим основные характеристики, на которые нужно обратить внимание перед покупкой вашего первого объектива.

Название объектива

Для новичков названия объективов представляют собой непонятную абракадабру. К счастью, вы можете проигнорировать большую часть непонятных букв и цифр, но несколько из них очень важны. Они обозначают важнейшие характеристики, которые мы и будем рассматривать.

  • Формат — размер матрицы, для которой сконструирован объектив.
  • Байонет — крепление объектива, которое определяет, подойдет ли данный объектив для вашей камеры.
  • Фокусное расстояние — параметр, который влияет на то, насколько картинка будет широкой или увеличенной.
  • Диафрагма — обозначается «F» или «f/» и определяет, насколько светосильным будет объектив и насколько он сможет размывать фон.
  • Стабилизация изображения — некоторые модели помогают стабилизировать картинку, чтобы избавиться от «шевелёнки» при съёмке с рук.
Новичку легко запутаться в куче цифр и специальных обозначений, но на самом деле все не так сложно.  

Матрица и объектив

Один и тот же объектив на камерах с матрицами разного размера покажет разные картинки.

Сегодня на рынке наибольшей популярностью пользуются камеры с матрицами трёх основных размеров: 4:3, APS-C и полнокадровые. Самый большой формат — полнокадровый, APS-C поменьше, а 4:3 ещё меньше.  

Приступая к выбору объектива, надо учитывать, что некоторые стёкла работают только с камерами определенного формата. Довольно часто производители камер делают одинаковый байонет для своих APS-C и полнокадровых камер. 

При этом в большинстве случаев полнокадровые объективы отлично работают на APS-C камерах, но вот APS-C объективы ограничивают полнокадровые камеры съёмкой в кропнутом (обрезанном) APS-C режиме. 

Узнать, для какого формата разработан данный объектив, можно из названия. Основные обозначения вы найдете в таблице ниже.

Иногда фотографы начинают с более дешёвых APS-C камер, но покупают к ним полнокадровые объективы, которые будут совместимы и с полнокадровой камерой, которую они планируют приобрести в будущем. Мы советуем использовать объективы, которые соответствуют вашим сегодняшним потребностям, а не те, которые будут лучше подходить камере вашей мечты.

Байонет

Каждый производитель камеры использует собственное байонетное крепление, из-за чего объективы одного бренда не подходят для камер другого бренда: к примеру, объективы Canon не подойдут для камеры Nikon и наоборот. 

При этом есть исключения для камер формата 4:3, которые совместно разрабатывают Panasonic и Olympus, а также для байонета L, с которым совместимы полнокадровые камеры Leica, Panasonic и Sigma.

Большинство компаний сегодня сфокусировались на беззеркальных камерах и объективах для них. Однако многие объективы для зеркалок работают с беззеркальными камерами того же бренда через адаптер. Беззеркальные объективы не работают с зеркальными фотоаппаратами.

БайонетТип камерыФормат матрицыОсобенности
CanonEFЗеркальнаяПолный кадр
EF-SЗеркальнаяAPS-CОбъективы Canon EF-S не совместимы с полнокадровыми зеркальными камерами компании, но APS-C объективы с байонетом EF от других брендов — совместимы
EF-MБеззеркальнаяAPS-CEF и EF-S объективы работают с EF-M камерами через адаптер
RFБеззеркальнаяПолнокадроваяБольшинство объективов EF работает с RF камерами через адаптер EF/RF
4:3, Olympus, PanasonicМикро 4:3Беззеркальная4:3
FujifilmXБеззеркальнаяAPS-C
Байонет L, Leica, Panasonic, SigmaLБеззеркальнаяПолнокадровая, APS-C (TL)Камеры и объективы с байонетом TL (APS-C) производит только Leica
NikonFЗеркальнаяПолнокадроваяТолько современные AF-S объективы поддерживают автофокусировку при работе с беззеркальными камерами Z 
ZБеззеркальнаяПолнокадровая, APS-C (DX)
PentaxKЗеркальнаяПолнокадровая (FA), APS-C (DA)Как и в случае с Nikon, существуют варианты байонета K, но большинство объективов работают с новейшими зеркальными камерами
SonyEБеззеркальнаяПолнокадровая (FE), APS-C (E)Другие производители объективов используют обозначение E в названии как для APS-C, так и для полнокадровых объективов, поэтому стоит проверить, какой формат они покрывают

Ряд сторонних производителей, включая Tamron, Tokina и Sigma, делают объективы для камер других брендов. Больше всего опций доступно для зеркалок. 

Sony разрешает делать сторонним производителям объективы для своей беззеркальной системы E, в отличии от Nikon и Canon — для их беззеркальных систем Z и RF сторонних опций совсем немного.

Фокусное расстояние

Первое число в названии объектива — его фокусное расстояние. В сочетании с размером матрицы оно определяет «угол поля зрения» вашего объектива. Чем меньше значение в миллиметрах, тем более широкий угол обзора вы получаете. Для зум-объективов используется два числа, которые обозначают максимальное и минимальное фокусное расстояние, доступное для этой модели. Например, типичный китовый зум-объектив имеет фокусное расстояние 24-70 мм. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием («фиксы»), которые не умеют зумировать, имеют только одно число в обозначении, например 50мм.

На изображении ниже можно увидеть, как меняется картинка в зависимости от фокусного расстояния. При этом чем меньше формат матрицы, тем более узкий (обрезанный/кропнутый) угол обзора будет получаться. В результате те фокусные расстояния, которые вы используете с камерой одного формата, будут отличаться от тех, что вам нужно будет использовать для тех же целей на камере другого формата. 

Как меняется картинка в зависимости от фокусного расстояния объектива. Фотография: Dave Black / nikonusa.com
Тип объектива35мм (полный кадр)APS-C4:3
Сверхширокоугольный24 мм и шире16 мм и шире12 мм и шире
Широкий угол28 мм18 мм14 мм
Нормальный50 мм30 мм25 мм
Длиннофокусный (телефото)80 мм и длиннее55 мм и длиннее42 мм и длиннее

Когда говорят о фокусном расстоянии объектива, часто используют значение в 35 мм (полнокадровом) эквиваленте — так называемое эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР). Например, 18-55 мм китовый объектив для APS-C камеры будет иметь ЭФР 28-90 мм. 

Это означает, что 18-55 мм объектив на камере APS-C формата покрывает такой же угол обзора, что и 28-90 мм на полнокадровой камере.

Зумы и фиксы

Слева-направо: адаптер, фикс и зум объектив Canon EF-M. Фотография: decltype / commons.wikimedia.org

На первый взгляд, зум-объективы — исключительно удобная вещь, и покупка объектива с фиксированным фокусным расстоянием может показаться странной. 

Но у фиксов по-прежнему есть целый ряд преимуществ:

  • меньше размеры и вес;
  • больше светосила;
  • более резкая картинка.

Это делает фиксы предпочтительным вариантом для некоторых задач, например, для съёмки в слабом освещении или для портретов с выраженным боке. 

Диафрагма

Диафрагма определяет, сколько света может уловить объектив, или, другими словами, его светосилу. Значения диафрагмы записывают в одном из форматов: F4, f/4 или 1:4 — все это обозначает одно и то же. 

Чем меньше f/ число, тем больше диафрагма и светосила объектива. Например, диафрагма f/2.8 пропускает в два раза больше света, чем f/4.

Стопы диафрагмы

f/1.4f/2.0f/2.8f/4.0f/5.6f/8.0f/11f/16

Популярные значения диафрагмы, которые находятся на расстоянии одного «стопа», или «шага» экспозиции: слева направо каждое следующее значение пропускает вдвое меньше света, чем предыдущее.

Объектив с большей максимальной диафрагмой (меньшее f/ число) может снимать в более слабом освещении и делать фотографии в помещении без вспышки. Значение диафрагмы влияет на глубину резкости — область фотографии, в которой объект съёмки будет чётким, не размытым. Это важный аспект для портретной и креативной фотографии.

Чем более светосильный ваш объектив, тем более размытый задний фон можно получить — это помогает выделить объект съёмки. Фотография: maxpixel.net

Более длиннофокусные объективы дают меньшую глубину резкости для того же значения диафрагмы и при фокусировке на той же дистанции. Чтобы добиться на камерах формата APS-C и 4:3 такой же малой глубины резкости, как у полнокадровых, потребуется большая диафрагма.

Объективы обозначаются по их максимальной диафрагме. Если на объективе указан диапазон значений диафрагмы (например, f/3.5-5.6), это максимальные значения диафрагмы на широкоугольном и длиннофокусном конце соответственно. Вы всегда можете снизить размер диафрагмы (прикрыть диафрагму), если вам нужно, чтобы в фокус попало больше предметов.

Обычно, чем больше светосила объектива, тем он дороже. Для большинства ситуаций вам подойдут варианты c максимальной диафрагмой в районе f/3.5. Для портретов с ярко выраженным боке лучше всего подойдут фиксы от f/1.8. Есть и суперсветосильные стекла с f/1.0 и даже ниже — они настоящая редкость и стоят очень дорого. 

Эти рекомендации действительны для полнокадровых матриц. Если у вас кроп, нужно помнить, что чем больше матрица, тем больше света она улавливает. Соответственно, для фотоаппаратов с меньшей матрицей нужен более светосильный объектив. Так вы сможете сделать более качественные снимки при съёмке в плохом освещении.

Стабилизация изображения

Система стабилизации изображения позволяет получать более резкие снимки при съёмке с рук, минимизируя «шевелёнку» и дрожание в кадре.

Иногда в самой камере (в «тушке») присутствует встроенная система стабилизации, но многие объективы оснащены собственной оптической системой стабилизации. Такие системы особенно эффективны с длиннофокусными (телефото-) объективами, для которых встроенная стабилизация в камере обычно работает не эффективно. Многие камеры могут совмещать встроенную систему в тушке и оптическую систему в объективе для ещё более эффективной коррекции.

У разных производителей системы стабилизации называются по-разному. Для них используются разные обозначения в названии объективов:

  • Canon — IS;
  • Fujifilm и Panasonic — OIS;
  • Nikon — VR;
  • Sony — OSS;
  • Sigma — OS;
  • Tamron — VC.

Небольшое резюме

Итак, при выборе объектива нужно обратить внимание на его формат и байонет — они должны быть совместимы с вашей камерой. 

Далее нужно разобраться с основными характеристиками, которые вам нужны: фокусное расстояние и светосила (максимальная диафрагма). Определитесь, хотите ли вы зум или фикс, нужна ли вам стабилизация изображения — она не так важна, если ваша камера сама оснащена этой функцией.

Более подробно о популярных типах объективов и некоторых дополнительных функциях/характеристиках мы поговорим в нашем следующем материале.

* при подготовке статьи использовались материалы ресурса dpreview.com

2

26 авг. 2021

9882

2

0

3

2 комментария

Ещё автор не упомянул способ фокусировки. Фокусировка может быть автоматической и ручной. А также, что можно покупать объективы сторонних производителей и устанавливать их через переходник.

Показать 1 ответ

Мне кажется оптимальным, если совсем для новичка какой-то среднего уровня зум. И руку можно на нем набить будет, и ценник не так кусается, и в процессе станет понятнее вектор своего стиля, под который позднее уже и можно брать фиксы

Самые новые

Самые читаемые