Покупка первого объектива — это большая радость, но вместе с тем и большая ответственность.
Многие камеры сразу продаются с объективом в комплекте (такие объективы называют «китовыми») — это неплохой вариант для начала творческого пути. Но если вы хотите полностью раскрыть потенциал вашей камеры и свой собственный творческий потенциал, в определенный момент придется задуматься о покупке одного-двух дополнительных объективов. Новое «стекло» (так фотографы называют объективы) поможет улучшить качество изображения или начать снимать в новом жанре.
Как выбрать подходящую модель, учитывая разнообразие доступных вариантов? В этом руководстве мы рассмотрим основные характеристики, на которые нужно обратить внимание перед покупкой вашего первого объектива.
Название объектива
Для новичков названия объективов представляют собой непонятную абракадабру. К счастью, вы можете проигнорировать большую часть непонятных букв и цифр, но несколько из них очень важны. Они обозначают важнейшие характеристики, которые мы и будем рассматривать.
- Формат — размер матрицы, для которой сконструирован объектив.
- Байонет — крепление объектива, которое определяет, подойдет ли данный объектив для вашей камеры.
- Фокусное расстояние — параметр, который влияет на то, насколько картинка будет широкой или увеличенной.
- Диафрагма — обозначается «F» или «f/» и определяет, насколько светосильным будет объектив и насколько он сможет размывать фон.
- Стабилизация изображения — некоторые модели помогают стабилизировать картинку, чтобы избавиться от «шевелёнки» при съёмке с рук.
Матрица и объектив
Один и тот же объектив на камерах с матрицами разного размера покажет разные картинки.
Приступая к выбору объектива, надо учитывать, что некоторые стёкла работают только с камерами определенного формата. Довольно часто производители камер делают одинаковый байонет для своих APS-C и полнокадровых камер.
При этом в большинстве случаев полнокадровые объективы отлично работают на APS-C камерах, но вот APS-C объективы ограничивают полнокадровые камеры съёмкой в кропнутом (обрезанном) APS-C режиме.
Узнать, для какого формата разработан данный объектив, можно из названия. Основные обозначения вы найдете в таблице ниже.
Иногда фотографы начинают с более дешёвых APS-C камер, но покупают к ним полнокадровые объективы, которые будут совместимы и с полнокадровой камерой, которую они планируют приобрести в будущем. Мы советуем использовать объективы, которые соответствуют вашим сегодняшним потребностям, а не те, которые будут лучше подходить камере вашей мечты.
Байонет
Каждый производитель камеры использует собственное байонетное крепление, из-за чего объективы одного бренда не подходят для камер другого бренда: к примеру, объективы Canon не подойдут для камеры Nikon и наоборот.
При этом есть исключения для камер формата 4:3, которые совместно разрабатывают Panasonic и Olympus, а также для байонета L, с которым совместимы полнокадровые камеры Leica, Panasonic и Sigma.
Большинство компаний сегодня сфокусировались на беззеркальных камерах и объективах для них. Однако многие объективы для зеркалок работают с беззеркальными камерами того же бренда через адаптер. Беззеркальные объективы не работают с зеркальными фотоаппаратами.
Байонет | Тип камеры | Формат матрицы | Особенности | |
Canon | EF | Зеркальная | Полный кадр | |
EF-S | Зеркальная | APS-C | Объективы Canon EF-S не совместимы с полнокадровыми зеркальными камерами компании, но APS-C объективы с байонетом EF от других брендов — совместимы | |
EF-M | Беззеркальная | APS-C | EF и EF-S объективы работают с EF-M камерами через адаптер | |
RF | Беззеркальная | Полнокадровая | Большинство объективов EF работает с RF камерами через адаптер EF/RF | |
4:3, Olympus, Panasonic | Микро 4:3 | Беззеркальная | 4:3 | |
Fujifilm | X | Беззеркальная | APS-C | |
Байонет L, Leica, Panasonic, Sigma | L | Беззеркальная | Полнокадровая, APS-C (TL) | Камеры и объективы с байонетом TL (APS-C) производит только Leica |
Nikon | F | Зеркальная | Полнокадровая | Только современные AF-S объективы поддерживают автофокусировку при работе с беззеркальными камерами Z |
Z | Беззеркальная | Полнокадровая, APS-C (DX) | ||
Pentax | K | Зеркальная | Полнокадровая (FA), APS-C (DA) | Как и в случае с Nikon, существуют варианты байонета K, но большинство объективов работают с новейшими зеркальными камерами |
Sony | E | Беззеркальная | Полнокадровая (FE), APS-C (E) | Другие производители объективов используют обозначение E в названии как для APS-C, так и для полнокадровых объективов, поэтому стоит проверить, какой формат они покрывают |
Ряд сторонних производителей, включая Tamron, Tokina и Sigma, делают объективы для камер других брендов. Больше всего опций доступно для зеркалок.
Фокусное расстояние
Первое число в названии объектива — его фокусное расстояние. В сочетании с размером матрицы оно определяет «угол поля зрения» вашего объектива. Чем меньше значение в миллиметрах, тем более широкий угол обзора вы получаете. Для зум-объективов используется два числа, которые обозначают максимальное и минимальное фокусное расстояние, доступное для этой модели. Например, типичный китовый зум-объектив имеет фокусное расстояние 24-70 мм. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием («фиксы»), которые не умеют зумировать, имеют только одно число в обозначении, например 50мм.
На изображении ниже можно увидеть, как меняется картинка в зависимости от фокусного расстояния. При этом чем меньше формат матрицы, тем более узкий (обрезанный/кропнутый) угол обзора будет получаться. В результате те фокусные расстояния, которые вы используете с камерой одного формата, будут отличаться от тех, что вам нужно будет использовать для тех же целей на камере другого формата.
Тип объектива | 35мм (полный кадр) | APS-C | 4:3 |
Сверхширокоугольный | 24 мм и шире | 16 мм и шире | 12 мм и шире |
Широкий угол | 28 мм | 18 мм | 14 мм |
Нормальный | 50 мм | 30 мм | 25 мм |
Длиннофокусный (телефото) | 80 мм и длиннее | 55 мм и длиннее | 42 мм и длиннее |
Когда говорят о фокусном расстоянии объектива, часто используют значение в 35 мм (полнокадровом) эквиваленте — так называемое эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР). Например, 18-55 мм китовый объектив для APS-C камеры будет иметь ЭФР 28-90 мм.
Зумы и фиксы
На первый взгляд, зум-объективы — исключительно удобная вещь, и покупка объектива с фиксированным фокусным расстоянием может показаться странной.
Но у фиксов по-прежнему есть целый ряд преимуществ:
- меньше размеры и вес;
- больше светосила;
- более резкая картинка.
Это делает фиксы предпочтительным вариантом для некоторых задач, например, для съёмки в слабом освещении или для портретов с выраженным боке.
Диафрагма
Диафрагма определяет, сколько света может уловить объектив, или, другими словами, его светосилу. Значения диафрагмы записывают в одном из форматов: F4, f/4 или 1:4 — все это обозначает одно и то же.
Чем меньше f/ число, тем больше диафрагма и светосила объектива. Например, диафрагма f/2.8 пропускает в два раза больше света, чем f/4.
Стопы диафрагмы
f/1.4 | f/2.0 | f/2.8 | f/4.0 | f/5.6 | f/8.0 | f/11 | f/16 |
Популярные значения диафрагмы, которые находятся на расстоянии одного «стопа», или «шага» экспозиции: слева направо каждое следующее значение пропускает вдвое меньше света, чем предыдущее.
Объектив с большей максимальной диафрагмой (меньшее f/ число) может снимать в более слабом освещении и делать фотографии в помещении без вспышки. Значение диафрагмы влияет на глубину резкости — область фотографии, в которой объект съёмки будет чётким, не размытым. Это важный аспект для портретной и креативной фотографии.
Более длиннофокусные объективы дают меньшую глубину резкости для того же значения диафрагмы и при фокусировке на той же дистанции. Чтобы добиться на камерах формата APS-C и 4:3 такой же малой глубины резкости, как у полнокадровых, потребуется большая диафрагма.
Объективы обозначаются по их максимальной диафрагме. Если на объективе указан диапазон значений диафрагмы (например, f/3.5-5.6), это максимальные значения диафрагмы на широкоугольном и длиннофокусном конце соответственно. Вы всегда можете снизить размер диафрагмы (прикрыть диафрагму), если вам нужно, чтобы в фокус попало больше предметов.
Обычно, чем больше светосила объектива, тем он дороже. Для большинства ситуаций вам подойдут варианты c максимальной диафрагмой в районе f/3.5. Для портретов с ярко выраженным боке лучше всего подойдут фиксы от f/1.8. Есть и суперсветосильные стекла с f/1.0 и даже ниже — они настоящая редкость и стоят очень дорого.
Эти рекомендации действительны для полнокадровых матриц. Если у вас кроп, нужно помнить, что чем больше матрица, тем больше света она улавливает. Соответственно, для фотоаппаратов с меньшей матрицей нужен более светосильный объектив. Так вы сможете сделать более качественные снимки при съёмке в плохом освещении.
Стабилизация изображения
Система стабилизации изображения позволяет получать более резкие снимки при съёмке с рук, минимизируя «шевелёнку» и дрожание в кадре.
Иногда в самой камере (в «тушке») присутствует встроенная система стабилизации, но многие объективы оснащены собственной оптической системой стабилизации. Такие системы особенно эффективны с длиннофокусными (телефото-) объективами, для которых встроенная стабилизация в камере обычно работает не эффективно. Многие камеры могут совмещать встроенную систему в тушке и оптическую систему в объективе для ещё более эффективной коррекции.
У разных производителей системы стабилизации называются по-разному. Для них используются разные обозначения в названии объективов:
- Canon — IS;
- Fujifilm и Panasonic — OIS;
- Nikon — VR;
- Sony — OSS;
- Sigma — OS;
- Tamron — VC.
Небольшое резюме
Итак, при выборе объектива нужно обратить внимание на его формат и байонет — они должны быть совместимы с вашей камерой.
Далее нужно разобраться с основными характеристиками, которые вам нужны: фокусное расстояние и светосила (максимальная диафрагма). Определитесь, хотите ли вы зум или фикс, нужна ли вам стабилизация изображения — она не так важна, если ваша камера сама оснащена этой функцией.
Более подробно о популярных типах объективов и некоторых дополнительных функциях/характеристиках мы поговорим в нашем следующем материале.
* при подготовке статьи использовались материалы ресурса dpreview.com
2 комментария
31 авг. 2021
Ещё автор не упомянул способ фокусировки. Фокусировка может быть автоматической и ручной. А также, что можно покупать объективы сторонних производителей и устанавливать их через переходник.
1
0
Ответить01 сент. 2021
Мне кажется оптимальным, если совсем для новичка какой-то среднего уровня зум. И руку можно на нем набить будет, и ценник не так кусается, и в процессе станет понятнее вектор своего стиля, под который позднее уже и можно брать фиксы
1
0
Ответить