• Статьи
  • Кино, снятое на смартфон: режиссёры, фестивали и советы, как попробовать самому

Кино, снятое на смартфон: режиссёры, фестивали и советы, как попробовать самому

08 нояб. 2021

4784

1

0

0

Источник: imdb.com

Сегодня кино снимают на смартфоны уже даже не с целью сэкономить — это не скажется на качестве картинки. Готовы поспорить, что вы бы, возможно, не заметили, что некоторые фильмы, о которых пойдёт речь ниже, сняты не на профессиональную технику. Притом многие из них — полнометражные, что повышает риски. 

В статье мы хотим показать, что сегодня смартфон — полноценный рабочий инструмент, к которому прибегают крупные режиссёры, а для фильмов, снятых на телефоны, учреждают специальные премии. Мы погрузимся в историю такого кино и узнаем, как достичь киношной картинки на смартфонах самостоятельно.

История смартфон-кино

«Ночная рыбалка» (Пак Чхан-ук, 2011)

Пак Чхан Ук одним из первых решился снимать кино на смартфон. Источник: cine21.com

Режиссёр культового «Олдбоя» одним из первых использовал смартфон для съёмки кино. 30-минутный корейский хоррор был снят на IPhone 4 и выиграл «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале в год выхода.

По сюжету рыбак решает заночевать возле установленных снастей, но одна из удочек вылавливает ожившую утопленницу. Смазанность картинки хорошо рифмуется с таинственной атмосферой фильма, зритель видит происходящее, как будто, сквозь туман.

«В поисках сахарного человека» (Малик Бенджеллуль, 2012)

«В поисках сахарного человека» были сняты на смартфон из-за того, что у команды кончились деньги на плёнку. Источник: ru.kinorium.com

Этот фильм был снят на IPhone 3G не из-за художественного замысла, а в силу экономии. Изначально режиссёр работал с винтажной 8-миллиметровой камерой, но когда деньги на неё кончились, доснял оставшийся хронометраж на смартфон, используя фильтр, имитирующий плёнку, которая стала не по карману.

Это документальный фильм посвящён популярному в ЮАР музыканту Сиксто Родригесу. После записи двух своих первых альбомов, он бесследно исчез, породив множество легенд о своей судьбе. Герои фильма пытаются его найти спустя несколько десятилетий после пропажи. Картина собрала много номинаций и призов, включая «Оскар» за лучший документальный фильм.

«Мандарин» (2015, Шон Бэйкер)

Съёмки на IPhone помогли Шону Бэйкеру не стеснять актёров-любителей монструозным профессиональным оборудованием. Источник: filmatik.ru

Этот комедийный роуд-муви о путешествии двух трансгендеров в поисках бойфренда — пожалуй, первый по-настоящему конкурентный фильм, снятый на смартфоны. При бюджете около $100 тысяч (даже актёры были непрофессиональные) картина окупилась 8 раз и стала фестивальным хитом (премии от организация Film Independent и GLAAD, а также фестиваля Gotham). 

Фильм снят при помощи приложения FiLMIC Pro, из оборудования использовались три IPhone 5S, системы стабилизации камеры и широкоугольный объектив. Во время проката съёмочная команда не афишировала, что фильм полностью снят на смартфон. Первые зрители даже не догадывались об этом.

«Поворот» (Мишель Гондри, 2017)

Хоть «Поворот» и снят в рамках рекламной компании, это никак не ограничило его режиссёра. Источник: life.ru

Режиссёр «Вечного сияния чистого разума» попробовал себя в мобильной съёмке в рамках рекламной кампании Apple «Shot on iPhone». 11-минутный фильм о трёхколёсном велосипеде, ищущем своих хозяев, снят на IPhone 7. Сам Гондри хвалил айфоны за то, что они легки и удобны для съёмки быстрых движений, при этом позволяют имитировать картинку профессиональных камер.

«Снег, пар, железо» (2017, Зак Снайдер)

Зак Снайдер доказал, что смартфоны годятся и для съёмки экшнов. Источник: imdb.com

До этого фильма можно было сказать, что всё это пустяки — разговорное камерное кино смартфоном не испортишь. Но тут в дело вступил Зак Снайдер («300 спартанцев», «Хранители») и показал, что даже привыкшему к блокбастерному размаху постановщику вполне комфортно в рамках мобильного телефона.

Снайдер снял короткометражную картину на iPhone, модель которого он раскрывать не стал, за несколько дней без серьёзных усилий. В работе ему помогали сын и дочь. Фильм находится в свободном доступе на видеохостинге Youtube.com.

«Профиль» (2018, Тимур Бекмамбетов)

Действие «Профиля» полностью происходит на экране компьютера. Источник: geekvibesnation.com

Спродюсированные Бекмамбетовым «Убрать из друзей», «Поиск», и его режиссёрский «Профиль» — линейка фильмов, снятых в формате скринлайф. Это значит, что действие в них разворачивается внутри интерфейса компьютера. Мы следим за героями через окошки разнообразных приложений, а сами герои появляются в кадре только тогда, когда созваниваются по видеосвязи. 

Кино основано на реальных событиях и повествует о том, как джихадисты вербуют девушек из Европы. Специфическая манера съёмки нужна фильму, чтобы убрать дистанцию и установить эмоциональную связь между зрителем и героиней. Сделать зрителя безмолвным наблюдателем беззаботного сетевого сёрфинга, который постепенно обретает накал триллера.

«Не в себе» (2018, Стивен Содерберг)

Для того чтобы показать, что кто-то наблюдает за героиней с помощью дешёвой камеры, Содербергу пришлось специально ухудшить изображение, настолько хорошо снимает IPhone. Источник: imdb.com

Хоррор о девушке, которая, стараясь избавиться от навязчивого ухажёра, попадает в психиатрическую лечебницу, где работает её преследователь. Этот фильм сразу был анонсирован как зрелище, снятое на мобильный телефон (IPhone 7), а деньги на его производство собрали при помощи краудфандинговой кампании. 

Тем не менее, неподготовленному зрителю при просмотре легко обмануться — фильм никак не выдаёт, что снят каким-то особым образом. 

«Птица высокого полёта» (2019, Стивен Содерберг)

Своими двумя картинами Содерберг поставил точку в обсуждении телефона как инструмента для съёмки кино. Источник: film.ru

Следующий свой фильм — околоспортивную драму, о том как спортивный агент втягивает баскетбольную звезду в сомнительную авантюру, — Содерберг снова снял на смартфон. На этот раз им был IPhone 8. Картина была высоко оценена как критиками, так и зрителями. Для наглядности: её рейтинг составляет 91% на платформе Rotten Tomatoes.

«Нежность» (2020, Анна Меликян)

Стилизованный под советскую классику чёрно-белый мелодраматический сериал с Константином Хабенским. Сериал (к слову, снятый на IPhone 11) вырос из одноимённой короткометражки, также снятой на айфон.

Фестивали мобильного кино

В 2010-х, параллельно с развитием самих смартфонов и всё нарастающим интересом к ним как инструменту для съёмки кино, начали появляться профильные фестивали, созданные для талантливых авторов, желающих показать свои работы для широкой аудитории. Вот некоторые из них:

  • Iphone Film Festival. Главное условие для участия в этом фестивале состоит в том, чтобы минимум 70% фильма было снято на смартфон. Допускается использование любых программ для монтажа и цветокоррекции. В технике не ограничивают: можно и внешний микрофон, и широкоугольные линзы, вспышки, штатива и так далее.
  • Toronto Smartphone Film Festival. Канадский фестиваль, считающий своей миссией расширять сообщество снимающих кино на смартфоны и планшеты, как одни из самых дешёвых устройств, подходящих для данного занятия. Из ограничений: помимо того, что фильм должен быть полностью снят на телефон или планшет, графика и анимация для него должны быть также выполнены на смартфоне/планшете.
  • Mobile Motion Film Festival проводится в Швейцарском Цюрихе и позволяет, кроме телефонов, использовать в кинопроизводстве GoPro. Не ограничивает в использовании дополнительной техники или программ для постпродакшна. Из интересного: среди номинаций есть «Лучший короткометражный фильм в Snapchat».

Советы, если вы решили попробовать снять кино на смартфон

Помимо уже упомянутых объективов для смартфона, нелишним будет обзавестись также стедикамом, всё-таки телефоны очень чувствительны к тряске. Почитайте наши обзоры на DJI OM 3 и DJI OM 5.

Объективы для смартфонов бывают и такими. Источник: telescope.ru

Если говорить о приложениях, которые помогут более гибко настраивать параметры съёмки, то вот некоторые из них:

  • Уже упомянутый FiLMiC Pro, использовавшийся при съёмке «Мандарина».  Есть на Android и iOS, стоит около 1400 рублей. Предоставляет полный контроль фокуса, экспозиции, баланса белого, уровней звука и так далее. Приложение также поддерживает стедикамы, микрофоны, объективы и другие внешние устройства от сторонних производителей.
  • MoviePro есть только на iOS, стоит 899 рублей. Приложение позволяет управлять фокусом, экспозицией, выдержкой, ISO и другими параметрами. Как и у FiLMIC есть поддержка внешних устройств, а также режим съёмки с нескольких камер.
  • ProShot есть на Android и iOS, где стоит около 500 рублей. Приложение довольно минималистично, позволяет регулировать фокус, экспозицию, а также выдержку и баланс белого.
  • MAVIS присутствует на iOS, распространяется бесплатно, но содержит встроенные покупки. Программа по количеству функций может посоперничать с FiLMIC. В нём можно настраивать частоту кадров, фокусировку, экспозицию и даже цветовую температуру, выдержку и светочувствительность. Также поддерживает мониторинг звука через наушники.
  • ProMovie Recorder бесплатен, но видео, снятые на него, содержат водяной знак, который не исчезнет, пока вы не купите Pro версию. Приложение есть только на iOS. Программа поддерживает внешние устройства: различные микрофоны, стедикамы и объективы и прочих аксессуаров. При желании через эту программу к смартфону можно даже подключить внешний экран (через VGA или HDMI-адаптеры).

Заключение

Снимать кино на смартфон сегодня — не экстравагантное чудачество или знак определённого стиля. Вокруг этого инструмента образовалась своя культура, большие режиссёры не чураются его использовать, а текущий технический уровень практически неотличим от профессионального оборудования. Так что если вы всегда хотели снимать кино, но по каким-то причинам откладывали, знайте — у вас в кармане лежит возможность начать.

1

08 нояб. 2021

4784

1

0

0

Самые новые

Самые читаемые