Ломография: история, принципы, техника съёмки

27 мар. 2024

775

0

0

0

Перфекционисты и фотографы-новички считают, что хороший кадр не сделать, если у тебя нет всего самого лучшего: современнейшей камеры, объектива из профессиональной серии, осознанно выставленного света, тщательно скомпонованного, продуманного кадра и детальной постобработки. Но в мире фотографии есть стиль съёмки, жизни и философия подхода к фототворчеству, которая отвергает все эти принципы. И это ломография.

Рассказываем, что такое ломография, с чего началось движение, распространившееся по всему миру, причём здесь советский Ленинград, а также какие принципы и подходы к фотосъёмке ломографов можно внедрить в свою жизнь.

Если бы ломография была стилем музыки, то это был бы панк. Отсутствие правил, разрушение стереотипов, экспрессия и cвобода самовыражения / Фото: unsplash.com

Как появилась ломография

История ломографии началась в Ленинграде в 1984 году. Тогда Ленинградское оптико-механическое объединение выпустило первую компактную автоматическую камеру. Как часто бывало в Советском Союзе, название фотоаппарата — это просто аббревиатура. К первым буквам названия производства добавили первые буквы слов «КОМПАКТ» и «АВТОМАТ» и получилось «ЛОМО КОМПАКТ-АВТОМАТ» или «ЛК-А».

«ЛОМО КОМПАКТ-АВТОМАТ» — копия японской камеры «COSINA CХ-2». Чтобы создать отечественный аналог, советские инженеры разобрали западный образец и скопировали все 450 деталей фотоаппарата. Правда, конструкцию «ЛК-А» всё равно пришлось упростить, так как все технологии воссоздать не получилось / Фото: unsplash.com

Особенность камеры в том, что она была дешёвой при достойном качестве. Позволить себе такой фотоаппарат могло большинство граждан СССР и жителей дружественных стран Союза. В год производство выпускало 1 миллион 700 тысяч экземпляров.

При этом у «ЛОМО КОМПАКТ-АВТОМАТ» была встроенная светосильная широкоугольная оптика, автоматический затвор-диафрагма и система автоматической экспозиции — роскошь, ранее доступная только профессиональным дорогим фотоаппаратам. Фотоаппарат весил всего 250 грамм, был прочным и простым в управлении — его брали с собой, просто положив в карман, и получали красивые кадры, не будучи фотопрофи.

Снимки, сделанные на «ЛК-А», были резкими, яркими и насыщенными. Отличить кадр, сделанный на «ЛОМО КОМПАКТ-АВТОМАТ», можно было по характерной чёрной виньетке по краям кадра. 

«ЛК-А» вывозили на Кубу, во Вьетнам и в страны Восточной Европы. Но началось ломографическое движение в 1991 году, когда камеру купили австрийские студенты, учащиеся в Вене. Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер нашли советскую диковинку в комиссионном магазине. Так как она обошлась им очень дешёво — один экземпляр стоил всего 12 долларов — парни снимали на эти фотоаппараты всё подряд и без разбора. 

Набаловавшись, они распечатали полученные снимки и сложили их в панно. Результат им понравился: пёстрый ковёр из ярких, резких и сочных кадров, странные ракурсы и необычный эффект из-за искажений объектива. 

Для ломографа засветка от треснувшего экспонометра в центре кадра — это не брак, а оригинальное украшение кадра / Фото: Елизавета Чечевица

Маттиас и Вольфганг назвали получившийся результат «ломографией». Их увлечение захватило студентов их школы искусств, перешло на друзей, преподавателей, родственников и знакомых. В итоге интересных работ накопилось столько, что захотелось организовать выставку, для которой пришлось зарегистрировать «Ломографическое общество». Оно существует до сих пор, а ломография стала общемировым фототечением. 

Уже в апреле того же 1991 года фотоаппаратов «ЛК-А» не осталось в Восточной Европе — всё экземпляры раскупили. Тогда президенты и основатели Ломографического общества попытались связаться с производством, отправив на «ЛОМО» факс. Там это посчитали шуткой и не ответили. 

В итоге Маттиас Фигль и Вольфганг Странцингер сами приехали в Ленинград в декабре 1991 года, встретились с директором «ЛОМО» и договорились, что камеры ЛК-А будут эксклюзивно поставляться и распространяться по всему миру через Ломографическое общество.

Благодаря Ломографическому обществу, «ЛОМО» на западе теперь расшифровывают как LOMO — LOve and MOtion (Любовь и Движение). Это считается главным девизом сообщества. Поэтому засветки, расфокус, заваленный горизонт — это не показатель качества снимка / Фото: Елизавета Чечевица

Ломографическое общество существует по сей день. Они открыли представительства по всему миру — в Европе, России, Азии, Америке, Японии и даже Африке. У них есть официальный сайт, на котором зарегистрировались уже больше 200 тысяч ломофотографов. Ресурс представляет из себя одновременно магазин, где продаются ломо-фотоаппараты, плёнки и вспышки, галерею ломо-снимков и журнал с обучающими статьями и событиями в мире ломографии.

Как снимают ломографы — десять правил движения

Даже у ломографов есть свои перфекционисты: в идеале считается, что снимать нужно на «каноничные» плёночные камеры LOMOGRAPHY и плёнки с таким же названием. Но с этим можно поспорить. Философия движения говорит о том, что нужно меньше беспокоиться и — главное — непрерывно фотографировать. Так что берите любой фотоаппарат, который легко носить с собой, ставьте на автоматический режим и снимайте. 

«Не думай, а просто снимай! Ломография — это про веселье, пока ты делаешь красивые кадры, поэтому наши правила можно как запомнить, так и отбросить», — говорится на официальном сайте ломографов.

Ниже — десять официальных постулатов ломографии в вольном переводе, которые помогут влиться в движение, перенять для себя некоторые принципы съёмки и раскрепоститься в фототворчестве, начав относиться к нему проще. 

Правило 1. Бери с собой камеру везде, куда бы ты ни шёл

Фотограф никогда не знает, когда придёт время и место для идеального кадра, поэтому он всегда должен быть наготове и прислушиваться к себе. «Момент для идеальной фотографий невозможно спланировать», — считают ломографы. Он просто наступает. А задача автора всегда быть к этому готовым, и неважно, что вы делаете в этот момент — чистите зубы или поднимаетесь на Мачу-Пикчу в Перу. 

Правило 2. Фотографируй всегда — и днём, и ночью

Каждый момент особенный и неповторимый. Вы живёте всегда, а не только в хорошую погоду или в памятную дату. Так что пусть камера всегда будет с вами. Снимайте, пока вы живёте, делайте это непрерывно. Пусть фотоаппарат запечатлит воспоминания, какими бы они ни были: милыми, сумасшедшими, красивыми или глупыми.

Ломографы ратуют за количество. По их мнению, лучше сделать 100 фотографий ни о чём, чем упустить момент и не запечатлеть идеальный кадр. Подобный снимок для них — счастливая случайность, сделавшая кадр необычным. И не нужно думать, как это получилось. Главное, что вышло интересно / Фото: Елизавета Чечевица

Правило 3. Ломография — это часть жизни

Камера — это продолжение тебя. Она должна видеть то же, что видишь ты, чувствовать то же, что чувствуешь ты. Фотоаппарат всегда должен быть рядом. Вы должны не просто фотографировать ситуацию, а быть её частью. 

Правило 4. Снимай с разных ракурсов

Кто сказал, что нужно обязательно стоять и смотреть в видоискатель? Забудьте об этом! Не прячьтесь за камерой! Поднимите фотоаппарат так высоко, как можете, либо опустите ниже колен, и сделайте кадр. Если поменять ракурс, фотографии могут стать гораздо интереснее. Главное — пробовать!

Правило 5. Будь к объекту съёмки так близко, как это возможно

Суть ломографии в том, чтобы докопаться до сути вещей, исследовать их. У вас должна быть эмоциональная связь с тем, что вы снимаете. Вы должны быть в действии, а не оставаться на заднем плане с фотоаппаратом.

Правило 6. Не думай

Вспомните, как вы были ребёнком, когда всё вокруг напоминало сказку, а жизнь просто случалась. Каждый момент был особенным. Постарайтесь вернуться в те дни. Снимайте, чувствуйте, развлекайтесь. Фотографируйте то, что привлекает и волнует вас. Лучшие кадры — это не те, где вы планируете, а те, где вы снимаете вслепую и не беспокоитесь. 

Яркие, неожиданные цвета, сбитый баланс белого и виньетка — это визитные карточки ломографии / Фото: unsplash.com

Правило 7. Будь быстрым

Жизнь скоротечна. Каждое мгновение — это всего лишь Мгновение. Секунды уходят незаметно, поэтому нужно успеть их поймать. Берите камеру и всю свою смелость и просто снимайте, действуйте, веселитесь. Это и есть ломография.

Правило 8. Вы не должны заранее знать, что именно сфотографируете

Если бы мы всё знали заранее, разве это было бы весело? Лучшее, что можно сделать в жизни — это не загадывать заранее. Вы свободны делать всё, что вы хотите. В этом суть фотографии. Вам не нужно документировать реальность с точностью учёного. Вы фотографируете, потому что чувствуете страсть, волнение и удовольствие от Настоящего. Так что просто плывите по течению, а потом посмотрите, что из этого получится!

Правило 9. Наслаждайтесь случайностями

Когда вы открыли готовые снимки, не пытайтесь анализировать то, что у вас получилось и почему. Цвета, композиция, размытия, ракурсы, засветки, виньетки — всё это случайности, которые сделали фотографию прекрасной. Просто наслаждайтесь результатом.

Неожиданная красная засветка для ломографа — повод отметить кадр как интересный / Фото: Елизавета Чечевица

Правило 10. Забудьте о любых правилах

Это самый важный урок! Вы должны быть верны себе. Время исследовать фотографию и себя, а не слушать то, кем вам нужно быть и как снимать. Просто действуйте, не прекращайте фотографировать и верьте в себя. Забудьте, что в руках у вас камера — пусть она станет вашим продолжением.

27 мар. 2024

775

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые