• Статьи
  • Магия сквозь столетие: история создания легендарной камеры Rolleiflex

Магия сквозь столетие: история создания легендарной камеры Rolleiflex

15 мар. 2021

1149

1

0

0

Несколько слов про средний формат 

                 Если вы ничего не слышали о TLR-камерах, никогда не видели эти причудливые прямоугольные коробочки с двумя линзами и снимали только на плёнку 35 миллиметров, то у меня для вас хорошие новости! Совсем рядом с вами существует целый отдельный мир – среднеформатная плёночная фотография. Вы спросите: «почему мне должно быть это интересно?». Ответ кроется хотя бы в том, что даже современные камеры с полнокадровой матрицей уступают аналоговым среднеформатным устройствам полувековой давности. Грубо говоря, 120 мм плёнка превосходит фулфрейм по уровню детализации снимков за счёт бОльшего размера «матрицы».

Размеры матриц на разных камерах. Как можно заметить - плёнка 120 мм шире всех.

СФ камеры и выглядят довольно примечательно  – они, как правило, больше своих цифровых и малоформатных плёночных собратьев, а их дизайн вызывает ассоциации с эпохой зарождения фотографии. Я планирую написать целую серию текстов о среднем формате, так что мы ещё поговорим обо всех технических и эстетических тонкостях. А пока я хочу рассказать вам о камере, которая вдохновился меня (и многих других, вы в этом убедитесь) с головой погрузиться в мир плёночной фотографии. Речь о легендарном Rolleiflex.

Это самая узнаваемая камера в мире, во всяком случае, так о ней частенько пишут англоязычные ресурсы, посвящённые плёночной фотографии.  Сконструированный в начале прошлого столетия фотоаппарат компании Rollei обрёл бешенную популярность. Простота, надёжность конструкции и уникальные технические решения сделали Rolleyflex, в определённом смысле, эталоном, на который равнялись и которому подражали. Причём подражали с такой силой, что с лёгкостью можно насчитать до 500 клонов от разных производителей. В общем-то любые двухобъективные камеры среднего формата, так или иначе, восходят корнями к Rolleyflex.

Оригинальный Rolleiflex, выпущенный в конце 1920-х.

От перископа до легендарной камеры

                 Чего же в ней такого особенного? Первое что бросается в глаза – два объектива – зачем? На самом деле изначально объективов было ещё больше – до 1929 года немецкая фирма Rollei выпускала так называемые стереокамеры - фотоаппараты с двумя или тремя линзами, которые делали два раздельных кадра для симуляции человеческого бинокулярного зрения. Ходит легенда, что один из основателей Rollei, насмотревшись в перископ во время Первой мировой, решил модернизировать устройство громоздких стереокамер, убрав несколько объективов и вообще выкинув всё лишнее.

В итоге получилась камера с двумя рядом расположенными объективами, один из которых подаёт свет на плёнку (формата 6 x 6), а второй (верхний) через зеркало отражает свет в обзорную шахту. Поместить эту систему в алюминиевый корпус c затвором, поставить линзы Tessar от Carl Zeiss с диафрагмой F4.5 и F3.8 – voila. В 1929 году мир получил Rolleiflex 6 x 6 K1 - лёгкую, надёжную, относительно компактную камеру, которая хорошо справится и с портретом и с репортажем. Конечно, по нынешним меркам, камера супер-неудобная и громоздкая, но это было в конце 20-х, а для тогдашних фотографов новый Rolleiflex был почти карманной камерой. Стоило устройство, в переводе на нынешний курс, около $1127.

Рабочий на производстве первых Rolleyflex в городе Брауншвейге (Braunschweig)

Женщины и соперники

                 После сокрушительного успеха и начала массового производства, жена одного из основателей Rollei предложила ещё более компактный вариант камеры -  BabyFlex, чтобы даже хрупкие дамы могли приобщиться к фотоискусству. Новая модель снимала в формате 4 x 4 и была оснащена специальным рычажком для взвода затвора (он позже перекочевал и в страшную версию Rolleiflex). Babyflex снискал популярность не только у женщин, но и у спортивных журналистов, для которых мобильность и лёгкость оборудования играли огромное значение.

Потом было ещё множество экспериментов с форматами плёнки, более дешёвыми моделями RolleiCord, изменением скорости затвора и проч. и проч. После войны особенно сильно обострилось противостояние компании Rollei и многочисленных молодых японских «фото-стартапов», которые производили клоны немецкой техники, причём почти не уступающих в качестве. Это противостояние, кстати, подарило нам возможность приобрести аналоги легендарного фотоаппарата Rolleiflex по сравнительно небольшой цене (Yashika, например, можно найти на eBay за $100+).


Дама с Rolleiflex

Rolleiflex всем даром, и пусть никто не уйдёт обиженный

                 В 50-х дела у камер Rolleiflex шли не очень хорошо из-за конкурентов и набирающих популярность 35 мм устройств, так что немецкая фирма решилась на отчаянный и судьбоносный шаг – они начали раздавать свои камеры репортёрам бесплатно, чтобы поднять популярность бренда. И получилось, да ещё как. Доступность  Rolleiflex в 50-х привела к тому, что множество фотохудожников-любителей, журналистов и просто увлекающихся фотографией людей, получили доступ к отличной камере. 

 Есть одна история, которая для многих стала отправной точкой в любви к уличной фотографии в целом и к Rolleiflex в частности. В 2007 на одном из аукционов в Чикаго риэлтор купил никому не нужные коробки с фотоальбомами, негативами, магнитными лентами и другими интересными вещицами. Когда он хорошенько изучил содержимое и опубликовал в интернете найденные снимки, их приняли за утерянные шедевры гениального фотографа. Оказалось, что всё это работы некой Вивиан Майер. в 50-х она активно занималась уличной фотографией, но совершенно нигде не выставляла свои работы, а просто тщательно их систематизировала. После первой публикации её работ в интернете прошло почти 15 лет и сегодня Вивиан Майер называют одним из самых значимых и загадочных фотографов XX века – настолько её фотографии зацепили профессиональное сообщество.  И да, все свои снимки она делала на Rolleiflex.

Вообще история Вивиан очень вдохновляет, ведь она была совершенно обычной женщиной, которая фотографировала жизнь вокруг, а сегодня её работы ценятся как важная часть нашей культуры. Очень рекомендую посмотреть её карточки или/и документальный фильм  - Finding Vivian Maier.     

Фотография Вивиан Майер

P.S.

Добавлю немного субъективных ощущений. Когда держишь в руках Rolleiflex (многие его аналоги тоже) ощущаешь себя фотографом в неком мистическом смысле. Эта коробочка выглядит, ощущается, звучит(!) как магическая шкатулка, которая может поймать свет в себя и навсегда запечатать его на плёнке. Забавно, что на деле так оно и есть. Красота конструкторских и дизайнерских решений в данном случае порождает вещицу, которой приятно пользоваться и которая будет исправно работать даже через столетие. Это, кстати, тоже именно так: сейчас на аукционах можно найти полностью работающие версии камер Rollei, при этом они будут стоить не каких-то баснословных денег. Так что за сравнительно недорого можно приобщиться к традиции фотосъемки, которой уже почти 100 лет. Но есть тонкости. Много. О них в следующий раз. 

1

15 мар. 2021

1149

1

0

0

Самые новые

Самые читаемые