7 экспериментов для плёночной фотографии

05 окт. 2021

6204

3

0

2

Плёночная картинка была и остаётся чем-то трепетным и отличным от цифрового изображения. У плёнки свой стиль, который ни одно приложение-имитация, ни один фильтр или выкрученное зерно не заменят. Поэтому на неё до сих пор снимают и будут продолжать снимать. За эту теплоту картинки, её шероховатость плёнку и любят.

Но просто плёночной фотографией сегодня мало кого удивишь. Даже плёночной среднеформатной фотографией. Нужно что-то ещё! Собрал такие «ещё»: хитрые рецепты, которые возведут плёночные изображения на новый, непривычный глазу уровень.

1. Кросс-процесс

Штука, известная всем пленочным гикам 2000-х, но сегодня отошедшая на второй план.

Обычная пленка 35мм — это чаще всего цветная негативная пленка, которую несут на проявку по процессу С-41. Кроме неё существует слайдовая цветная плёнка, её проявляют по процессу Е-6. У каждого процесса свой набор реактивов для проявки изображения (проявитель, смачиватель и фиксаж). 

Фото: lomography.com Пользователь: @ansen
Фото: lomography.com Пользователь: @benbrowntown-york
Фото: lomography.com Пользователь: @margogreenlaw

Кросс-процесс предполагает проявку плёнки одного типа реактивами для другого. Кросс-процесс — это негативная плёнка С-41, проявленная по процессу Е-6. Так цвета на отснятых фотографиях показывают себя с новой стороны, становятся сочнее. Предугадать, как именно они поведут себя, невозможно: это зависит от плёнки, времени съёмки, геолокации и множества других факторов. Экспериментируйте! Блёкло точно не будет.

Фото: lomography.com Пользователь: @elvismartinezsmith
Фото: lomography.com Пользователь: @sartorius7
Рецепт: найдите одну из самых крупных фотолабораторий в вашем городе и попросите проявить по кроссу. Скорее всего, люди поймут, о чём речь, и возьмут ваши плёнки. Стоить будет чуть дороже обычного. В крайнем случае, просто объясните, что вам нужно проявить именно по Е-6, если люди не знают о такой механике.

2. Обратный кросс-процесс

Более хитрая история, которая встречается ещё реже. Механика ровно такая же: плёнка одного процесса проявляется по не родному. Только в данном случае это слайдовая пленка (Е-6) по процессу для негативной (С-41). Такая махинация с реактивами сильно сказывается на картинке: много охры, пурпура, бежевых полутонов.

В отличие от классического кросс-процесса цвета не играют в панк-рок, а смягчаются, поигрывая на фортепиано. Мягко, нежно, почти пастельно. Но стоит повториться: это не единая схема, картинка на выходе индивидуальна в зависимости от плёнки, места съёмки и фотоаппарата.

Фото: lomography.com Пользователь: @_smg_
Фото: lomography.com Пользователь: @lucretia
Фото автора
Рецепт: вам нужна будет любая слайдовая(!) пленка. Отсняв ее, также отнесите в фотолабораторию и попросите проявить по С-41. Это совсем не распространенная практика,  возможно нужно будет просветить сотрудника и уверить в том, что это можно делать. Не родной процесс скажется только на самой пленке.

3. Редскейл

Проявить разными процессами проявили, можно заняться экспериментами до проявки! Речь о redscale, методе, когда съёмка происходит на обратную сторону пленки. Тут результат предсказуемый и не зависит от светосилы объектива и бренда плёнки.

Фото: lomography.com Пользователь: @u-t-e ISO:100
Фото: lomography.com Пользователь: @tracyvmoore ISO:400
Фото: lomography.com Пользователь: @fletchinski84 ISO:100

Редскейл — это все оттенки бежевого! Всё словно снято через оранжевый фильтр. Разумеется, вариативно: чем выше ISO, тем насыщеннее будет цвет, порой доходя до раскалённо-оранжевого и даже красного. И, наоборот, на ISO 50 или 100 это может быть меланхолично-бежевый, песочный.

Фото: lomography.com Пользователь: @panchoballard ISO:100
Рецепт: вам нужна любая негативная пленка. Снимать будем на обратную сторону, так что первый вариант — сделать самостоятельно. В тёмной комнате отмотайте всю плёнку из катушки, переверните другой стороной, закрепите и замотайте обратно. Снимать как обычно, проявка тоже по стандартному С-41. Второй, облегченный вариант: некоторые бренды подсмотрели этот трюк и выпускают сразу намотанные по такой схеме катушки плёнки. Ищите название Redscale или уточните у продавца. Подойдет, например, Lomography Redscale 50-200.

4. Даблы

Double expousure — это двойная экспозиция, когда на один кадр накладываются два снимка. В некоторых фотоаппаратах это возможно сделать сразу, но большинство предполагают перемотку вперед, без варианта нажать на спуск по второму кругу. Для таких случаев есть лайфхак: один раз отснимите на пленку все то, что вы хотели бы видеть подложкой, первым слоем. Подойдут текстуры, цветы, облака, архитектура – все, что вы захотите, правил нет. Затем смотайте её и поставьте обратно в фотоаппарат. Снимайте уже поверх первого слоя.

Фото: lomography.com Пользователь: @lalouve
Фото: lomography.com Пользователь: @lalouve
Фото: lomography.com Пользователь: @lalouve

Даблы — это всегда игра и невероятные наложения. Тот случай, когда сложно структурировать, чтобы предсказать результат. Это почти поэзия. Смотрите сами:

Фото: lomography.com Пользователь: @lalouve
Фото: lomography.com Пользователь: @lalouve
Фото: lomography.com Пользователь: @lalouve
Рецепт: вставляя пленку в фотоаппарат на первый слой, сделайте отметку маркером, чтобы на втором круге кадры ровно наложились друг на друга. Всегда стоит помнить, что пленка – это светочувствительная субстанция. Экспонируя по несколько раз один кадр, легко можно его пересветить. Для того, чтобы избежать такого результата, всегда делите выдержку и ISO на 2. Например, каждый слой по 1/125, вместо 1/60 за один спуск. Держите это в голове, но не принимайте как аксиому: все зависит от уровня освещения и того, что и как вы снимаете на оба слоя.

5. Наливаем и вымачиваем

Пожалуй, самый большой эксперимент в этой подборке: совсем нельзя предугадать, как такое обращение с плёнкой скажется на самой картинке, что произойдет и что будет на выходе. Вымачивая пленку в чем-либо перед съёмкой на неё, вы запускаете реакцию этой жидкости вместе с химическим слоем на самой плёнке. А химические реакции часто непредсказуемы.

Пример: выдержка плёнки в течение суток в морской воде и джине. В результате появились незначительные разводы, а плёнка окрасилась в сине-пурпурный цвет.

Фото: lomography.com Пользователь: Natalie Goulet

Ещё один рецепт с непредсказуемым результатом — сочетание кока-колы и зелёного чая. В таком миксе пленка вымачивалась около 6-8 часов. А в результате появились красивые разводы и крапинки на каждом кадре.

 Фото: lomography.com Пользователь: Elzi Boba
 Фото: lomography.com Пользователь: Elzi Boba
 Фото: lomography.com Пользователь: Elzi Boba

Третий пример — индийский зеленый соус карри. Специи, входящие в состав, запустили сильную реакцию на светочувствительные компоненты пленки.

Фото: lomography.com Пользователь: Prin Tumsatan
Рецепт: выбирайте тот ингредиент, с которым хотели бы провести эксперимент, наливайте в небольшую ёмкость, способную полностью укрыть катушку пленки, и смело кидайте последнюю туда. Дайте постоять некоторое время (на ваше усмотрение, от 5 часов до суток). Далее необходимо будет вынуть пленку и, раскатав по всей длине в тёмной комнате аккуратно помыть под холодной водой несколько минут. Затем, в этой же темной комнате высушить. Можно попробовать посушить феном на низкой мощности, чтобы не перегреть, либо оставить сушиться на полотенце. Спустя время, когда пленка будет сухой, смотайте обратно в катушку, снимайте и проявляйте как обычно. Кросс-процесс проявки усилит краски.

6. Стирка

Не менее смелый вариант, чем замочить плёнку в вине или чае — постирать её! Подойдет как стиральная машина, так и посудомоечная. Результат непредсказуем! В контакт с эмульсией пленки вступят уже не только очищающие химикаты, но и горячая температура.

Фото: lomography.com Пользователь: @hti
Фото: lomography.com Пользователь: @hti
Фото: lomography.com Пользователь: @cocaneonkamerasutra
Фото: lomography.com Пользователь: @hti
Рецепт схож с вымачиванием пленки. После стрики/мойки в стиральной машине плёнку необходимо будет промыть под холодной водой в тёмной комнате и дать ей высохнуть. Дальше всё стандартно.

7. Огонь

Фото: lomography.com Пользователь: @nicktaurojr

Выпадающий из общего списка эксперимент, потому что для него нужна плёнка уже проявленная, позитив. Мне удалось найти в сети всего несколько экспериментаторов этой стилистике, однако пример каждого из них — это уже произведения искусства, а не просто фотография. Поджигая пленку, вы уже можете видеть, что на ней находится, а значит и подобрать необходимое место плавления. В каком-то смысле это пост-продакшн. Результаты, которые вы получите, описывать глупо, проще взглянуть на примеры:

Фото: wordpress Пользователь: @experimental223
Фото: wordpress Пользователь: @experimental223
Фото: lomography.com Пользователь: @nicktaurojr
Фото: lomography.com Пользователь: @nicktaurojr
Рецепт: вам потребуются проявленные негативы и свечка — с ней проще работать. Подносите удерживая пинцетом нарезанную плёнку к горящей свече и останавливайтесь, когда получили необходимый эффект. Помните, что пленка должна лишь слегка подплавиться, а не гореть полностью. Будьте осторожны с огнём, не подносите слишком близко и не переборщите! Удачных экспериментов!

3

05 окт. 2021

6204

3

0

2

2 комментария

Фотки в "Стирке" вообще огонь!

Портреты на пленку получаются очень особенными

Самые новые

Самые читаемые