• Статьи
  • Насадки для студийного света: какие бывают и как пользоваться. Подробный гайд

Насадки для студийного света: какие бывают и как пользоваться. Подробный гайд

22 окт. 2021

32637

2

0

0

Новичку невероятно сложно фотографировать в студии. Тут бы с настройками камеры разобраться, а тут вдруг надо ещё правильно настроить и поставить свет. И администраторы лезут со своим «Вам что? Софтбокс или портретку?». Но свет незаменим: управляя источниками света с помощью мощности, моделирующих насадок и расположения, мы получаем качественную фотографию.  

Какие бывают насадки, чем они отличаются? Когда лучше взять стрипбокс, а когда — зонт? Чем правильней подсветить фон? Отвечаем на все эти вопросы и разбираемся, какие аксессуары для студийного света помогут разнообразить снимки.

pixabay.com

Какие бывают насадки для студийного света
      Софтбокс
      Зонт
      Портретная тарелка
      Рефлектор
      Тубус
Аксессуары к модификаторам света
      Соты
      Шторки
      Маски гобо
      Цветные фильтры
Советы и выводы

Какие бывают насадки для студийного света

Софтбокс

Так называют насадки, у которых есть слои рассеивания. Как правило, это один или два слоя белой полупрозрачной ткани. Да, софтбоксы, по сути, сделаны из ткани на каркасе определенной формы. 

piqsels.com

Типы софтбоксов

      - Прямоугольные и квадратные софтбоксы. Нестареющая классика. Бывают разного размера. Чем больше источник, тем мягче свет.
      - Октобокс. Восьмиугольные софты. Часто это самые большие студийные насадки. Их любят за интересную форму блика в глазах и то, что с их помощью можно осветить большую площадь.
      - Стрипбокс. Это длинный прямоугольник, но, в отличие от классического прямоугольного софтбокса, достаточно узкий по ширине и вытянутый по высоте.
      - Круглый софтбокс. Дает интересные круглые блики в глазах модели.
      - Напольный софтбокс. Позволяет подсветить объект снизу.

Часто в среде фотографов и сотрудников студий софтбоксами называют именно квадратные или прямоугольные насадки, чем путают новичков, которые начинают считать октобоксы и стрипбоксы отдельным видом света. На самом деле всё это софтбоксы. Просто разной формы.

Что снимать с помощью софтбоксов

  • Для классического портрета с мягким светом подойдут прямоугольные или квадратные софтбоксы. Чем они больше, тем большую площадь осветят и тем более мягкий свет дадут.  
  • Используйте стрипбокс для ростового портрета или чтобы подчеркнуть силуэт контровым светом. Также для ростового портрета подойдут большой прямоугольный софтбокс или октобокс.
  • Стрипбокс позволяет получить эффектные узкие блики при съёмке предметов. Главное, чтобы поверхность объекта хорошо отражала свет (стекло, пластмасса, глянцевый корпус автомобиля и т.д.).
  • Октобокс идеален для съёмки нескольких людей. С помощью него можно сфотографировать пару влюбленных, семью с детьми, музыкальную группу или групповой бизнес-портрет. Естественно, чем больше октобокс, тем больше людей он осветит.
  • Октобокс позволяет не только сфотографировать модель в полный рост, но также осветить фон вокруг неё.
  • Любые большие софтбоксы подойдут для съёмки крупногабаритных объектов. Например, автомобилей. 
  • Круглый софтбокс подойдет для портретов, так как дает аккуратные круглые блики. Бывают небольших размеров, поэтому подходят для накамерных вспышек, что идеально для репортажной съёмки.
  • Напольный софтбокс позволяет подсветить объект снизу. Можно использовать для экспериментальных портретов с необычным светом, предметной съёмки, подсветки интерьера.

Зонт

Насадка, которая дает мягкий, рассеянный свет со светлыми, аккуратными тенями. Иногда зонт настолько сильно рассредотачивает свет, что из-за него приходится повышать мощность импульса вспышки. 

Снято с помощью зонта на просвет / pixabay.com

Бывают двух типов:

      - На просвет. Чаще всего это зонт из белой ткани. При съёмке с такой насадкой, мы направляем источник света на модель или предмет, а открытый зонт заслоняет лампу. Получается, мы снимает сквозь зонт, из-за чего свет рассеивается. Принцип работы такой же, как у софтбокса.
      - На отражение. Зонты на отражение чёрные, а их внутренняя часть золотая, серебряная или белая. Снимая на отражение, мы направляем свет в противоположную сторону от объекта съёмки. Вспышка отражается от внутренней поверхности зонта и освещает модель.

Цвет внутренней поверхности зонтов на отражение влияет на цвет света. Если вам нужен тёплый свет, то используйте золотой зонт. Для холодного подойдет серебряный. Нейтральная цветовая температура создаётся с помощью белого зонта. Донастроить баланс белого можно на постобработке.  

Чтобы закрепить зонт на штатив, нужно специальное крепление, которое позволяет вставить туда «ножку» рассеивателя. Одни насадки продаются с креплением «горячий башмак» для накамерных вспышек. Бывают также модели с патронами для ламп.

Стоит отметить, что один из самых бюджетных модификаторов света. Например, зонт на просвет можно купить за 350 рублей.

Слева два зонта на просвет, справа — серебряный зонт на отражение / pixabay.com

Что снимать с помощью зонтов

  • Используйте зонт, чтобы получить нежный женский портрет с мягким светом.
  • Его лёгкость позволяет быстро и просто перемещать источник света, поэтому с зонтом можно снимать активных непоседливых детей.
  • Небольшие зонты мало весят и дёшево стоят. Часто они становятся первой бюджетной светоформирующей насадкой, которую начинающий фотограф может использовать на выездных съёмках. Кроме зонта вам понадобится лишь штатив, крепление для зонта и непосредственно источник света — подойдёт даже накамерная вспышка.
  • Зонты на отражение, особенно большие, создают широкий и мягкий луч света. Это позволяет имитировать естественное освещение в студии.

Зонт — идеальная насадка для новичка, так как даёт аккуратный светотеневой рисунок. Зонтом сложно испортить портрет — тени от него достаточно светлые, плавным, едва различимым градиентом переходят в средние тона и блики. От зонта сложно получить черные провалы вместо глаз, жёсткие, резко очерченные тени около носа.

Портретная тарелка

Позволяет получить средний по жёсткости свет, так как сначала он «бьёт» в металл, а потом рассеивается по белой или серебряной поверхности. С одной стороны, это даёт мягкий свет, но форма и относительно небольшой размер источника делают его направленным, что повышает его контрастность. 

Что снимать портретной тарелкой

      - Любые портреты. Регулируйте высоту и расположение источника, чтобы добиться разного эффекта и настроения в кадре. Например, если поставить свет с портретной тарелкой за моделью и направить свет вниз, получится драматический портрет с глубокими тенями.
      - Портретная тарелка дает хороший контраст, поэтому её часто используют для фэшн-съемок.
      - Портретная тарелка подойдет для бьюти-фотосессий с акцентом на причёску или макияж модели.

Рефлектор

Насадка, дающая жёсткий свет. За счет формы и материала с отражающей поверхностью внутри, она формирует свет в пучок. Таким образом он получается направленным, то есть светит строго туда, куда вы показали. Аналогия простая — представьте актёра на сцене, за которым силами осветителя «бежит» луч прожектора.

piqsels.com

Что снимать с помощью рефлектора

      - Рефлекторы дают жёсткие тени на лице модели, проявляют фактуру. Это идеально для драматических или мрачноватых портретов. Кроме того, с его помощью можно сделать акцент на рельефе тела или морщинах.
      - Жёсткий свет, подчеркивающий брутальность, хорош для мужских портретов. Либо для женских, где важно передать решительный характер и яркий темперамент.
      - Чтобы подсветить фон, используйте фоновый рефлектор. Это трубка с как бы срезанным по диагонали краем. Такая форма нужна, чтобы свет направлялся строго в одну сторону (на фон) и не попадал на модель и в объектив.
      - С помощью рефлектора добавьте на модель контровой свет.

Тубус

Иногда его называют конусным рефлектором. Модификатор, дающий жёсткий свет. Насадка в виде конуса, которая формирует узкий, направленный пучок света. Достаточно сложная для новичка-фотографа и неопытной модели насадка, так как нужно хорошо понимать, куда бьёт луч света, и находиться строго в нём.

Эффект прожектора, которого можно добиться с помощью тубуса / pixabay.com

Что снимать с помощью тубуса

  • Подсветите сюжетно значимую деталь на объекте или фоне. Узкое отверстие тубуса не позволит свету затронуть объекты вокруг. 
  • Создайте эффект прожектора на сцене.
  • С помощью тубуса можно получить интересный портрет с контрастным светом. Но помните, что с его помощью не получится качественно осветить модель в полный рост.

Аксессуары к модификаторам света

Соты

Направляют свет, делают его более акцентированным. Повышают жёсткость света и сужают световой пучок.

pixabay.com

Виды:

      - Соты на рефлекторы. Представляют собой круглую металлическую насадку, действительно напоминающую пчелиные соты.
      - Соты на сотфбоксы. Тканевые квадратные сетки. Как правило, крепятся с помощью липучек. Бывают с разной шириной ячеек. Чем ячейка сот меньше, тем уже пучок света на выходе.

Зачем использовать соты

      - Направляя свет определенным образом, можно осветить только модель, а фон оставить нетронутым.
      - Если совместить портретную тарелку и соты, можно получить эффект прожектора.
      - Поставить акцент на отдельный объект или предмет.
      - Сделать светотень на лице модели более контрастной.

Шторки

Модификатор для рефлектора. Это насадка с четырьмя подвижными чёрными заслонами. Надев их на рефлектор, можно контролировать световой поток и направлять его.

Зачем использовать шторки

  • Регулируйте ширину луча, освещающего фон.
  • Более аккуратно управляйте контровым светом.

Маски гобо

pixabay.com

Маски гобо — это трафареты, через которые можно пропускать свет, чтобы получить световой узор на модели или фоне. С помощью них можно проецировать абстрактные узоры и имитировать солнечный свет, падающий сквозь окна или жалюзи. Они бывают пластиковые, стеклянные, металлические. 

Для масок гобо есть специальная насадка. Её конструкция необычна тем, что в середине находятся линза и рычаг, который позволяет регулировать ширину пучка света, а на конце — ещё одна линза и рычаг, которые фокусируют свет, чтобы рисунок был чётче. Более простая альтернатива — металлический держатель

Но, чтобы снимать через трафарет, необязательно использовать именно насадку для гобо — подойдет любой жёсткий источник света, на который можно закрепить пластину с рисунком. Кроме того, вы сами можете создать трафарет любой формы и использовать его в съёмке.

Цветные фильтры

Полупрозрачные гелевые листы (иногда пластмассовые пластины), которые меняют цвет света. Продаются либо в виде квадратных или прямоугольных листов, которые можно закрепить на источник света скотчем, либо в виде железных пластин, которые крепятся на рефлекторы.

Зачем нужны цветные фильтры:

  • Направьте рефлектор с цветным фильтром на фон, чтобы изменить его цвет.
  • Подсветите рефлектором с фильтром модель сзади, чтобы получить цветной контровик.
  • Окрашивайте фон, модель, создавайте цветные пятна с помощью тубуса, на который прикреплен фильтр. 

Советы и выводы

piqsels.com
  • Мягкий свет дают софтбоксы, жёсткий — рефлекторы, средний — портретная тарелка.
  • Чем меньше источник света, тем жёстче и контрастнее свет.
  • Чем ближе источник к модели, тем мягче свет.
  • Используйте цветные фильтры, чтобы окрасить фон, модель, сделать цветные контровики или пятна.
  • Соты и шторки позволяют ограничить световой поток, сделать его более направленным. Таким образом можно сделать свет жёстче, а также поставить акцент на детали. Например, подсветить важный для сюжета элемент декора.
  • Не меняйте насадки самостоятельно — попросите администратора студии. В случае поломки придется платить за испорченный источник, цена которого может превысить десятки тысяч рублей.
  • Для начала снимайте с одним источником света и пробуйте разные насадки, чтобы прочувствовать разницу. Начните с мягкого света — он проще, так как меньше шанс получить некрасивые жёсткие тени и подчеркнуть недостатки кожи модели. Самые простые насадки для новичка — зонт или классические квадратные или прямоугольные софтбоксы.
  • Проецируйте на модель или фон любые узоры с помощью масок гобо или изготовьте трафареты сами.
  • Тубус и портретная тарелка из-за узкого по ширине пучка света дают высокий светотеневой контраст на модели. С помощью них можно получить интересный свет, но необходимо точно контролировать, куда он падает, и где находится модель. Проще всего сделать это, если у источника включить пилотный свет — это постоянный свет, который показывает, куда будет «бить» вспышка.

2

22 окт. 2021

32637

2

0

0

Самые новые

Самые читаемые