Объектив Canon с фокусным расстоянием 50 мм — это стартовая линза для новичков-фотографов и нестареющая классика, на которую снимают профессионалы. На слэнге его называют «полтинник».
Canon предлагает аж шесть моделей объективов 50 мм, и новичку сложно понять, в чём отличия, стоит ли переплачивать или можно сэкономить. Разберёмся, в чём разница разных полтинников Canon, какой из них выбрать под свои потребности и что на них снимают.

Canon RF 50mm F1.8 STM — бюджетный объектив для беззеркалок Canon
Canon RF 50mm F1.8 — бюджетный объектив для беззеркальных камер Canon с байонетом RF. Лёгкий и компактный, весит всего 160 грамм. Отличный стартовый вариант для тех, кто взял себе беззеркалку и хочет взять в комплект недорогую универсальную линзу нового поколения.
Важно: основное отличие объективов, которые мы разбираем в этом тексте, в светосиле, которая определяется диафрагмой. Диафрагма — это отверстие внутри объектива, которое регулирует, сколько света зафиксирует матрица. Её значение маркируется буквой f/ и числом: например, f/1.2, f/1.8, f/4, f/8. Чем меньше число после «f», тем шире открыта диафрагма и тем больше света попадает в камеру.

Плюсы:
- цена — один из самых дешёвых объективов на RF-систему;
- быстрый автофокус STM — тихий, подходит для видео;
- отличная резкость в центре кадра на диафрагме f/1.8;
- маленький — удобно брать с собой каждый день.
Минусы:
- нет стабилизации — желательно снимать с хорошим светом или со штатива;
- пластиковый байонет, что уменьшает надëжность;
- по краям кадра на диафрагме f/1.8 проседает резкость картинки.
Для кого подойдёт: новичкам с беззеркальными камерами Canon, которые хотят недорогой объектив на каждый день. Подходит для портретов, прогулок днëм, фудфото, предметки, видео, пейзажей и путешествий.
Canon EF 50mm f/1.8 STM — классический полтинник для зеркалок
Canon EF 50mm f/1.8 STM — самый популярный объектив в линейке Canon EF. С него начинает большинство новичков, ведь он дешëвый, светосильный и универсальный. Подходит для зеркальных камер и, как и все объективы для зеркалок с байонетом EF, работает на беззеркалках с байонетом RF, если докупить переходник.

Плюсы:
- очень доступная цена;
- маленький и лёгкий;
- хорошее качество изображения при правильных настройках;
- STM-мотор: автофокус тихий, подходит для видео.
Минусы:
- пластиковый корпус и байонет;
- нет стабилизации;
- есть хроматические аберрации и снижение резкости на открытых диафрагмах.
Для кого подойдёт: для новичков и любителей, кто хочет недорогой светосильный объектив. Отличный выбор для первых шагов в портретной и художественной съёмке, хотя подойдет и для пейзажей, стрита, предметки, репортажей днëм или в светлых помещениях.
Canon EF 50mm f/1.4 USM — золотая середина
Canon EF 50mm f/1.4 USM — объектив стоит чуть дороже, чем f/1.8, но в разы дешевле f/1.2. Его светосила достаточно большая, чтобы снимать в по-настоящему тëмных помещениях. Это достойный компромисс между ценой и качеством.

Плюсы:
- светосила f/1.4 даёт красивое боке и позволяет снимать в сумерках, в ночном городе, плохоосвещëнных барах, клубах, концертных залах;
- металлический байонет — крепление качественнее;
- маленький и лëгкий.
Минусы:
- автофокус долго думает, если очень темно, может на какое-то время не ловить резкость вообще;
- хроматические аберрации на f/1.4.
Для кого подойдёт: тем, кто уже попробовал f/1.8 и понял, что его потребности требуют большей светосилы объектива. Хороший выбор для портретов и вечерней съёмки, репортажей в сложных условиях освещения.
Нюанс: такая светосила и правда нужна далеко не всем — большинство новичков, снимающих днëм или в студиях, вообще не добираются до максимально открытой диафрагмы.
Canon EF 50mm f/1.2L USM — профессиональный объектив портретистов
Canon EF 50mm f/1.2L USM — топовая модель из профессиональной серии, которую обозначают буквой L. Светосильный, с широкой диафрагмой f/1.2. Позволяет получать мощное боке — эффект размытой дымки вне зоны резкости на максимальной диафрагме, а также снимать в очень слабом освещении.

Плюсы:
- уникальное боке;
- высокая светосила: можно снимать ночью, при свечах, на концертах;
- прочная конструкция, защита от пыли и влаги.
Минусы:
- высокая цена;
- вес — почти 600 г;
- сложно фокусироваться на открытой диафрагме — малейший сдвиг и резкость слетает. Это тяжело для новичка, надо приноровиться;
- хроматические аберрации на f/1.2.
Для кого подойдёт: опытным фотографам и профи, кто снимает портреты, свадьбы, кино, видео с красивым боке. Новичку этот объектив скорее не нужен — он требует опыта и уверенной работы с фокусом при том, что его стоимость по-настоящему высока.
Что даёт диафрагма f/1.2 у объектива
- Боке. На f/1.2 фон уходит в мягкое, кремовое размытие. Это красиво выглядит в портретах: лицо модели — чёткое, фон — мягкий, как акварель. Такое размытие сложно получить на смартфоне или на обычных кит-объективах.
- Съёмка со слабым светом. Широкая диафрагма пропускает больше света. Это значит, что вы можете: снимать в помещении без вспышки; получать яркие снимки при закате или в сумерках; использовать более короткую выдержку (меньше смазов).
- Меньше шумов. Благодаря тому, что попадает больше света, не нужно сильно поднимать ISO. Это значит — меньше шума на фото, особенно в тенях.
- Очень малая глубина резкости. На f/1.2 зона резкости может быть буквально в пару миллиметров. Если вы ошиблись с фокусом — лицо может оказаться размытым.

- Сложно фокусироваться. Особенно на движущихся объектах или при съёмке с рук.
- Объектив с f/1.2 дорогие и тяжёлые.
- Не всегда уместно. Например, в пейзаже или группе людей такая диафрагма не нужна — только один человек будет резким.
Canon EF 50mm f/2.5 Compact Macro — универсал с макро-возможностями
Canon EF 50mm f/2.5 Compact Macro — редкий в продаже объектив, который сочетает в себе универсальность полтинника и возможность снимать макро.

Плюсы:
- увеличение 1:2: можно снимать мелкие предметы крупным планом;
- компактный;
- хорошая резкость даже на открытой диафрагме.
Минусы:
- шумный автофокус;
- ощутимо темнее, чем f/1.8 — меньше светосила;
- без стабилизации — сложнее снимать макро с рук.
Для кого подойдёт: для тех, кто хочет попробовать и портрет, и предметку. Можно использовать в фотосъёмках еды, цветов, небольших предметов, украшений. Идеален, если фотографируете днëм, в фотостудии или у вас уже есть собственный купленный свет.
Canon TS-E 50mm f/2.8L Macro — tilt-shift объектив не для всех
Canon TS-E 50mm f/2.8L Macro — объектив, который меняет плоскость фокуса и перспективу. Это профессиональный инструмент для съëмок архитектуры, интерьеров, коммерческих зданий и помещений.

Плюсы:
- позволяет снимать архитектуру без искажений;
- можно управлять глубиной резкости и фокусом вручную;
- отличная резкость, макро 1:2.
Минусы:
- только ручной фокус;
- очень дорогой;
- сложен в использовании — требует навыков.
Для кого подойдёт: для архитектурных и интерьерных фотографов, которые снимают квартиры на продажу или сдачу, новостройки, дачи, коммерческие объекты недвижимости. Новичку точно не нужен — дешевле, логичнее и проще начать с обычных моделей.
Какой объектив выбрать фотографу-новичку — выводы
- Если у вас беззеркальная камера Canon с байонетом RF и не хочется докупать адаптер — берите Canon RF 50mm F1.8 STM.
- Если у вас зеркальная камера, вы только начали снимать и не знаете, станет это профессией или останется хобби, Canon EF 50mm f/1.8 STM — лучший первый объектив.
- Если хочется больше светосилы и размытия, вы любите снимать портреты и репортажи, но не готовы тратить десятки тысяч — берите EF 50mm f/1.4.

- Если вы — профессионал, снимаете свадьбы, портреты, рекламу, недвижимость — тогда EF 50mm f/1.2L или TS-E 50mm f/2.8L Macro. Но эти объективы не для новичков — дорого, сложно, и без нужных навыков вы не раскроете их возможности.