Объективы через адаптер: за и против «сторонних» линз

31 июля 2025

433

0

0

0

У каждой системы камер свой байонет — крепление, с помощью которого присоединяются объективы. Они разные у разных брендов (у Canon свой, у Nikon свой), и у разных типов и поколений камер. Однако байонет — не приговор. Используя специальные адаптеры, можно «подружить» свою камеру с объективами разных систем. О том, когда в этом есть смысл и какие в процессе могут быть подводные камни, читайте в этом материале.

Две главных вещи в использовании адаптеров для объективов: подобрать подходящую насадку и определиться, точно ли вам это вообще нужно / Фото: premiumbeat.com

Родные линзы и сторонние, адаптеры
Плюсы работы через адаптер
Минусы работы через адаптер

Родные линзы и сторонние, адаптеры

«Родной объектив» — это когда он был создан специально для определённого бренда камер и конкретного байонета. Например, объективы Nikon Z для камер Nikon Z. Сторонний — который был создан для другой системы и крепится на другой байонет.

Адаптер — это специальная насадка, которая позволяет установить на камеру объектив другой системы. Например, зеркалочный на беззеркалку, Nikon на Canon и так далее.

Самый простой адаптер — металлическое кольцо определённой толщины, у которого с разных сторон разные байонеты / Фото: photographylife.com

Важный момент. В этом материале мы говорим именно о работе с использованием адаптера в случаях, когда у камеры и объектива несовместимые байонеты. 

Ещё бывают ситуации, когда у вас, например, камера Sony, а объективы — Sigma или Yongnuo для Sony. Это означает, что производитель у стекла, конечно, сторонний, но он уже позаботился о вас и на этапе производства поставил на свой объектив байонет Sony. Для работы с таким стеклом никакой дополнительный адаптер не понадобится, оно просто будет вкручиваться в байонет, как любой родной объектив. Хотя по качеству картинки, автофокуса и резкости может существенно отличаться.

Если же байонеты разные, просто взять и вкрутить объектив в камеру невозможно. Даже если объектив физически способен встать на другую систему (что случается редко, как, например, объектив Nikon F на камеру Pentax K), работать он не будет. Современные байонеты — не просто железки определённой формы, в них ещё немало электроники, без которых не будет ни автофокуса, ни других полезных функций.

Решить эту проблему можно, используя специальные адаптеры. Основной момент, на который важно обратить внимание при адаптации объективов — рабочий отрезок. Это расстояние от матрицы до заднего стекла объектива. Чтобы объектив и камера были совместимы, у камеры, на которую мы накручиваем объектив, этот отрезок должен быть короче, чем у той камеры, для которой этот объектив проектировался.

Если ещё проще, то так: зеркалки большие и толстые, у них большой рабочий отрезок. Беззеркалки маленькие и тонкие, у них маленький рабочий отрезок. Поэтому зеркалочные объективы на беззеркалку повесить при помощи адаптера можно, и так часто делают. А вот в обратную сторону этот финт не пройдёт: объектив будет пытаться фокусироваться далеко за плоскостью матрицы, то есть не будет фокусироваться.

По этой же причине объективы зеркалок Nikon можно установить на зеркалки Canon, а наоборот — нельзя. Потому что у Nikon рабочий отрезок меньше.

В любом случае, при желании использовать неродные объективы через адаптер нужно сперва выяснить, существует ли подходящий переходник. А их сегодня немало. 

Несколько популярных вариантов (первое — объектив, второе — камера):

  • Nikon F на Nikon Z (продвинутый);
  • Nikon F на Sony E (есть и ручной вариант, и продвинутый);
  • Nikon F на Canon RF (ручной);
  • Nikon F на Canon EF (ручной);
  • Canon EF на микро 4/3 (продвинутый);
  • Canon EF на Canon R (продвинутый);
  • Canon EF на Nikon Z (продвинутый); 
  • Sony E на Nikon Z (продвинутый);
  • Pentax K на микро 4/3 (ручной);
  • Pentax K lens на Sony E (ручной).

Адаптеры делятся на простые механические и продвинутые. С помощью первых объектив можно чисто физически прикрепить на камеру, но вот с автофокусом, управлением диафрагмой и стабилизацией можно сразу попрощаться. Продвинутые позволяют сохранять все эти функции.

Если при чтении этого списка закружилась голова от обилия аббревиатур, рекомендуем познакомиться с материалом про маркировку объективов.

Плюсы работы через адаптер

Есть несколько причин работать с «неродным» объективом, используя адаптер. Во-первых, это возможность получить объектив, которого нет в системе, с которой вы работаете.

Например, для если нужен достаточно длинный телевик для системы микро 4/3. Родного варианта до недавних пор попросту не было, а Tamron 150-600 мм G2 для Canon отлично закрывает эту брешь. Или если хочется фишай-объектив для Fujifilm. Его в линейке до сих пор нет.

Кажется, что объективов много, но стоит присмотреться повнимательнее и оказывается, что того самого нет / Фото: unsplash.com

Вторая причина брать в руки адаптеры — желание сэкономить. Родные объективы для некоторых систем стоят как крыло самолёта.

Например, зеркалочные объективы Canon часто используются с беззеркалками, потому что их много на вторичном рынке и они довольно доступные. Их используют и владельцы беззеркалок Canon, и также они хорошо подходят для Sony и Fujifilm, поскольку оригинальная оптика для этих систем стоит дороже.

Последние пару лет, правда, эту связку стали уверенно вытеснять китайские бренды типа Yongnuo — с тех пор, как научились делать приличные автофокусные объективы.

Третья причина — исследовательский интерес и любопытство. У человека, который никогда не думал о том, чтобы накрутить на свою новенькую беззеркалку древний «Зенит» и посмотреть, что получится, скорее всего, нет духа фотоавантюризма.

Характерная бокешка старого объектива и ёлочка / Фото: flickr.com/leicarumors

Минусы работы через адаптер

Однако не всё так радужно. У использования неродных объектив при помощи адаптеров есть ряд недостатков. Во-первых, снижается качество картинки. Объективы всё же разрабатываются под конкретные матрицы, и при использовании с другими моделями могут выдавать неприятные эффекты. Особенно это актуально для широкоугольных объективов — могут возникнуть проблемы с резкостью и искажением цветов в углах изображения.

Картинка с объектива на родной камере и на сторонней / Фото: photographylife.com

Звёзды у углу пейзажного кадра на правой картинке ощутимо «поплыли». Впрочем, эта проблема проявила себя только по углам. В центре кадра всё в порядке.

Второй неприятный момент — теряется часть продвинутых функций (в том числе автофокус, стабилизация). Стабилизацию объектив теряет практически всегда при работе через адаптер. С автофокусом всё хитрее. Мало того, что для некоторых пар камера-объектив есть только простые модели, которые в принципе конструктивно не имеют приводов к фокусировочным моторам, превращая объектив в ручной. Но и во варианте, когда адаптер поддерживает автофокус, он может вдруг стать менее точным и более капризным.

Третий момент, который нужно держать в голове: могут быть непредвиденные ошибки. Например, объектив может не закрывать диафрагму, когда вы этого хотите.

И последнее: адаптеры делают конструкцию, на которую вы снимаете, более сложной и менее надёжной. Например, шансы, что объектив выскочит из родного байонета, почти нулевые, а вот то, что он отвалится вместе с адаптером — уже не такой нереалистичный сценарий. Это, кстати, справедливо для любых других насадок, которые устанавливаются между камерой и объективом. Особенно недорогих.

31 июля 2025

433

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые