• Статьи
  • OM System OM-1 vs Canon EOS R3: почему камера Micro 4:3 не уступает полнокадровой

OM System OM-1 vs Canon EOS R3: почему камера Micro 4:3 не уступает полнокадровой

19 апр. 2022

6250

0

0

2

Многие называют OM-1 камерой, вдохнувшей в формат Микро 4:3 новую жизнь. Фотография: cined.com

Камеры для спорта — отдельный жанр фототехники, и чаще всего цены на них просто зашкаливают. Но совсем недавно OM System (Olympus) выпустила интересную скоростную камеру формата Микро 4:3 (MFT), и один из её плюсов — низкая для этого класса цена.

Мы сравнили дешёвую OM System OM-1 с полнокадровым монстром Canon EOS R3. Оба фотоаппарата позиционируются как заточенные на быструю серийную съёмку. Разбираемся, какой камерой лучше снимать спорт, дикую природу и экшн.

Ограничения формата: MFT против полного кадра

Конечно, формат Микро 4:3 не может напрямую конкурировать с полным кадром (который в нашем сегодняшнем материале и представляет фотоаппарат Canon EOS R3). Более крупная матрица по определению даёт полнокадровым моделям множество преимуществ:

  • более широкий охват кадра; 
  • улучшенная детализация;
  • более качественная картинка в условиях слабого освещения. 

Но если изучить характеристики OM System OM-1 и Canon EOS R3, то станет понятно, что в некоторых важных параметрах они находятся совсем рядом. Так, в обеих камерах используются многослойные матрицы, которые обеспечивают отличные возможности скоростной съёмки с электронным затвором. А электронный затвор позволяет избавиться от ограничений в скорости серийной фотографии, которые существуют для затвора механического.

И если Canon EOS R3 изначально заявлена как профессиональная камера для спорта и экшн-съёмки, то OM System OM-1 по-прежнему остаётся «тёмной лошадкой». Давайте посмотрим, сможет ли OM-1, несмотря на все ограничения своего формата, составить конкуренцию «заряженной» EOS R3?

Скоростная серийная съёмка: OM System OM-1 vs Canon EOS R3

Canon EOS R3 наследует традиции профессиональных спортивных камер — мощный вертикальный хват с дополнительным батарейным блоком делает её похожей на профи-зеркалку. Фотография: newsbeezer.com

Для того, чтобы выжать максимум скорости, камеры должны работать в режиме электронного затвора. И, конечно, для съёмки подвижных объектов нам нужна серийная съёмка с автофокусом.

Скоростная серийная съёмка OM System OM-1

В серийной съёмке у камеры нет никаких проблем с балансом белого и экспозицией — яркость и цвета остаются последовательными и не скачут. Также не наблюдается эффекта «мерцания», который может стать настоящим бичом спортивного фотографа. Что это такое? При съёмке с электронным затвором на электронных экранах и табло (которые часто встречаются на спортивных аренах) могут проявляться полосы — OM1 благодаря своей высокой скорости считывания и небольшому размеру матрицы легко справляется с этим артефактом.

OM-1 может снимать на скорости до 50 к/с с автофокусом. Такая скорость доступна только при работе с шестью объективами серии Pro: 12-40mm f/2.8 PRO и PRO II, 12-100mm f/4 PRO, 40-150mm f/2.8 PRO, 300mm f/4 IS PRO и 150-400mm f/4.5 TC IS PRO. С остальными «стёклами» скорость серийной съёмки с автофокусом — 25 к/с, что также очень неплохо. А без автофокуса камера разгоняется аж до 120 к/с.

Съёмка на 50 к/с хороша для небольших серий, так как камере требуется некоторое время для очистки буфера, и она периодически будет «притормаживать». Поэтому что для долгих кадров без особого развития (например, когда вы снимаете с уровня поля, и спортсмен двигается в вашу сторону) — 25 к/с более предпочтительный выбор.

Если же вы хотите воспользоваться старым приёмом профессиональных спортивных фотографов, то можно снизить скорость до 15 к/с и «стрелять» на такой скорости постоянно, без каких-либо ограничений.

У OM-1 есть специальный режим ProCapture, которого нет ни у одного другого производителя камер. В этом режиме камера начинает запись изображений, когда вы наполовину зажимаете кнопку спуска затвора. После того, как вы нажмете кнопку полностью, она сохраняет 70 последних снимков. При этом вы можете точно настроить количество кадров, сделанных до и после нажатия кнопки затвора. Таким образом вы всегда будете наготове и буфер камеры не забьется в самый неподходящий момент.

Это очень крутая фишка для спорта и для дикой природы, когда вы хотите поймать «тот самый» момент. К примеру, вы краем глаза увидели птицу, зажали кнопку наполовину и начали поворачиваться в её сторону. К моменту, как вы повернетесь полностью, а птица улетит, у вас уже будет готово несколько классных кадров.

Скоростная серийная съёмка Canon EOS R3

У этого полнокадрового монстра, как и ожидалось, также нет никаких проблем с балансом белого, экспозицией или «мерцанием». Для того, что справиться с «мерцанием», в R3 есть специальный режим Anti-flicker, который автоматически синхронизирует скорость срабатывания затвора и частоту мерцания электронного табло/экрана.

При этом скорость серийной съёмки у нее пониже, чем у OM-1: 30 кадров в секунду. Сказывается бóльший размер кадра, на считывание которого необходимо больше времени, чем на миниатюрный датчик Микро 4:3.

Впрочем, чаще всего 30 к/с будет слишком много, поэтому вы можете смело снижать этот показатель до 25 к/с, экономя место на карте памяти.

Вердикт: при сравнении скоростной съёмки можно отдать победу OM-1. Она снимает быстрее и у неё есть удобный режим ProCapture.

Автофокусировка: OM System OM-1 vs Canon EOS R3

Автофокусировка OM System OM-1

Следящий автофокус с трекингом (отслеживанием) никогда не был сильной стороной Olympus. Если честно, он был настоящей проблемой производителя. Что же поменялось в OM-1?

В новинке очень простая система следящего автофокуса без каких-либо профессиональных фич. Вы можете настроить под себя лишь самые базовые вещи, например, чувствительность.

Сам трекинг работает хорошо только в самых простых ситуациях — когда у вас только один объект в кадре, который нужно отслеживать. При этом в погоне за игроком зона автофокуса никак не может «прилипнуть» к лицу, чаще оставаясь на груди. Однако большая глубина резкости, характерная для формата Микро 4:3, позволяет сохранить подходящую резкость на всём человеке.

Как только в кадре появляется вторая фигура, трекинг начинает скакать куда попало — фокус перепрыгивает с одного человека на другого. Если это съёмка матча на стадионе, то фокус может оказаться даже на трибунах. Система работает очень непредсказуемо и иногда промахивается.

Youtube-канал DPReviewTV проводил тест OM-1 на хоккейном матче, и система следящего автофокуса камеры вполне неплохо проявляла себя в простых ситуациях. Фотография: Youtube-канал DPReviewTV

Решить проблему можно, используя более классический зональный следящий автофокус: вы вручную устанавливаете зону для работы следящего автофокуса и можете двигать её с помощью джойстика или тачскрина. Тут у вас уже не будет преимуществ автоматики, когда фокус сам следует за игроком, придётся самостоятельно следить, чтобы игрок попадал в кадр. 

Это способ, унаследованный от зеркалок, которыми по-прежнему пользуются многие профессиональные спортивные фотографы. Он более сложный, но если его освоить, можно получать крутые результаты. В целом, в таком режиме очень хороший показатель «попаданий».

Автофокусировка Canon EOS R3

При работе в режиме следящего автофокуса с трекингом (отслеживанием) объекта всё работает быстро и эффективно, автофокус цепкий и предсказуемый. Но главное, что необходимо для профи — его можно очень детально настроить под ваши нужды. 

Можно выбрать:

  • с каким объектом вы работаете (люди/животные/мотоциклы и авто);
  • сценарии (например, автофокус продолжает непрерывно отслеживать объект и игнорирует любые новые объекты в кадре или наоборот, мгновенно фокусируется на новых объектах, попадающих в кадр). 

У Canon R3 есть система Eye control. Автофокус следует за движением вашего глаза в видоискателе — куда смотрите, там и фокус. Хотя у некоторых пользователей режим почему-то работает не очень эффективно.

Что касается зонального следящего автофокуса, то после такого крутого автоматического трекинга он уже кажется чем-то из прошлого века. Но на этой камере им пользоваться тоже очень удобно — весь кадр доступен для выбора зоны, а процент «попаданий» очень высокий.

Вердикт: уверенное лидерство Canon, хотя, если вы приноровитесь к более «мануальному» режиму съёмки, с Olympus у вас тоже будет отличный результат.

Качество изображения: OM System OM-1 vs Canon EOS R3

Настало время обсудить некоторые явные слабости Микро 4:3. Начнём с глубины резкости. В камере формата Микро 4:3 при той же светосиле будет больше глубина резкости — при прочих равных пространство за вашим объектом будет более резким. Поэтому вам будет намного сложнее визуально выделить объект (игрока или авто), размыв задний фон, по сравнению с полнокадровой камерой. 

Это не значит, что на Canon EOS R3 у вас всегда будет мягкий размытый фон. Если вам нужна чёткая картинка, нужно просто прикрыть диафрагму и повысить ISO. Так что с R3 у вас немного больше творческой свободы.

В плане детализации разница между моделями не очень большая, хотя она есть: 20-мегапикселей у Olympus против 24-мегапикселей у Canon.

При прочих равных, Canon R3 демонстрирует более качественную картинку на высоких ISO. Фотография: Youtube-канал DPReviewTV

Но главное отличие не в этом. У Canon R3 больше матрица, которая даёт больше возможностей собирать свет. А это означает более качественную картинку на высоких ISO. А если вы делаете фото в закрытом помещении, например, снимая хоккей или баскетбол, или фотографируете вечером, как часто бывает с футбольными матчами, вам неизбежно придется поднимать ISO.

Показатели ISO 1600-2000 (при f/2.8 и выдержке 1/2000 сек.) — обычное дело, и тут разница в качестве изображения видна невооруженным глазом.

Так что в плохом освещении проявляются проблемы OM-1. Вы сразу становитесь ограничены и в выборе объективов — подойдут только светосильные (для зумов это f/2.8). В целом, для социальных сетей качество будет вполне достойным, но для более профессиональных задач это становится одной из причин взять более дорогую полнокадровую камеру.

На улице в светлое время суток при хорошем естественном освещении такой разницы уже не будет. Так что ОМ-1 — вариант для открытого воздуха и дневного времени.

Вердикт: полнокадровая Canon R3 вновь обходит дерзкого претендента.

Какой фотоаппарат выбрать

Всё-таки OM-1 — отличная камера для путешествий и дикой природы, а спортивная съёмка идёт уже в довесок. Фотография: getolympus.com

Но главную «изюминку» мы, конечно, оставили напоследок. Речь о разнице в цене. Рассмотрим набор из камеры и зум-объектива для спортивной съёмки (ведь это немалая часть стоимости комплекта):

  • OM System OM-1 с профи-зумом 40-150mm f/2.8 обойдётся в 3799 долларов;
  • Сanon EOS R3 с профи-зумом 70-200mm f/2.8 обойдется в 8798 долларов.

С OM Digital вы получаете качественную камеру с быстрой серийной съёмкой и достойным (хоть и не идеальным) автофокусом, которая может конкурировать с супердорогим топовым решением для профессионалов. И всё это по цене более чем в два раза ниже. 

Набор от Olympus весит 1360 грамм против 1892 у Canon — вы экономите не только деньги, но и 500 грамм веса. По габаритам OM-1 компактнее, так что в рюкзаке всегда будет место для ещё одного объектива.

Так каков же итог? Если вы профессионал, которому нужно бескомпромиссное качество картинки — однозначно, Canon EOS R3. Если спортивная и экшн-съёмка для вас больше хобби, или вы хотите сэкономить пять тысяч долларов — OM System OM-1 более чем достойный вариант.

* при подготовке статьи использовались материалы ресурса dpreview.com

19 апр. 2022

6250

0

0

2

1 комментарий

Статья по поднятой вами темы от меня - любителя.🙂 https://zen.yandex.ru/media/proyavleniya/pochti-30-let-shel-k-etoi-kamere-ili-pochemu-ia-olimpiec-62a1c4180124116446b75e24

Показать 1 ответ

Самые новые

Самые читаемые