• Статьи
  • Отражатель для фотографа: зачем нужен, каким бывает, как с ним работать

Отражатель для фотографа: зачем нужен, каким бывает, как с ним работать

17 дек. 2021

5359

2

0

2

Отражатель — удобный дополнительный источник света, который при этом не светит! Он бюджетнее студийного моноблока, для него не нужны батарейки, розетки или синхронизатор. Этот аксессуар не сломается, даже если упадёт в воду или с большой высоты. К тому же, его легко взять с собой. Не нужен даже штатив! Хотя можно и с ним.

Рассказываем, зачем нужны отражатели, какими они бывают и как с их помощью получать качественные фотографии.

Автор: Brian Fawcus / flickr.com/photos/brianfawcusphotography

Что такое отражатель в фотографии

Отражатель (иногда его называют рефлектор или лайт-диск) — это полый каркас, на который натянута специальная ткань. Она бывает отражающей, поглощающей или рассеивающей. Это зависит от цвета и материала полотна. По форме же отражатели чаще всего бывают круглые, вытянутые прямоугольные или треугольные с закруглёнными краями.

Тканевая поверхность отражателя «отталкивает» от себя лучи солнца, импульсы вспышки или студийного света. Таким образом у фотографа появляется ещё один источник света, который достаточно просто направить в нужную сторону.

По принципу работы отражателей устроены также зонты на отражение / piqsels.com

Зачем нужен отражатель:

  • Убрать лишние тени с модели, если половина лица не освещена. Такое бывает, если вы работаете с одним источником света. Можно не докупать второй источник и аксессуары в виде штативов и светоформирующих насадок, а просто воспользоваться отражателем!

Это выровняет освещение на герое по яркости. По сути, отражатель может служить источником заполняющего света.

  • При съёмке в яркий солнечный день, когда прямое солнце даёт резкие, грубые тени. Отражатель при этом подсветит лицо, даст более светотеневой мягкий рисунок. 

Многие люди не могут стоять лицом к солнцу — они постоянно щурятся и из-за большой чувствительности глаз плачут. В такой ситуации рабочий вариант — съёмка против солнца, когда модель стоит к нему спиной. Без дополнительного источника света возможны два варианта: либо лицо модели будет в глубоких тенях, либо фон сзади превратится в бестекстурное белое пятно. Чтобы этого избежать, используйте отражатель, который подсветит лицо и сформирует светотеневой рисунок.

  • Создать рисующий (моделирующий) свет на модели. Он отвечает за светотеневой рисунок, позволяет зрителю считывать объёмы и контрасты на фотографии. 

Для этого отражатель нужно разместить сбоку от модели. Тогда одна половина будет освещена больше, чем другая. На лице появится светотеневые контрасты. 

  • Отсекать лишний свет с помощью специальной чёрной поверхности, если она есть у отражателя. Так мы можем убрать паразитный источник света, который портит нашу световую схему.
  • Рассеивать прямой свет. Тогда освещение вместо жёсткого станет мягким. Тени посветлеют и смягчатся, а блики станут менее яркими.

Виды отражателей

Отражатели отличаются между собой по:

  • размеру;
  • форме;
  • цвету.

Чем больше размер отражателя, тем большую площадь он освещает. Например, отражатель 80х80 подойдет для одиночной съёмки одного человека, маленький 30-сантиметровый поможет в предметной и макросъёмке, а самый большой отражатель 150х200 см осветит даже небольшую группу людей.

Круглые и треугольные отражатели чаще всего используют для съёмки погрудных и крупных портретов. Прямоугольные отражатели способны осветить человека или небольшую группу людей в полный рост — естественно, если отражатель соответствующего размера. 

 Универсальный отражатель с несколькими типами поверхностей в комплекте / wikimedia.org

Зачем фотоотражателю разные цвета

Отражатели бывают серебряные, золотые, чёрные, белые и белые полупрозрачные. От цвета зависят свойства и эффект отражателей.

  • Белый отражатель. Нейтральный световой поток. Идеально, если вы не хотите менять цветовую температуру света, сохранить естественные цвета.
  • Серебряный отражатель. Даёт мощный световой поток холодного света. Окрасит объект в более холодные цвета. Подойдет для работы в пасмурный день, зимой.
  • Золотой отражатель.Освещает объект тёплым светом. Если говорить о портрете, то это может создать лёгкий эффект загара, сделать картинку солнечнее по настроению.
  • Белый полупрозрачный отражатель. Также его называют отражатель на просвет. Он даёт аккуратный поток света небольшой мощности, слегка осветляя объект. Кроме того, его можно использовать как защиту от слишком жёсткого света, когда свет от источника падает на модель сквозь такой отражатель (поэтому «на просвет»). В таком случае лучи рассеиваются, дают мягкий свет с «растушеванными» тенями и бликами.
  • Чёрный отражатель или флаг. Поглощает свет. Может усилить тень, уменьшить интенсивность бликов. Либо таким отражателем можно прикрыть модель от нежелательного источника света.

Большое количество цветов не значит, что нужно покупать пять отражателей. Продаются специальные отражатели-конструкторы. Они могут быть двусторонними, 3 в 1 или даже 5 в 1, и содержать в себе сразу все отражающие поверхности. Кроме того, есть модели 7 в 1 (например, отражатель FST RD071), в которых есть также синий и зелёный цвета. Их используют как фон, чтобы на дальнейшей постобработке объекты было легче вырезать. 

Как фотографировать с отражателем — принципы и советы

      — Добавляйте отражатель в световую схему в самую последнюю очередь! Сначала поставьте модель относительно главного источника света — вспышки, солнца, моноблока, окна. После этого выберите нужный цвет отражателя, «поймайте» свет и выберете угол, под которым он будет освещать модель оптимальным образом.
      — Регулируйте силу отражателя с помощью расстояния от модели. Чем ближе отражатель, тем сильнее освещается модель. В яркий солнечный день отражатель может находиться на расстоянии 2-4 метров от героя/героини.
      — При этом помните — чем ближе отражатель, тем более мягкий и рассеянный свет он даёт! Если хотите более тёмные тени, выраженные блики, размещайте отражатель дальше. Это правило актуально для любых источников света.
      — Небольшие отражатели фотограф или модель могут держать сами. Есть аксессуары, в которых для большего удобства встроены ручки. Например, у белого отражателя GreenBean Flex их две, а у треугольного Andoer 76см — одна. Если же отражатель большой, либо его нужно поставить на большом удалении от объекта, понадобятся ассистент или специальная стойка.
      — Старайтесь, чтобы отражатель располагался чуть выше модели и светил сверху вниз. В ином случае по лицу могут поползти некрасивые тени, синяки под глазами усилятся, а у полных людей сильнее подчеркнётся второй подбородок. Естественно, вы можете подсвечивать модель отражателем снизу, но нужно аккуратно подбирать угол, под которым он будет располагаться.
      — Не слепите модель, направляя свет отражателя прямо в глаза. Отражённые лучи слепят не хуже солнца в зените! Пусть свет падает чуть сбоку, либо попросите модель слегка отвернуться от отражателя.

Модель щурится, потому что отражатель бьет прямо в глаза. Ассистенту стоит попробовать сменить положение лайт-диска, отойти подальше, ослабив эффект, либо сменить поверхность с золотой на белую / wikimedia.org
  • Фотографируя в солнечный день, поставьте модель против солнца и направьте на неё отражатель — так вы не только подсветите лицо, но также получите красивый контровой свет, который очертит силуэт героя/героини.
  • Чем меньше отражатель, тем ближе к объекту съёмки он должен быть.
  • Золотой и серебристый дадут более сильный и интенсивный свет, чем белый отражатель, но изменят цветовую температуру.
  • Используйте отражатель в качестве фона! Так за минуту вы получите чёрный, белый, золотой или серебряный фон. 
  • Создайте тёплый рефлекс с помощью золотого отражателя, разместив его позади модели. Так один отражатель может заменить моноблок с рефлектором и оранжевым светофильтром. 
  • Для съёмки в яркий солнечный день подойдет белый отражатель. Золотой и серебряный могут светить слишком интенсивно, слепя модель.
  • При съёмке на улице белый или серебряный отражатель дадут приятные блики в глазах.

2

17 дек. 2021

5359

2

0

2

1 комментарий

По личному опыту, в фудсъемке - незаменимый помощник, хотя казалось бы

Показать 1 ответ

Самые новые

Самые читаемые