Перспектива в изобразительном искусстве (и, в частности, в фотографии) — это набор композиционных приёмов, которые позволяют передать глубину и объём окружающего пространства. В большинстве случаев фотография — это плоское изображение, которое человек рассматривает на мониторе, экране телефона, в книге или на бумажном отпечатке. И именно перспектива позволяет передать на плоскости наш трёхмерный мир. В этом тексте расскажем видах перспективы и о том, как использовать её в своих снимках.

Линейная перспектива в фотографии
Воздушная перспектива
Линейная перспектива в фотографии
В линейной перспективе удаляющиеся от камеры параллельные линии (например, железнодорожные рельсы) выглядят сходящимися в точку на горизонте, а объекты одинакового размера (дорожные столбы, здания, машины, люди) уменьшаются по мере удаления от камеры.

Точка схода в линейной перспективе не обязательно должна находиться в пределах кадра. Вполне возможно, что она будет где-то за его границами, как на фото ниже.

Помимо перспективы с одной точкой схода возможны варианты с двумя или тремя такими точками. Больше трёх точек в фотографии не получить, так как мы живём в мире с всего лишь тремя измерениями.
Заметим, что в живописи художник может более вольно обращаться перспективой и нарушать её законы как по ошибке, так и в качестве творческого приёма (например, в иконописи может использоваться обратная перспектива, при которой линии расширяются к горизонту, а дальние объекты выглядят крупней ближних). Но фотографу это не грозит.

В своих работах фотограф, в зависимости от задачи и замысла, может усилить или уменьшить перспективные искажения, используя разные объективы. Например, если нужно сделать снимок динамичным, подчеркнуть масштаб архитектуры или простор помещения, стоит взять очень широкоугольный объектив. Сверхширик наподобие Sony FE 16-35mm F2.8 GM или сверхширокоугольная камера на смартфоне сделают схождение перспективных линий очень выраженным, а разницу между объектами на разном расстоянии очень заметной.

Кроме того, вызванная перспективой разница в размерах между объектами на переднем и заднем планах часто используется для создания шуточных снимков. Конечно, невесту на ладошке уже давно не снимают, зато в интернете полно снимков с людьми, подпирающими Пизанскую башню или уворачивающимися от нависающего над головой гигантского ботинка.

Длиннофокусный объектив даёт другую картину. При съёмке на телевик параллельные линии остаются практически параллельными, и картинка выглядит более «плоской». Конечно, законы перспективы действуют и в этом случае, и на самом деле линии будут сходиться — но схождение настолько плавное (а точка схода может находиться очень далеко за краем кадра), что человеческий глаз этого не замечает.

Впрочем, добиться эффекта «плоского» снимка можно и без телевика. Для этого нужно строить кадр так, чтобы основные линии объекта находились строго параллельно плоскости кадра. Например, если снимать здание, то камеру нужно расположить параллельно фасаду.

Теперь поговорим о таких ситуациях, в которых перспективные искажения портят снимок, а также о том, как этого избежать. Чаще всего это происходит, когда фотограф задирает камеру вверх, чтобы снять что-то , что не влезает в кадр. Например, дом — это самый распространённый случай, когда вертикали начинают сходиться вверху, и в итоге здание выглядит «заваленным», а сам снимок смотрится неряшливо.

Избавиться от завала и выровнять вертикали можно как на съёмке, так и при обработке. При съёмке, чтобы вертикали были ровными,камера не должна наклоняться. А чтобы высокий объект (дом, например) влез в кадр, можно либо сменить объектив на более широкоугольный, либо использовать тилт-шифт объектив: его можно сдвинуть вверх, и тем самым сместить поле зрения камеры в том же направлении.
Но тилт-шифты — штука дорогая и не всем нужная, сверхширик тоже не всегда под рукой, и не всегда даже в него всё влезет полностью без завала. Гораздо проще поправить перспективу в редакторе. Посмотрим, как это делается, на примере редактора Adobe Photoshop.
Как исправить перспективу в Фотошопе
Проще всего исправить перспективу, использовав соответствующий инструмент в Camera Raw Filter. Для этого открываем фото в редакторе, выбираем Camera Raw Filter в меню Фильтр, и жмём на кнопку (1). В простых случаях photoshop неплохо справляется автоматически — достаточно нажать кнопку автоматической коррекции (2). В нашем случае автоматики не хватило, и пришлось использовать ручные коррекции (3): они позволяют с помощью ползунков отрегулировать искажения по вертикали и горизонтали, масштаб и поворот снимка.

Воздушная перспектива
Воздушная (атмосферная) перспектива — это изменение насыщенности, контраста и яркости объектов по мере удаления их от камеры. Чем дальше от камеры объект, тем более светлым и менее контрастным он будет выглядеть. Кроме того, далёкие объекты теряют свою насыщенность, а их цвет смещается в сторону синих оттенков.

Происходит это из-за того, что наша атмосфера не является абсолютно прозрачной. В ней всегда есть пыль и водяной пар, и чем больший слой воздуха лежит между фотографом и объектом, тем менее прозрачным становится этот воздух.
Кроме названия «воздушная перспектива», можно встретить термины «тональная перспектива» и «цветовая перспектива». Чаще всего они используются как синонимы воздушной перспективы, но иногда встречаются более строгие определения, в которых тональная перспектива — это только изменение яркости и контраста, а цветовая — только изменения цвета. Воздушная перспектива в таком случае — это тональная и цветовая вместе.
Для успешного применения воздушной перспективы фотографу стоит учитывать главное: на снимке должны присутствовать объекты на разных расстояниях (передний, средний и задний план), так как именно разница в цвете и контрасте между объектами на разных планах передаёт объём пространства на снимке.

Если же на снимке нет никого на переднем/среднем плане, лишь объекты вдали, воздушная перспектива может мешать фотографу и даже испортить снимок. Обычно такое происходит, если снимать вдаль на очень длинный телевик. В этом случае весь кадр из-за атмосферы потеряет насыщенность и контраст и будет выглядеть серо-синим и унылым.

Отдельно стоит упомянуть съёмку в тумане как экстремальный случай воздушной перспективы. Правила съёмки здесь всё те же, но из-за большой плотности тумана объекты начинают терять контраст и пропадать буквально в нескольких десятках метров от камеры. И чтобы передать туманную атмосферу и объём (а не просто получить серый унылый кадр), нужен контраст между передним планом и туманным задним.
