Плавный «киношный» таймлапс: секреты и лайфхаки

23 авг. 2021

7831

2

0

0

Фотография: blog.pond5.com

Города и природные пейзажи, звёзды и миниатюрные растения — существует один особый вид современного искусства, который с удовольствием работает со всеми этими непохожими объектами. Таймлапс — гибрид фотографии и видео. Когда ты его снимаешь, кажется, что занимаешься фотографией, а когда редактируешь — кажется, что занимаешься видео. 

Таймлапс станет хорошим хобби для многих фотографов, которые хотят попробовать что-то новое. К тому же вы можете начать снимать таймлапсы, используя ваше текущее фотооборудование, ничего не докупая.

Основные правила

Думаю, если вы решили прочесть эту статью, то у вас уже есть некое базовое представление о том, как вообще снимаются таймлапсы. Если нет, то все просто: сначала делается серия фотографий с определенным интервалом времени между каждым кадром, а затем они склеиваются в один видеоклип с помощью программ для монтажа. В результате медленные движения и процессы кажутся гораздо более быстрыми — в таймлапсе длительный промежуток времени сжимается в один короткий клип.

Во многих камерах даже есть встроенные режимы для фотосъёмки с определенным интервалом или для создания готовых таймлапс-видеороликов. Впрочем, имейте ввиду — как и любой автоматический режим, они допускают огрехи при съёмке. Их можно избежать, снимая в ручном режиме, или убирать при обработке.

Вот базовые советы по созданию таймлапсов:

• используйте штативы, слайдеры и другие системы для поддержки и стабилизации камеры;

• снимайте в ручном режиме;

• грамотное планирование — необходимый элемент для хорошего таймлапса.

Всё хорошенько подсчитать

Да, придётся посчитать. Вам нужно понять, сколько кадров необходимо сделать, чтобы получить ролик желаемой длительности.

Самая важная часть этого расчёта — частота кадров. Имеется в виду финальная частота кадров вашего готового клипа. Частота кадров — количество кадров в секунду, с которым должно воспроизводиться видео, обычно обозначается как 24p, 30p и 60p. Сегодня вы можете использовать практически любую частоту кадров, но неписаные правила гласят, что для имитации кинематографического стиля используют 24p, а для телевизионного — 30p.

Если вы снимаете таймлпас только для социальных сетей, вы не ограничены в этом параметре, однако 24p — самый безопасный вариант, чтобы видео выглядело гладко. При меньшей частоте кадров картинка будет дёргаться.

Итак, начинаем расчёт. 24p означает 24 кадра в секунду, то есть на каждую секунду вашего ролика вам нужно 24 фотографии. Подумайте, какой длины видео вы хотите, а затем умножьте его общую длительность в секундах на 24 и вы получите необходимое количество фотографий. Допустим, если вы хотите 10-секундный ролик, вам нужно сделать 240 фотографий.

Теперь нужно соотнести количество кадров с объектом съёмки. Вы снимаете растения, которые растут целую неделю? Значит, вам нужны длинные интервалы между фото. Или вы просто собираетесь заснять закат? Тогда вам нужно уместить 240 кадров примерно в полчаса.

Для расчётов нужно заранее знать, как долго вы планируете снимать объект. Источник: freethinking70.tumblr.com

Лучше снимать фотографии в самом высоком качестве, чтобы получить максимум деталей и хорошую цветопередачу. Однако для съёмки таймлапса в 24p вам понадобится много свободного места.

Когда вы поймёте, сколько времени уйдёт на съёмку, нужно разделить его на количество кадров. Так вы получите необходимый интервал между фотографиями. Впрочем, вы не можете не знать заранее, когда закончите снимать, но всегда хорошо иметь общее представление, сколько времени понадобится вашему фотоаппарату и как долго вам придется «погулять», прежде чем вернуться к камере. 

Вообще, прибавить немного времени к концу съёмки или начать снимать чуть раньше — хорошая идея.

Резюмируем:

  • определитесь с частотой кадров. 24p — в целом, беспроигрышный вариант;
  • умножьте число кадров на длительность клипа в секундах, чтобы понять, сколько всего фотографий нужно сделать;
  • разделите время, которое вы планируете потратить на съёмку, на общее количество фотографий, чтобы определить интервал между кадрами.

Определиться с выдержкой

У видеографов и кинематографистов есть любимое правило выставления выдержки, которое помогает им получить тот самый «киношный» эффект с нужной степенью размытия движения. 

Чтобы получить идеальную выдержку в видео, нужно умножить на два вашу частоту кадров. Тогда ваша выдержка будет равняться 1/(частота кадров, умноженная на два) секунды. То есть, если вы хотите снимать клип в 24p, то нужно ставить выдержку 1/48 секунды или максимально близкую к этому значению. Для 30p выдержка должна равняться 1/60 секунды.

Грамотная выдержка поможет получить плавную картинку. Источник: giphy.com / @butler

Для таймлапсов мы используем ту же логику, но применяем её по-другому. 

Чтобы получить «киношный» таймлапс, выдержка должна составлять половину от времени интервала. К примеру, если интервал между фотографиями у составляет 1 минуту, выдержку нужно поставить на 30 секунд.

Иногда с этим правилом могут возникнуть проблемы. Представьте пейзажную фотосъёмку днём — для таких кадров подходят выдержки до 1/100 секунды или короче. Но по нашему правилу выдержка должна быть намного дольше, а, значит, вы можете получить переэкспонированный кадр. Хорошей идеей будет использовать ND-фильтр (фильтр нейтральной плотности) для уменьшения количества света, попадающего в объектив.

Зачем вообще возиться с правилом для видео, если мы снимаем фото? Если добавить немного motion blur (размытия движения) с помощью более длинных выдержек, таймлапс получится более плавным и естественным. Этот эффект особенно заметен при съёмке движущихся объектов, например, травы или деревьев, которые будут выглядеть очень дёргано, когда подует ветер. Качественное размытие особенно важно, если вставлять таймлапс в качестве элемента в обычный видеоролик. 

Но если для видео расчёт выдержки — почти железное правило, то для таймлапсов есть множество исключений. К примеру, в астрофотографии длинные выдержки создают звёздные треки — нужны ли они в вашем таймлапсе, решать вам. Это правило — хорошая отправная точка, но от него можно отступать.

Избавиться от «мерцания»

Правила выше определят необходимые настройки экспозиции. Следующее, о чём вам нужно задуматься — как избежать «мерцания» в кадре. 

«Мерцание» — это внезапные изменения яркости в таймлапсе, когда отдельные кадры имеют экспозицию, сильно отличающуюся от соседних кадров. 

Это очень заметный и неприятный эффект, которого нужно избегать. Главная причина появления «мерцания» —  автоматические режимы, работающие во время съёмки. Поэтому для получения плавных переходов при изменении освещения нужно перевести все настройки экспозиции в ручной режим и не менять их во время съёмки.. 

В условиях переменной облачности, автоматические режимы могут резко менять экспозицию, что и вызывает мерцание. Источник: giphy.com / @roadrunnerrecords

Хотя современные встроенные режимы таймлапса достаточно умны для того, чтобы не совершать резких изменений экспозиции, они всё равно могут неадекватно реагировать на изменение освещённости, например, при съёмке на закате. 

Ручная экспозиция не подходит для некоторых ситуаций — например, если вы хотите заснять и день, и ночь в одном таймлапсе. В таком случае вам нужно запланировать изменения в ручной настройке экспозиции по мере захода или восхода солнца. С этим помогут пульты для дистанционного спуска затвора.

Без пульта или хорошо спланированных изменений экспозиции во время съёмки единственным способом остается работа в автоматическом режиме. Если вы всё-таки доверите снимать авторежиму, нужно активировать все доступные функции сглаживания экспозиции и быть готовым к удалению «мерцания» во время постобработки. С одной стороны, никакой катастрофы в «мерцании» нет, с ним справится любой графический редактор. С другой, так вы добавляете себе лишней работы.

Добавить движение камеры

Моушенлапс — более продвинутый уровнень в съёмке таймлапсов. Это таймлапс, где двигается не только объект, но камера. 

Для моушенлапса понадобится либо моторизованный слайдер, либо максимальная точность движений в работе с механическим слайдером или штативом. Первый вариант проще, второй — дешевле.

Использование моторизованного слайдера серьёзно облегчает задачу — большинство из них довольно просты в использовании. Нужно лишь выставить параметры, а дальше слайдер всё сделает сам. Это самый подходящий способ получения плавного и чёткого движения в таймлапсе.

Моушнлапс — таймлапс с движением камеры. Источник: giphy.com / @butler

Работать вручную намного сложнее. Если это механический слайдер без мотора, убедитесь, что у вас есть инструмент для измерения, чтобы учесть каждое движение и проверить, что все они одинаковые. 

Работать только со штативом сложно — придётся внимательно следить за таймингом и траекторией движения. Если вы всё-таки решите попробовать, используйте ориентиры — например, подойдут плитки или доски на полу. Перемещайте штатив на одинаковое расстояние перед каждым кадром.

При работе с движением убедитесь, что у вас дополнительное пространство в начале и в конце. Вам может потребоваться обрезать видео из-за дрожания камеры во время начала движения и остановки.

Итоги

Фотография: naturettl.com

Итак, для съёмки таймлапсов мы рекомендуем:

  • немного посчитать: определиться с частотой кадров, длительностью клипа и съёмки, чтобы вычислить число фотографий, нужный интервал и выдержку;
  • снимать в ручном режиме, чтобы не было «мерцания», от которого придется избавляться в постобработке;
  • использовать моторизированные слайдеры для моушнлапсов.

Этот стартовый набор правил и советов поможет вам начать делать плавные кинематографичные таймлапсы. И, как всегда, главное — практика, поэтому берите камеру со штативом или слайдером и быстрее бегите на локацию. Ах да, перед этим не забудьте всё хорошенько посчитать!

При подготовке статьи использовались материалы сайта bhphotovideo.com (Shawn C. Steiner).

2

23 авг. 2021

7831

2

0

0

Самые новые

Самые читаемые