Почему вы не заработаете на NFT, или JPEG за миллион

23 апр. 2021

2757

1

0

3

Оригинальное NFT-изображение Nyan Cat было продано за 590 тысяч долларов. Изображение: marketing-interactive.com

JPEG-файл за 69 миллионов долларов, покупка картин за криптовалюту, «токенизированные» треки любимых исполнителей — добро пожаловать в дивный новый мир NFT*! Для всех, кто интересуется Миром Искусства в его современном виде, мы перевели статью Эндрю Молитора, посвященную анализу моднейшего криптографического тренда на арт-рынке.


*Примечание Фотосклад.Эксперт:

NFT (Non Fungible Token, невзаимозаменяемый токен) — новая технология на основе блокчейна, с помощью которой можно покупать и продавать, что угодно. Если максимально упростить, блокчейн – это база данных, которая одновременно хранится на множестве компьютеров. В этой базе постоянно делаются записи, о всех производимых в системе операциях. Каждая запись в блокчейне называется токеном. 

В NFT-системе каждый элемент (невзаимозаменяемый токен) является уникальным и его нельзя подделать, разделить или незаметно заменить. Такая система прекрасно подходит для того, чтобы закрепить свои права на какой-либо уникальный объект — от произведения искусства до квартиры. По сути, NFT – это цифровой сертификат, прикрепленный к уникальному объекту.

Вы покупаете такой «токенизированный» объект, и в системе закрепляется запись о том, что вы являетесь ее официальным владельцем. Любой может зайти и проверить ваши права на этот объект.

В этом году система стала активно применяться в сфере искусства. Художники и музыканты стали продавать свои «токенизированные» произведения, часто исключительно в цифровом виде. То есть вы можете стать официальным владельцем картины, которая существует только в виде файла на компьютере.


Последние несколько недель кажется, что мировая паутина просто наводнена всевозможными объяснителями и критиками NFT — невзаимозаменяемый токенов. Это пирамида! Это новое слово в искусстве! Это экологическая катастрофа! Я зарабатываю столько денег!

Уже прозвучало огромное число аргументов «за» и «против», и большую часть из них я оставлю без комментариев. Однако я так и не нашел реального ответа на самый базовый вопрос: могу ли я заработать на этом денег?

Краткий ответ: не думаю, по крайней мере не в долгосрочной перспективе.

Однако мое объяснение не касается технических аспектов, оно не имеет ничего общего с блокчейном или криптой.

Оно социальное.

Ценность Искусства

Почему Моне имеет ценность? Дело не в том, что Моне обладал особыми навыками или его чувство цвета нельзя скопировать. Без сомнения, сейчас в мире  найдется немало компетентных художников, которые могут целый день создавать копии картин Моне. В Мире Искусства (здесь и далее «Искусство» с заглавной буквы соответствует написанию «Art» в оригинале статьи — прим. переводчика) можно практически по часам отмерять, когда разразится следующий скандал с горой подделок и кучей обманутых экспертов. 

Картины Моне ценны потому, что мы как общество, направляемое кураторами, искусствоведами, коллекционерами и всеми остальными, решили, что они ценны. Вот и все. Ценность социально сконструирована, и ничего другого в ней нет. Приятно иметь физический артефакт, на который можно навесить ценность, но даже это не обязательно.

В 2019 Маурицио Каттелан приклеил банан изолентой к стене в галерее Art Basel и потом продал несколько копий этой работы по цене от 120 000 долларов за штуку. То, что купили коллекционеры не изолента и не банан. Они купили право приклеить свой собственный банан своей собственной изолентой к любой стене на свой выбор и назвать эту инсталляцию «”Комедиан” Маурицио Каттелана» («”Comedian” by Maurizio Cattelan»). Это не совсем то же самое, что NFT, но, черт возьми, очень близко, не так ли? Вы не покупаете вещь или авторские права, вы покупаете весьма туманное право владения чем-то, на что вы не можете указать пальцем.

Искусство похоже на шутку

Так почему же «Комедиан» Каттелана чего-то стоит? Может ли кто-нибудь просто приклеить яблоко к стене, назвать его «Шутка» и продать за 100 000 долларов? Конечно нет. Но почему?

Оригинал «Комедиана» за авторством Маурицио Каттелана. Фотография: Jessica Klingelfuss / wallpaper.com

Я сравниваю это с шуткой. Не то чтобы «Комедиан» — это розыгрыш (хотя в некотором роде так и есть), но в социальном плане он функционирует схожим образом.

Представьте, что вы идете с друзьями за гамбургерами и коктейлем. Кто-то проливает на себя молочный коктейль, и один из ваших друзей отпускает про это шутку, которая в этот момент кажется очень веселой. Шутка «зашла». Она зашла, потому что была сказана в нужный момент в нужной социальной обстановке. На 30 секунд раньше до того, как коктейль был пролит, она не имела бы никакого смысла. Минуту спустя шутка была бы про то, сколько времени нужно, чтобы придумать шутку. Если бы пошутил проходивший мимо незнакомец, возможно шутка бы зашла, а может и нет. Бывает по-разному.

Если же другой, «немного странный» приятель из вашей компании неожиданно решит, что теперь мы шутим о молочных коктейлях, и следующие 10 минут будет травить про милкшейки, ситуация может стать слегка неудобной, неправда ли?

Искусство работает как шутка, с одним дополнением: там, где мы органично, в моменте решаем, смешная ли эта шутка или нет, в Искусстве есть целая индустрия людей, чья работа — решать, насколько данное произведение «хорошее» (или, что еще более важно, «ценное»). Итак, Искусство работает как опосредованная шутка. Оно социально сконструировано и зависит от тех же вещей, что и шутка, но есть целый класс профессионалов, который делает за нас тяжелую работу, решая должны ли мы смеяться или нет. Шутка заходит в компании; Моне или Гурски заходят глобально. 

Каттелан прочувствовал компанию так же, как это сделал друг-шутник. В данный момент, в данном месте, с этими людьми. вы можете продать критику Мира Искусства, приклеив банан к стене. Следующий парень с изолентой и яблоками — просто тот самый «немного странный» приятель, слишком поздно сочинивший плохие шутки о молочном коктейле. За него просто стыдно, и никто не купит его яблоки. Вы можете лишь время от времени шутить в стиле «Воу, Мир Искусства такой странный» и при этом вы должны чувствовать компанию.

Так что насчет NFT?

Окей, Бипл (англ. Beeple) чувствует свою компанию — он смог продать свою работу за 60 миллионов долларов (плюс 9 миллионов отошло аукциону Кристис). Это другая группа людей, это не Мир Искусства, хотя, наверное, они немного пересекаются. И там, и там есть люди, для которых деньги буквально ничего не значат, и эти люди могут выложить несколько миллионов, если вы правильно разыграете свои карты.

Рекордный коллаж Бипла Everydays: The First 5000 Days. Изображение: Beeple

Работа Бипла «Каждый день» (Everydays) получила свою ценность благодаря этой социальной среде, точно так же, как Моне, точно так же, как «Комедиан» Катталана. Шутка зашла.

Редкое, Особенное, Социальное

Общество в целом хочет, чтобы Искусство было довольно редким, поэтому, несмотря на то, что есть буквально миллионы очень талантливых художников, лишь немногие из них обретают славу. Есть целая индустрия, которая назначает социальную ценность небольшой выборке Искусства. Кураторы, галеристы, искусствоведы, критики и т. д. — все это наши «доверенные голоса», которые говорят нам, как обществу, что хорошо, а что плохо. Они говорят нам, какое Искусство ценно, а какое нет.

Тот факт, что все это обусловлено социально, а не технически, и, следовательно, довольно произвольно, не имеет значения: оно так работает, и мы хотим, чтобы оно так работало. Мы хотим, чтобы Искусство было особенным, чтобы оно было редкостью, поэтому мы нанимаем людей, чтобы они из абсурдного изобилия искусства создавали его искусственную нехватку, отвергая почти все Искусство как плохое.

Есть ли в пространстве NFT люди, которым мы также доверяем, которые сделают выбор за нас, вложат свой тщательно проработанный личный и профессиональный социальный капитал в слова: «это хорошо, а вот это дерьмо»? Я их не вижу.

Кому вы поверите? Кучке венчурных капиталистов? Аукционному дому Кристи? Люди из традиционного Мира Искусства в большинстве своем не горят желанием вписываться в эту работу, хотя быть может…

Без какого-то механизма, без системы оценки хорошего/плохого, я не вижу, как это будет работать. Да, вы можете продать Искусство, удивительное в своей нематериальности, но это ограниченный рынок. Ему нужна подходящая социальная среда.

Вы не можете просто травить шутки о молочных коктейлях весь день и ждать, что все они зайдут.

Без некоей системы для создания редкости из изобилия NFT произведений, я не вижу пути для появления ценности. В Мире Искусства эти привратники, кураторы и галеристы, в буквальном смысле создают ценность одной лишь силой воли, бережно используя свой социальный капитал — экспертность, которую они заработали своими степенями, своими книгами, своими колонками в газетах и так далее.

Будущее NFT-Искусства

Кто будет делать ту же работу с NFT? Если не «кто», то «что?» Сейчас создается куча NFT произведений, но этот рынок ограничен.  Если система не появится, я не понимаю, как все это вообще сможет выжить и стать Вещью.

Итак, в конце концов, вы можете заработать какие-то деньги, но для того, чтобы это стало устойчивой системой, функционирующим рынком, должны появиться определенные элементы, которых в настоящее время нет.

Интересные времена!

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. 

1

23 апр. 2021

2757

1

0

3

3 комментария

Я Олег

А я томат

Самые новые

Самые читаемые