• Статьи
  • «Поймай меня, если сможешь»: разбор световых схем и приёмов

«Поймай меня, если сможешь»: разбор световых схем и приёмов

25 мар. 2022

1195

0

0

0

Весь фильм Ди Каприо убегает, а Том Хэнкс его старательно догоняет! Казалось бы, фильм приключенческий, массовый, простой и понятный, но даже там есть к чему присмотреться с точки зрения работы в кадре и цветовых решений. В этом смысле «Поймай меня, если сможешь» калейдоскоп: различных приёмов со светом достаточно, кадры любопытные, а работа мастерская.

Это очередной текст постоянной рубрики, в которой я анализирую фильмы с точки зрения колористики и кадров. Предыдущий можно прочитать здесь. Давайте по порядку!

Для тех кому важно: в тексте могут быть спойлеры.

ЦВЕТ

Кадры из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

Прошивая картину цветом, режиссёр выбрал одной из основных синюю нить. С кадров, окрашенных в сумеречный оттенок, начинается фильм. Они же периодически выглядывают на поверхность на протяжении всего повествования. Что любопытно, Спилберг раскладывает палитру, давая волю всем оттенкам от светло-лазурного до тёмно-фиолетового.

Синий считается одним из наиболее меланхоличных цветов. Можно предположить, что режиссёр неспроста выбрал его одним из главных в фильме: главный герой одинок и весь показанный период жизни постоянно убегает, ищет поддержку и не получает её. Можно предположить, что именно это настроение пытался передать и художник по костюмам 

Кадры из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

В разных сценах фильма можно увидеть, как к одному из главенствующих цветов добавляется тёплый сосед. Причем, также в разных тональностях и с разной силой интенсивности цвета. Комплиментарная комбинация синего с жёлтым не новая, а вообще давно устоявшаяся. Детальнее про неё можно почитать здесь, эти цвета дополняют друг друга.

Кадры из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

Вторая нить, которой вооружился автор, видоизменяется от тёпло-охрового до изумрудно-зелёного. В те моменты, где главенствующий синий уходит со сцены, фильм чаще всего окрашен в оттенки зелёного, жёлтого, изумрудного, оранжевого и т.д.

Что любопытно, пропорции зелёного и оранжевого меняются под влиянием настроения и состояния главного героя. Жёлтые, тёплые оттенки — это про умиротворение и лёгкость. Периоды эмоционального упадка героя Ди Каприо видоизменяют и палитру кадра, уводя цвет в зелёные тона. Особенно это заметно на последней из выбранных сцен, где главный герой потерял всё и угодил в тюрьму. Сцена подкрашена в ядовито-зелёные краски.

Кадры из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

Чтобы фильм не был однотонным полотном, Спилберг разбавляет главенствующие цвета и раскрывает другие цветовые сочетания. Так, в «Поймай меня, если сможешь», появляется устоявшееся сочетание красного с зелёным. Как правило, его привносят акцентные детали в кадре: цвета автомобиля или платья на девушке.

Кадры из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

В нескольких сценах красный гармонично оттеняет главенствующий синий. Присмотритесь к синеватому цвету костюма на Ди Каприо, или к цвету пола, который подкрасили в лазурный, чтобы подчеркнуть красно-оранжевое поло героя.

Завершённым полотно картины делают узорчатые вкрапления в нужных местах. Вишенки, без которых торт кажется пустоватым. Речь о кадрах-феериях, где режиссёр соединяет всё и сразу, мастерски создавая невероятную картинку для зрителя.

Кадр из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

Вот кадр в квартире главного героя, где стены зрительно разделяют картинку на несколько частей. В одной из них соседствует тёплый оранжевый с зелёным, а в другой синий луч пронзает солнечно-жёлтое окошко. Такой приём делает картинку ещё более контрастной: от тёплого в левой части кадра до холодного в правой. Картинка становится наполненной: представьте кадр без луча света из окна и зажжённых светильников.

Кадр из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

В другом кадре основой выступает сочетание красного с синим, а усиливает сочетание зелёный оттенок окружающего пространства. Фактически, это классические цветовые опоры RGB — Red, Green, Blue.

Кадр из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

Их же можно увидеть в сцене, где герой Ди Каприо выжидательно наблюдает из автомобиля (и вновь синяя рубашка). Только тут ещё добавляется жёлтый, за счёт такси на заднем плане.

Каждый из трёх фееричных колористических моментов при этом играет на почве эмоций главных героев. Не только создает вау-эффект, но также усиливает восприятие зрителя. В первом случае — момент рокового поворота в судьбе ещё молодого героя; затем — его эмоциональный упадок и поиск новой жизни, попытка её устроить; наконец, кадр в автомобиле — обрамлённая яркими элементами глубокая озадаченность Ди Каприо, поиск выхода из ситуации. А он в ней все также — одинокий синий элемент.

Кадр из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг
Кадр из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

КАДРЫ

Кадры из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

Режиссёры, фотографы и художники с насмотренностью и набитой рукой, применяют не только классические приёмы композиции и построения кадра, но и авторские решения. Так, приём визуального присутствия уже можно было наблюдать как один из инструментов Уэса Андерсона.

У Спилберга эта фишка используется тоже часто. Суть проста: на переднем плане находится человек в расфокусе, словно стоящий перед зрителем, за счёт чего происходящее на экране кажется приближенным к смотрящему. И если в случае Уэса приём был обыгран очень по-разному (даже одними лишь руками с газетой в кадре), то Спилберг в этом вопросе консервативнее! У него это всегда классическая история с головой персонажа (или её частью) в кадре на переднем плане. 

Кадры из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

Второй характерный приём на протяжении всего фильма, который также стоит взять на вооружение — работа с боковым светом. Не раз и не два режиссёр применяет такую схему, при которой источник света находится на одном уровне с объектом съёмки, при этом сбоку от него.

Боковой свет добавляет сцене драматичности, а персонажу в кадре — контраста и теней. В случае «Поймай меня если сможешь» такой ход мог быть использован, чтобы подчеркнуть сложный путь главного героя, его метания, переживания и драматичность постоянного движения в жизни. Чаще всего, Спилберг ставил боковой свет в особенно эмоциональные моменты, либо в сценах, где между героями идёт сложный диалог.

Кадры из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

Художественное ответвление от просто бокового света — съёмка с направленным лучом, который подчеркивает нужное в кадре. Такого можно добиться за счет использования фотофонаря или шторок на источнике света. В этой картине, приём обыгран в сценах с главным героем: в каждой из них свет направляет внимание зрителя на лицо Ди Каприо и подчёркивает переживаемые им эмоции.

Помимо основных приёмов при работе с картинкой и светом, в «Поймай меня, если сможешь» есть несколько менее значимых эпизодов. Однако на них тоже стоит обратить внимание. Приёмы из этих моментов можно повторить на фотосъёмке и получить классные кадры.

Кадр из к/ф "Поймай меня, если сможешь", 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

1) Съёмка через окно. Приём известный многим, тем не менее, важный, чтобы на нём остановиться. Многие фотографы снимают крупный портрет через окна кофеен и баров, в застеклённых дверях старого фонда и торговых центрах.

Стекло, словно фильтр, чуть сглаживает картинку, и также может добавить фотографии красивые отражения-блики от находящегося напротив.

Кадр из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

2) Луч света. Обратите внимание на органичность происходящего в фильме: герой Тома Хэнкса сидит в давно закрытом офисе, продолжая работать. За окнами уже наступает вечер, который окрашивает всё в синие тона, а из источников света лишь лампа на его рабочем столе.

В кадре не только получается визуальный контраст за счет яркого и тёмного, но и добавляется игра света, которую стоит использовать при таких съёмках.

Лучший совет для применения этого приёма — снимать в тёмное время суток (или в тёмном помещении), так вы получите необходимый контраст и нужную синеву, которой уже можно противопоставить тёплый источник света.

Кадр из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

3) Крупный портрет. Частая ошибка многих фотографов в боязни или не умении кадрировать. Крупный портрет лица может быть красивым, особенно если поймать сильную эмоцию. У Спилберга стоит поучиться кадрированию: граница кадра проходит ровно над бровями, что выглядит органично.

Кадр из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

4) Съёмка снизу. Визуально ракурс ниже человека усиливает шею и подбородок, что может быть чревато визуальным увеличением, поэтому такой приём стоит использовать очень аккуратно, и градус наклона брать не большим. Спилберг берёт такой ракурс на персонажа Ди Каприо и его отца в момент разговора, когда они стоят в окружении небоскрёбов города.

Ракурс снизу стоит брать, когда сверху есть что показывать. Причём это может быть как портрет на фоне неба (чтобы избежать домов в кадре), так и наоборот, подчеркнуто-индустриальный фон.

Кадр из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

5) Пропорции и зеркала. Такой приём подойдёт для съёмки пары. Во многих интерьерных студиях есть зеркала. Но не идите прямой дорожкой, снимая в них отражение пары — поставьте одного перед, а второго поймайте в зеркале. Визуально это будет выглядеть сильнее.

Кадр из к/ф «Поймай меня, если сможешь», 2002. Режиссёр: Стивен Спилберг

Другой вариант взаимодействия — игра со средним и передним планом: силуэт второго человека вдалеке будет заметно меньше, чем фигура героя на переднем плане. Это может быть и одиночная съёмка, а вторым персонажем стать случайный прохожий, который впишется в кадр на заднем плане.

25 мар. 2022

1195

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые