Сегодня прославиться в мире фотографии дикой природы не так-то просто. Это однозначно удалось британцу Уиллу Беррарду-Лукасу, не без помощи загадочного черного леопарда. Мы перевели для вас рецензию c ресурса Petapixel на книгу Лукаса, посвященную его приключениям в Африке (и не только).
За каждой уникальной фотографией скрывается своя уникальная история. Иногда это история удачи — оказаться в нужном месте в нужное время с правильным объективом на камере, но чаще всего триумфу предшествуют годы проб и ошибок. «Черный леопард» фотографа Уилла Беррарда-Лукаса попадает как раз во вторую категорию.
The Black Leopard: My Quest to Photograph One of Africa’s Most Elusive Cats («Черный леопард: Мой квест по съемке одной из самых неуловимых кошек Африки») — книга, которую нелегко однозначно отнести к какому-либо жанру. Это одновременно и мемуары, и фоторепортаж, и вдохновляющая книга с практическими рекомендациями для фотографов дикой природы, которые хотят сделать себе имя в этой весьма конкурентной индустрии.
Хотя в названии говорится о «квесте по съемке одной из самых неуловимых кошек Африки», с такой же легкостью книгу можно было назвать в стиле «как стать всемирно известным фотографом дикой природы». Ведь в итоге у Лукаса получилось сделать по-настоящему беспрецедентную серию фотографий.
Любовь Лукаса к леопардам началась еще в детстве, когда он год жил в Танзании. Вообще всю его карьеру фотографа дикой природы можно было бы объяснить тем первым опытом в Африке, и именно встреча 5-летнего Уилла с леопардом больше всего пленила его воображение.
Труднее определить истоки его мечты сфотографировать именно черного леопарда. Возможно, это просто связано с загадками и мифами, которые окружают этих животных: в Африке черные леопарды настолько редки, что о них ходят легенды. Можно провести всю жизнь в качестве профессионального сафари-гида и ни разу не увидеть его, а до 2019 года последнее научно задокументированное наблюдение дикого черного леопарда в Африке было зарегистрировано в 1909 году. Любой фотограф дикой природы мечтает сфотографировать именно это животное.
Возможно, вся жизнь Лукаса сделала из него того фотографа, который смог это сделать: от первой встречи с леопардом в детстве до его увлечения сложными дистанционными камерами и основания собственной компании Camtraptions. Каждый момент в фото и предпринимательский карьере Лукаса помогли ему развить и отточить навыки, знания и методы, которые необходимы, чтобы создать снимок студийного качества этого невероятно редкого животного в его естественной среде обитания.
Чуть больше половины книги посвящены именно этому. Поначалу даже кажется, что вас обманули — вы думаете, что купили книгу о съемке черного леопарда, а этот фотограф рассказывает вам историю своей жизни, начиная с пятилетнего возраста. Но к концу книги ценность этого контекста становится очевидной.
Самые разные нити жизни Лукаса сплетаются воедино, когда в августе 2018 происходит судьбоносный телефонный звонок. Во время разговора о неприятном инциденте во время фото-сафари на Мадагаскаре, его коллега-гид упомянул, что в национальном парке Лайкипия (Кения) уже несколько раз подряд видели черного леопарда.
«У меня отвисла челюсть. Шанс увидеть черного леопарда в Африке? У меня просто не было слов. Остальная часть разговора была как в тумане… Когда я возвращался в лагерь в сгущающихся сумерках, антилопы и зайцы, убегавшие от яркого света моих фар, казались мне черными пантерами», — пишет Лукас, вспоминая тот день.
Звезды наконец сошлись, и в январе 2019 года Лукас добрался до Лайкипии, взяв с собой шесть высококачественных фотоловушек и десять камер низкого разрешения для слежения.
Он провел около года, изъездив Лайкипию вдоль и поперек, но даже со всем этим оборудованием и подготовкой, он не мог представить, насколько плодотворным окажется тот год. Тесно сотрудничая с защитниками природы, учеными, гидами, землевладельцами и членами местного сообщества, Лукас смог сделать не одну, и не две, а более 25 высококачественных фотографий черного леопарда.
«В тот год я собственными глазами видел [черного леопарда] пять раз, и только один раз днем… Если бы я полагался на традиционные методы (например, фотографировал вручную), я мог бы сделать одну или две неплохих (в оригинале «ОК» — прим. переводчика) фотографии с помощью длиннофокусного объектива. Только благодаря установке нескольких фотоловушек на долгое время и тому, что я хорошо изучил и понял, какие места он любил посещать, я смог сделать такую серию», — говорит Лукас.
Если учесть тот факт, что у невероятно удачливого фотографа может быть одна или две фотографии черной пантеры в портфолио, становится понятно, чего смог добиться Лукас. Но даже если вас не впечатлила редкость сюжета или качество композиций, Лукас страстно и увлеченно рассказывает историю, которая вовлекает в процесс и дает вам высоко оценить само искусство фотографии.
«Черный леопард» оказался намного более сильной книгой, чем я (автор рецензии — DL Cade) ожидал. Я думал, что это будет расширенный фоторепортаж, что-то вроде более длинной версии постов из блога на PetaPixel. Вместо этого я получил целую историю жизни. Я получил честный взгляд на то, как сложно найти себя в качестве фотографа дикой природы. Я сильнее стал уважать саму дикую природу. И я еще больше оценил труд фотографов, которые посвящают свою жизнь тому, чтобы уникальным способом запечатлеть наш мир.
Как фоторепортаж, работа превосходна по умолчанию: квест человека, который решил сфотографировать одно из самых неуловимых животных на Земле. Но и как фотокнига с мемуарами, «Черный леопард» затрагивает гораздо больше, чем несколько моментов съемки или интересных деталей за кадром. Я никогда не поеду в Африку и не буду фотографировать африканскую дикую природу, не говоря уже о съемке неуловимого черного леопарда. И все же, благодаря яркому рассказу Лукаса и потрясающему объему материалов, из которой состоит эта фотокнига, я как будто бы сам поучаствовал во всех приключениях.
Достаточно сказать, что копия книги, которую прислали мне на рецензию, заняла постоянное место в центре моего журнального столика. Приношу свои извинения издателю... Я не собираюсь возвращать ее обратно.