Портрет в интерьере: что это, секреты съёмки

19 сент. 2022

1811

0

0

0

Почему съёмка в интерьере выделена в отдельный жанр? Каким образом наполненное предметами пространство помогает дополнить наше представление о личности модели?

С помощью средств художественной фотографии можно рассказать историю, собрать из калейдоскопа деталей единую картину, найти уникальную гармонию персонажа, показать внутренний конфликт через внешние проявления, создать настроение с помощью поз, композиции, постановки света.

При помощи предметов, которые вы включаете в кадр, можно создать настроение и передать характер модели / Иллюстрация: unsplash.com

Мы подготовили советы и лайфхаки, как снять портрет в окружении.

Портрет в интерьере. Определение и классификация
Работайте с моделью
Используйте штатив
Снимайте разными планами
Не забывайте про композиционные приёмы
Используйте разные фокусные расстояния
Экспериментируйте со светом
Снимайте в RAW

Портрет в интерьере. Определение и классификация

Мир предметов является продолжением личности человека. Он может дать представление о его профессии, социальном статусе, увлечениях, о внутреннем мире и пережитых травмах, об убеждениях и переживаниях человека. Детали интерьера важны, именно они являются композиционной составляющей общей картины и определяют как жанр этот вид портрета. 

Ярким примером служит «Коммунальная серия» петербургского фотографа и видеографа Ярослава Булавина, снятая в 2018-2019 годах. Это проект про пространство, про общежития и коммунальные квартиры Москвы и Петербурга, где пространство и быт, наравне с людьми, играют важную смысловую роль.

Снимок из «Коммунальной серии» / Фото: Ярослав Булавин

Вернёмся к самому определению. Портрет в интерьере — это один из видов жанра портрета, композиционной составляющей которого является интерьер. Человек по-прежнему остаётся смысловым центром фотографии, но при этом он становится частью окружающего его пространства, одним из элементов интерьера. 

Зритель считывает всю картину полностью: все детали и элементы среды он соотносит с человеком или группой людей, находящейся в кадре.

Важно понимать, что чётких границ между видами интерьерного портрета не существует, как не существует их и в любом другом жанре фотографии. Все формулировки достаточно условны, классификации могут перетекать из одной в другую. Зависят они, как правило, от позиции зрителя и отвечают на вопросы «Что?», «Где?», «Когда?». Исходя из этого, выделим следующие виды интерьерной съёмки.

  • репортажный;
  • постановочный;
  • жанровый;
  • производственный портрет (портрет человека в рабочей среде);
  • портрет дома;
  • студийный портрет (при условии, что студия интерьерная);
  • протокольная съёмка (репортажная съёмка на официальных событиях);
  • парадный или репрезентативный портрет (как правило, показывает высокий социальный статус человека).
Портрет в окружении используется, когда важно показать, чем занимается человек / Иллюстрация: unsplash.com

Главное, помните: в фотографии нет правил, есть только советы! Экспериментируйте, находите свой стиль и в процессе работы у вас появятся свои секреты и «фишки». А в данном материале мы дадим базовые и полезные рекомендации для успешной интерьерной съёмки. 

Работайте с моделью

Хороший кадр зависит не только от технических навыков фотографа, но и от комфортных условий для всех участников съёмки, в том числе и психологических.

Перед фотосессией вы можете сами попробовать себя в качестве модели. Иногда важно самому побыть на месте фотографируемого, чтобы спроецировать на себя все чувства вашей модели. Попросите ваших знакомых (профи, фотолюбителей или просто друга с зеркалкой) поснимать вас в студии или у себя дома. Это поможет выявить все нюансы дискомфортного состояния. В дальнейшем такая практика упростит работу с моделью.

Если вы фотографируете незнакомого человека, то найдите несколько минут на диалог, найдите общие точки соприкосновения с портретируемым. Важным моментом как для фотографа, так и для модели, является доверие друг к другу. Во время съёмки также поддерживайте контакт. Иногда уместно заговорить о чём-то личном, чтобы вывести человека на нужные эмоции. Тут отталкивайтесь отталкивайтесь от ситуации, межличностных отношений, характера модели и вида съёмки.

Иногда на портрете в окружении может быть совсем не видно человека / Иллюстрация: unsplash.com

Профессиональная модель всегда знает свой удачный ракурс, сильные стороны, выгодные позы. Политики, привыкшие к ежедневным фото- и видеосъёмкам, также обладают навыками позирования. Если вы чувствуете, что ваша модель чувствует себя скованно и неуверенно, то помогите ей. Подскажите правильную позу, порекомендуйте взаимодействие с предметом. Часто работает такой приём при съёмке: вы делаете вид, что фотографируете. А после нажатия на спусковую кнопку затвора модель, как правило, расслабляется, и в этот момент вы делаете снимок. 

Если технически (и не только) съёмка проходит не так, как вы планировали, никогда не подавайте вида. Модель почти всегда будет воспринимать неудачи на свой счёт, думать, что дело в собственной неопытности перед камерой. Это приведёт к ещё большей неуверенности и скованности. Так что всегда «держите лицо». Если вы хорошо подготовлены, то легко справитесь и с техническими неполадками.

Используйте штатив

Для чего? Во-первых, он освободит вам руки. При съёмке портрета часто приходится что-то поправлять или менять объектив. Использование штатива позволит вам сделать это, не теряя найденного ракурса. Во-вторых, что немаловажно, — применение штатива при постановочном портрете даёт вам ещё один плюс — в то время пока вы устанавливаете его и настраиваете камеру, вы можете ещё раз оценить и спокойно обдумать — всё ли правильно вы делаете? Штатив учит держать процесс под контролем, дисциплинирует, что особенно важно, например, в коммерческой фотосъёмке.

Лучше сделать один хороший, продуманный, чёткий снимок, чем множество плохих, которые вы при обработке удалите. И, наконец, очевидно: использование штатива позволит вам снимать на более длинной выдержке, если в интерьере, где вы фотографируете, недостаточно света, а ваша идея не позволяет использовать открытую диафрагму, высокое ISO и применение искусственных источников света.

Снимайте разными планами

Для съёмки классического портрета мы привыкли использовать, в основном, крупный план (плечевой портрет). Центральное место занимает лицо человека, его мимика, эмоции, настроение. В интерьерном же портрете важно другое — нужно показать взаимосвязь человека с предметным миром. Для таких целей лучше подойдут общие и средние планы.

На общем мы видим время и место съёмки. Человек по-прежнему является центральным персонажем, но акцент также падает на обстановку вокруг персонажа. Показывается герой в привычном для него окружении. Элементы интерьера могут рассказать о работе героя, его социальном статусе, увлечениях. Важно, что каждую деталь на изображении зритель по умолчанию соотносит с портретируемым, поэтому тщательно следите, чтобы в кадр не попало ничего лишнего. 

Средний план портрета можно разделить на первый средний и второй средний. Первый кадрируется в районе пояса, второй — чуть выше колен персонажа. Такой план показывает взаимодействие человека с окружающей средой.

Включите в свою фотосерию детали интерьера и важные для модели вещи / Иллюстрация: unsplash.com

Съёмка крупным планом не подразумевает отсутствие интерьера в кадре. Например, вы всегда можете снимать через детали, выводя их на передний план. Если вы снимаете серию, не исключены даже кадры с полным отсутствием человека на них. Это могут быть просто элементы интерьера. Но тут важно, чтобы они соотносились с портретируемым.

Старайтесь фотографировать, используя различные планы. Разноплановость помогает наиболее широко показать мир и социальную среду героя. 

Не забывайте про композиционные приёмы

Композиция — это то, как объекты на вашей фотографии сочетаются между собой и в рамках кадра. Это средство управления вниманием зрителя. Важно, чтобы фотография читалась так, как вы задумали. Располагайте объекты в кадре так, чтобы снимок воспринимался зрителем легко и радовал глаз. 

Существуют простые базовые композиционные приёмы, знать которые должен каждый фотограф.

Правило третей. Мысленно разделите пространство кадра на девять равных частей. Расположите основной объект съёмки на одной из точек пересечения воображаемых линий, уравновешивая кадр. 

Перспектива. Используйте искажение снимка при помощи фокусного расстояния, для того, чтобы придать снимку глубину и объём. 

Симметрия. Расположите основной объект в центре композиции, уравновесив его симметричными элементами по бокам от него. Или же поместите смысловой центр на одной стороне фотографии, а схожий элемент расположите как бы в зеркальной проекции.

Используйте диафрагму. Установите её в максимально открытое положение, чтобы ГРИП (глубина резкости) была минимальной. Сфокусируйтесь на основном объекте, чтобы размыть задний план.

Все эти правила композиции не являются догмами, а только рекомендациями, которые помогут сделать ваш снимать более динамичным и выразительным. 

Используйте разные фокусные расстояния

В идеале, у вас должно быть достаточное количество объективов с разным фокусным расстоянием. Отлично подойдут как штатная оптика с фиксированным фокусом, так и зуммированные «стёкла». Canon EF 35mm f/2 IS USM — отличный широкоугольник для съёмки общих планов, выделения перспективы и подчёркивания объёма. Также поместить в кадр больше деталей позволит Canon EF-S 10-18mm f/4.5–5.6 IS STM. Компактный и легкий сверхширокоугольный зум-объектив, подходящий для съёмки не только портретов, но и архитектуры. 

Наиболее универсальный представитель широкоугольных линз для Nikon — Nikon 24-120mm f/4G ED VR AF-S Nikkor. Объектив оснащён постоянной диафрагмой f/4 и стандартным фокусным расстоянием 24-120. Оптика заметно изменяет эффект раздвоения изображения и яркие блики. А бесшумный мотор обеспечивает тихую фокусировку. 

Превосходную чёткость и детализацию картинки обеспечит Один из базовых и наиболее доступных в плане бюджета вариантов — Nikon 10-20mm f/4.5-5.6G VR AF-P DX Nikkor. Объектив прост в использовании и удобен в использовании, позволяет делать чёткие снимки в условиях недостаточного освещения. 

Похвастаться своими техническими характеристиками и функциями может объектив Объектив Sony FE 12-24mm f/2.8 GM. Это широкоугольная полнокадровая линза с постоянной диафрагмой, быстрым и точным автофокусом. С помощью этого объектива можно создавать динамичные перспективы и объёмные изображения.

В небольших помещениях лучше снимать на широкоугольный объектив. Так в кадр поместится больше деталей / Иллюстрация: unsplash.com

Объектив Объектив Sony E 10-18mm f/4 OSS оборудован универсальной семилепестковой диафрагмой. Послужит отличным вариантом как для портретных, так и для пейзажных снимков. 

Высокое качество изображения гарантирует Fujifilm GF 45mm F2.8 R WR. Этот объектив отличается высокой светосилой и защитой от погодных условий. Непревзойденное сочетание лёгкости конструкции и качества картинки. 

Бюджетнее и быстрее — только Fujifilm GF 45mm F2.8 R WR. С автоматической фокусировкой и функцией стабилизации. А моторизованный зум станет приятным бонусом. 

Но чаще всего использование объективов с переменным фокусным расстоянием рано или поздно приводит к самой большой ошибке начинающего фотографа. Вместо того, чтобы сменить объектив и найти лучший ракурс для кадра, в голову приходит решение «крутану-ка я зум и останусь на месте». Что в конечном итоге приводит к тому, что после съёмки у вас не полноценная фотосессия с множеством разнообразных кадров, а куча похожих снимков, разнящихся всего лишь крупным/средним/широким планом, снятых с одной точки. 

Экспериментируйте со светом

Секрет номер шесть, который вовсе и не секрет.

Свет — это главное, о чём должен помнить фотограф при съёмке. Сам термин «фотография» дословно означает «светопись». Если вы используете для съёмки естественный свет, внимательно продумайте, где и каким способом вы расположите в кадре объект съёмки, с какой точки вы будете снимать, каковы будут параметры экспозиции для того, чтобы сделать хороший, качественный кадр. 

Помните о том, что нескольких минут световые условия могут очень быстро измениться, иногда буквально за несколько секунд, следите за экспозицией. Также вы можете поменять их сами. Например, задёрнув тюль на окнах, вы можете превратить яркий солнечный свет в мягкий рассеянный, если снимаете, например, женский портрет и хотите сгладить черты лица. Или, пропустив луч солнца между шторами, выделить им объект съёмки или нужную деталь в интерьере, и тем самым добиться лучшей композиции в кадре.

Можно поэкспериментировать не только со светом, но и с проектором / Иллюстрация: unsplash.com

А для того, чтобы осветить детали, находящиеся в тенях, или просто выровнять освещение, используйте светоотражатель. Для портретной съёмки хорошо подойдёт отражатель Raylab RF-01 2в1. В комплект входит двухсторонний золотой и серебряный отражатель. Серебряная сторона даёт более холодный свет, золотая — более тёплый.

Если же вы хотите большего контроля над процессом, используйте искусственные источники света. Оптимальным вариантом для начинающего фотографа будет использование одного или двух источника света (постоянного либо импульсного) со светоформирующими насадками. Например, использование софтбокса Raylab SPG6060 даст много возможностей для создания световой картины: вы можете перемещать источник, регулировать яркость, направленность и вид освещения, тем самым моделируя нужную вам световую схему. 

Одна из самых простых и популярных схем — это классическая или «голливудская». Свет, который вы моделируете, должен быть максимально похож на естественный. Для этого источник основного (рисующего) света располагаем чуть выше и в стороне от объекта съёмки. Такое расположение источника помогает добится хорошего освещения лица. 

При этом не ставьте себе задачу «осветить всё, чтобы нормально было видно». Помните, вы — светописатель, а не прожектор. 

Снимайте в RAW

Формат RAW хранит всю возможную информацию о сделанном снимке. В каждом пикселе — максимум данных о цвете и яркости запечатлённого объекта, весь тот свет, что попал на матрицу вашего фотоаппарата. Он поможет вам с постобработкой кадра. 

С помощью графического редактора вы улучшите ваш снимок всего за несколько минут. Поместив файл в программу, последовательно исправьте огрехи экспозиции при помощи инструментов «яркость», «контраст» и сопутствующих им «тени» и «света». Также вы можете исправить баланс белого или изменить цветовой тон фотографии инструментами «цвет» и «насыщенность». 

При обработке сам файл RAW не изменяется, все правки будут сохранены в отдельный файл, а обработанный кадр вы можете сохранить в любом нужном вам формате. Можно использовать уже готовые настройки коррекции (так называемые «пресеты») от признанных мастеров фотографии, но лучше этим не увлекаться. Гораздо более ценный опыт вы получите, если самостоятельно будете улучшать ваши снимки, создавая ваш собственный стиль.

19 сент. 2022

1811

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые