• Статьи
  • Постоянный vs импульсный свет: что выбрать при работе в студии

Постоянный vs импульсный свет: что выбрать при работе в студии

30 мая 2025

398

0

0

0

Вспышки или постоянники — битва уже на уровне Nikon vs Canon. В спорах в ход идут и факты, и суеверия, и личные предпочтения. В этом материале рассмотрим этот вопрос с двух точек зрения: человека, который решил открыть фотостудию и сдавать её в аренду, и фотографа, который в эту студию пришёл на съёмку.

Импульсный и постоянный свет в фотографии
Как выбрать импульсный или постоянный свет для фотостудии
Как выбрать свет для съёмки

Это импульсы или постоянники? Сложно сказать сразу на готовой фотографии, нужно всматриваться в детали / Фото: unsplash.com

Импульсный и постоянный свет в фотографии

Импульсный свет — это вспышка. И это классика студийного освещения. Постоянники стали появляться относительно недавно, так что если встретите человека, который говорит, что работать можно только со вспышками, постоянный свет не годится ни для чего, возможно, перед вами просто поклонник старой школы, который не любит новое.

Импульсный свет загорается только на краткий миг в момент срабатывания затвора фотоаппарата. И в этой особенности и его сила, и его слабость.

Плюсы импульсного света:

  • большая мощность. Из-за того, что импульсный свет не горит постоянно, его гораздо проще сделать мощным. Это удобно для съёмки в больших помещениях, когда их необходимо заполнить светом, при использовании плотных модификаторов и при постановке света на отражение;
  • экономичность. Обычно источники импульсного света потребляют не слишком много энергии;
  • способность замораживать движение за счёт длины импульса — очень актуально для съёмок быстрого движения (например, спортсменов) или съёмки с брызгами воды и подобными спецэффектами.

Минусы импульсного света:

  • требует синхронизации. Вспышке нужно точно знать, в какой момент загораться, поскольку импульс очень короткий (доли секунды). Для этого используются синхронизаторы. А это и дополнительное оборудование, и возможные проблемы с совместимостью, и необходимость правильно их настраивать;
  • итоговый рисунок света видно только на готовой фотографии;
  • некоторые модели напрягаются от вспышек (часто они беспокоят маленьких детей);
  • не подходит для видеосъёмки.

Постоянный свет — это когда свет горит всё время, как обычная бытовая лампочка над вашим рабочим столом. В фотографии сегодня чаще всего используется светодиодное (led) освещение, но можно иногда встретить люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Источник постоянного света в форм-факторе студийного моноблока / Фото: unsplash.com

Плюсы постоянного света:

— свет видно сразу, удобнее работать. У хороших импульсов тоже этой проблемы нет - есть пилотный свет. Но очень часто, если у импульсного источника что-то ломается, то это пилот. И нужно быть готовым к тому, что такое может произойти;
— универсальность. С постоянным светом можно снимать и на смартфон, и на камеру. Ему не нужна синхронизация, это удобно для начинающих;
— подходит для съёмки видео и параллельной работы над фото и видео. Тут всё просто и ясно: снимать видео со вспышками невозможно. В этом отношении постоянный свет также более универсален;
— подходит для небольших помещений. Если студия маленькая (условные 30-40 квадратных метров), с менее мощными источниками света работать банально удобнее. Особенно, если стены светлые или цветные — в таком случае импульс даже минимальной мощности может переотражаться от стен, создавая световую кашу;
— у многих моделей есть возможность менять цветовую температуру;
— подходят для съёмки детей и животных, которые могут пугаться вспышек.

Минусы постоянного света:

— меньшая мощность по сравнению с импульсом;
— меньшая автономность для аккумуляторных моделей;
— долго находиться в ярком свете для некоторых моделей может быть более утомительным, чем вспышки.

Традиционно считается, что большим минусом постоянного света является малая мощность. Поэтому придётся поднимать ISO, что слабо подходит для кроп-камер, и далее по тексту. Так было раньше. Но в 2025 правила игры уже несколько иные.

Да, существуют маломощные постоянники, но последние пару лет производители стали выпускать на рынок один за другим 200- и 300-ваттные источники света. А это уже совершенно другой разговор. Если какого-нибудь скромного Godox ML60 может оказаться маловато для групповых портретов или работы на отражение от стен и потолка, то с мощной трёхсотваттной лампой таких проблем уже существенно меньше.

Мощные источники постоянного света всегда можно приглушить при необходимости / Фото: unsplash.com

И это не какие-то штучные модели, которые могут позволить себе только крупные киностудии, а вполне себе массовые светильники. Да, недешёвые, но вполне сопоставимые по стоимости с хорошими импульсами.

Важный момент: не пытайтесь напрямую сравнивать цифры в названиях осветительных приборов разных типов. Это будет похоже на ситуацию, в которой вы пытаетесь сравнить тёмное и, например, зелёное.

Посмотрим на два осветительных прибора:

Raylab Rossa RS-400 (импульс);
Yongnuo LUX 160 5600K (постоянный свет).

Казалось бы, первый — «400», второй — «160». Значит, первый почти в три раза мощнее второго. Неа. Тут дьявол в деталях. Мощность импульсных источников света измеряется в Джоулях, постоянниках — в Ваттах (Ватт — это Джоуль/секунду). Поэтому сравнивать их совершенно некорректно. Особенно учитывая, что часть мощности любой лампы уходит не на создание света, а на выделение тепла — вообще получается тёмный лес.

Кстати, ещё веселее ситуация становится, если добавить в это уравнение накамерные вспышки. Их мощность определяется ведущим числом, которое измеряется (барабанная дробь) в метрах. Зачем так сложно — не спрашивайте, не мы это всё придумали.

В целом, конечно, средний импульс будет мощнее среднего источника постоянного света. Но бывает и так, что старая бюджетная вспышка проигрывает по мощности свежему постояннику. Но напрямую сравнивать мощность в цифрах, к сожалению, нельзя.

Как выбрать импульсный или постоянный свет для фотостудии

В сферическом идеале в вакууме хорошо бы иметь в фотостудии и то, и другое: и комплект импульсного света, и комплект постоянного. У каждого типа света свои задачи.

Если (например, в силу ограниченного бюджета или пространства в студии) нужно выбрать, покупать комплект импульсного или постоянного света, стоит отталкиваться от потребностей клиентов, с которыми вы планируете преимущественно работать. Без знания целевой аудитории никуда:

  • профи старой школы скорее оценят хороший качественный импульс;
  • начинающие порадуются постоянному свету. И вам не придётся сталкиваться с ситуацией, когда клиент внезапно осознаёт, что у его бюджетной камеры нет центрального синхроконтакта в горячем башмаке, а без него импульс не работает;
  • мобильным фотографам по этой же причине удобнее работать с постоянниками;
  • мощные постоянники актуальнее фотографам, которым нужны более короткие выдержки (от 1/100 и меньше);
  • видеографам это менее важно, поскольку, для получения эффекта кинематографичного смаза они обычно используют выдержки в районе 1/25.

И кстати, стоит учитывать размеры самой студии. Чем она меньше, тем серьёзнее стоит задуматься над покупкой постоянного света. Чем зал больше, тем актуальнее будет импульсный свет. И в целом мощность и импульса, и постоянного света стоит выбирать, исходя из площади.

Кстати, стоит учитывать ещё такой момент: есть ли в студии пространство для хранения техники? / Фото: unsplash.com

Как выбрать свет для съёмки

Перейдём к варианту, когда вы пришли в арендованную студию и принимаете решение, с каким светом работать. Вообще, если у фотографа возник вопрос, «а брать мне на эту съёмку импульс или постоянник?», то с большой долей вероятности лучше брать постоянник. Поскольку сам вопрос указывает на то, что опыта пока немного, и принципиальная разница ещё не уловлена.

Кстати, стоит помнить о том, что в небольших студиях может быть ограниченный выбор аппаратуры, и тут уже приходится работать с тем, что есть. Эти моменты лучше уточнять заранее.

Импульсный свет будет суперполезен в ситуациях, когда:

— в кадре быстрое движение (спортсмены, которых нужно поймать в прыжке, балерины и прочие подобные стремительные вещи);
— когда нужно получить максимально мягкий свет, отражая его от стены или потолка (тут большая мощность будет большим плюсом;
— если нужна большая глубина резкости (когда, например, вы планируете работать на однотонном фоне), а значит, закрытая диафрагма. Чтобы ISO не летело в космос (особенно актуально для бюджетных кроп-камер), удобно использовать мощный импульс.


Читайте также:

Всё про экспозицию: что это такое, как настроить, экспокорреция и брекетинг
PASM: основные режимы съёмки, когда нужны и как пользоваться
Режимы съёмки: приоритет диафрагмы 


Но вот у последнего пункта есть один нюанс. Например, скромному кропу Canon 2000D очень не помешал бы импульсный свет. Но проблема в том, что у этой модели в горячем башмаке нет центрального синхроконтакта, а значит, она может запросто оказаться несовместимой со штатными студийными синхронизаторами. О подобных проблемах и других сложностях, которые могут поджидать человека, решившего сильно сэкономить на аппаратуре, мы писали здесь.

Если вы счастливый обладатель этой модели или другой, с такими же особенностями, тут есть два варианта: либо устраивать танцы с бубнами пытаться настроить студийные моноблоки в режим Slave и поджигать их собственной накамерной вспышкой, либо использовать постоянный свет. И если не знаете, есть ли у вас на камере центральный синхроконтакт — тоже лучше брать постоянники. От греха подальше.

Также с этим типом света удобно работать, если вы планируете снимать маленьких детей, животных или нужно попутно подснять видео на смартфон. Или если студия совсем небольшая. В этих случаях лучше предпочесть постоянный свет.

Съёмка видео с цветным светом / Фото: unsplash.com

30 мая 2025

398

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые