Push/pull процессы: как это работает

29 апр. 2022

4436

0

0

0

В цифровой фотографии поменять значение ISO — дело нескольких секунд, но как быть с аналоговой? Каждая фотоплёнка номинально выпускается с конкретным ISO, реже — с небольшим диапазоном (например, 200-400). Как быть, если при съёмке требуется выставить другую светочувствительность? Для этого существуют push/pull процессы. Получить результат от другого значения можно!

Фотография: www.richardphotolab.com

Что такое Push/Pull процессы?

ISO — выраженное в цифрах значение светочувствительности плёнки, её восприимчивость к свету. Чем выше значение — тем выше восприимчивость. Однако, не всегда световые условия соответствуют заявленному значению на катушке. Например, плёнка имеет номинальное значение ISO 800, но снимаете вы в сильных световых условиях, при ярком солнце с контровым светом. Для такой съёмки вполне подошла бы и ISO 100. Вы можете недоэкспонировать плёнку в условиях сильной освещенности, но получить желаемую светочувствительность в 800 единиц при проявке, сделав push/pull процесс.

Выставляя значение ISO в настройках фотоаппарата, вы в том числе влияете на настройки съёмки: большое значение ISO можно компенсировать короткой выдержкой, маленькое ISO — длинной выдержкой.

Изображение: blog.dehancer.com

Push процесс — это намеренная недоэкспозиция плёнок с последующей её перепроявкой. Простыми словами: в руках у вас катушка с номинальным значением iso 400, а снимать приходится в условиях плохого освещения. Можно компенсировать это долгими выдержками, но это не всегда удобно. В таком случае вы можете выставить настройки на необходимую светочувствительность ISO 800: это предотвратит длинные выдержки, для камеры сделает указание, словно световые условия прекрасные, а кадры при этом не получат должного количества света в таких условиях и останутся недоэкспонированными и тёмными. Именно это и компенсирует последующий push-процесс с чуть более долгой проявкой плёнки. Кадры в финале не будут такими тёмными, и информация в тенях сохранится.

Pull процесс — это переэкспонирование плёнки с последующей недопроявкой. Этот процесс обратный: допустим, вы взяли плёнку ISO 200, но день достаточно солнечный, чтобы можно было выставить ISO 100. В таком случае вы переэкспонируете кадры, впустив чуть больше света, снимая их со значением 100, а на проявке понижаете экспозицию на одну ступень. Проявляя по изначальному значению ISO 200 вы можете переэкспонировать плёнку, получив светлые прямоугольники вместо фотографий.

Зачем эти процессы вообще нужны?

Логичный вопрос, учитывая возможность подобрать необходимую плёнку исходя из условий будущей съёмки. Однако эти процессы могут иметь как техническую сторону, так и творческую.

PUSH-процесс проявки плёнки

Ключевые особенности: увеличивается контрастность, увеличивается зерно, повышается цветовая насыщенность, возможно искажение цветопередачи.

Изображение: blog.dehancer.com

Не стоит забывать, что поменять значение ISO исходя из условий съёмки легко лишь на цифровых камерах. В случае плёнки порой приходится подстраиваться под эти условия исходя из того, что уже есть. Push-процесс позволяет компенсировать короткие выдержки при недостаточной освещённости.

Во-вторых, пуш-процесс иногда позволяет получить более интересный результат на снимках. С его помощью усиливается контраст изображения, добавляется приятная зернистость, а на цветных плёнках возможно усиление некоторых оттенков в кадре.

PULL-процесс проявки плёнки

Ключевые особенности: контрастность уменьшается, улучшается проработка деталей, цветопередача более приглушенная.

Изображение: thefindlab.com

Пулл-процесс помогает вернуть необходимую детализацию. Только в данном случае при съёмке с большим количеством света, который грозит переэкспонированием. Pull вытащит детали в светах и снизит контрастность картинки. Во-вторых, пулл сделает снимок более мягким, снизит контрастность и сделает цвета менее яркими, уведя в пастельные оттенки. Своего рода тоже стилистический приём.

Таблица возможности применения пуш/пулл процесса с учетом номиналов пленки. источник: lighthousefilmlab.com

Что важно учитывать?

• Теоретически эти процессы возможны на любой камере, однако, технически, не на каждой. Применяя технику пере/недоэкспонирования с последующим push/pull процессом в вашем фотоаппарате должна быть возможность вручную контролировать настройку значения ISO. Почти на любой катушке расположен DX-код, который считывается камерой автоматически, и на основании которого фотоаппарат выставляет значение. На многих мыльницах этот параметр нельзя отрегулировать, другие же камеры имеют возможность ввода параметра ISO вручную.

• Плёнки бывают разные. Пуш/пулл процесс подойдёт далеко не для каждой из них. В первую очередь это касается цветных плёнок, где цвет может сильно исказиться при такой проявке.

• Предсказуемый результат возможен при переэкспонировании и недоэкспонировании в пределах двух значений. Больше не рекомендуется. В таблице выше можно сверить приведенные значения и возможности с учетом разрешения конкретной плёнки.

Фотография: thedarkroom.com

• Лучшие результаты получаются на черно-белых плёнках. Они имеют больший динамический диапазон и более податливы к снижению или повышению экспозиции. Кроме того, плёнки профессионального сегмента терпимее относятся к push/pull процессам, так как изначально имеют более высокое качество материала, к которому эта коррекция будет применяться. Среди рекомендаций: Ilford HP5, Ilford PAN 3200, Kodak Tri-X, а также цветные Kodak серии Portra.

• Обязательно указывайте при сдаче в проявку, на сколько ступеней необходимо сделать тот или иной процесс. Это важно для сохранения ваших кадров и их грамотной проявки. Если вам будет сложно пересчитать, то просто скажите сотруднику, по какому значению ISO вы снимали. Отталкиваясь от номинального, это поможет выбрать необходимый проявитель и рассчитать правильное время для проявки вышей плёнки. 

29 апр. 2022

4436

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые