Схемы света в фотографии помогают заранее продумать, как и куда поставить свет, чтобы получить запланированный результат. Такая подготовка помогает реализовать идею, сотрудникам фотостудии — собрать нужное оборудование заранее, а фотографу-новичку — успокоиться, не паниковать и знать, как действовать.
Съёмка в студии для новичка — это стресс: новая территория, новое оборудование, страх, что модели не понравятся фотографии или что картинка в голове и картинка на фото будут сильно отличаться. В таких случаях заранее подготовленные схемы света сильно упрощают жизнь.
Делимся шестью схемами с тремя источниками света, которые дадут в итоге красивую и объёмную картинку. Все схемы света проверены лично нашей командой, для каждой мы сделали свои, «живые» иллюстрации.

Контрастная схема света с тремя источниками
Нежная схема света с тремя источниками
Текстурная схема света с тремя источниками
Схема света с тремя источниками для каталожной съёмки
Цветная схема света с тремя источниками
Неоновая схема света с тремя источниками
Контрастная схема света с тремя источниками
В этой схеме главный акцент делается на объём. Рисующий свет ставится под углом 45° к модели, он создаёт резкий светотеневой рисунок. Лучше использовать жёсткий рефлектор или портретную тарелку, чтобы подчеркнуть черты лица, форму предмета, складки ткани.
Объём достигается за счёт жёсткого света на модели или предмете и контровика, подчёркивающего силуэт с одной стороны. При этом картинка не получается слишком грубой и драматичной — третий, заполняющий источник, высветляет тонущую в тени половину модели.
Эта схема света подойдёт для мужского портрета, драматичного женского образа, фэшн-фотосессии, предметной съёмки.


Что нужно:
1. Любой фон.
2. Контровой свет с рефлектором.
3. Рисующий свет с рефлектором.
4. Заполняющий свет с софтбоксом.
Читайте также:
Контровой свет: что это, где использовать, схемы света
Нежная схема света с тремя источниками
Здесь рисующий свет должен быть максимально мягким: подойдёт большой софтбокс — от 80 сантиметров — или октобокс. Его ставят под углом 45°, чуть выше глаз модели. Заполняющий свет направляют с другой стороны — он ещё сильнее смягчает тени.
Аккуратная схема света, которая не подчёркивает недостатки кожи, выглядит мягкой и нежной. Объём при этом сохраняется, но не за счёт чёткого силуэта и контровика, а благодаря подсветке фона. На задний план направляют свет, чтобы получилось яркое пятно, создающее градиент позади модели.


Такая схема света хороша для женского портрета в разных образах, фэшн-съёмок, бьюти, мужского портрета, но не в слишком серьёзном и драматичном образе. В предметной фотографии её можно использовать для съёмки косметики.
Схема сглаживает текстуру кожи и не выделяет недостатки, делает изображение мягким и «воздушным».
Что нужно:
1. Фон любого цвета.
2. Фоновый свет с фоновым или обычным рефлектором.
3. Рисующий свет с софтбоксом или октобоксом. Чем больше будет размер светоформирующей насадки, тем мягче и нежнее будет свет.
4. Заполняющий свет с софтбоксом.
Текстурная схема света с тремя источниками
Схема света подчёркивает форму объекта, рельеф тела и текстуру кожи и материала. Это происходит за счёт двух контровиков, которые ставят с двух сторон от предмета или человека, а также жёсткого рисующего света, который делает светотень контрастной, а фотографию резкой.
Такой свет подчёркивает форму, мышцы, складки ткани, текстуру кожи, волосы. Подходит для портретов в полный рост, спортивных, танцевальных и фэшн-фотосессий, фуд-фото, съёмок для маркетплейсов. В кадре всё выглядит чётким и графичным.
Рисующий свет здесь остаётся жёстким, а два дополнительных источника — это контровики. Их ставят сзади по обе стороны от модели, обычно под углом около 45° и чуть выше уровня плеч. На них лучше поставить стрипбоксы, чтобы свет ложился узкой полосой.


Что нужно:
2. Два контровых источника со стрипбоксом.
3. Рисующий свет с рефлектором.
Схема света с тремя источниками для каталожной съёмки
Основная задача каталожной съёмки — ровно осветить предмет или модель без художественных теней, чтобы хорошо было видно форму изделия. Для этого два фоновых источника с рефлекторами ставят на задний план и равномерно освещают фон, чаще всего белый или серый.
Рисующий свет ставится фронтально или под небольшим углом. Здесь лучше использовать софтбокс или октобокс, чтобы свет был мягким, без резких переходов, со светлыми тенями.
С таким светом можно снимать одежду, обувь, сумки, аксессуары, косметику и бьюти, где важно показать, как продукт смотрится на лице. Такой свет нужен для съёмки в интернет-магазины, каталоги, для карточек товаров.


Что нужно:
1. Фон белого или серого цвета.
2.Два фоновых света с рефлекторами.
3. Рисующий свет с софтбоксом, октобоксом или рефлектором.
Цветная схема света с тремя источниками
Яркая схема света, которая подойдёт для любых образов и поможет создать разное настроение, так как цвет будет менять интонацию кадра. Основная фишка в цветном контровом свете, а рисующий свет создает объём и оставляет кожу натурального цвета.


Здесь два источника дают цветной контровой свет. Это могут быть вспышки с цветными фильтрами или RGB-приборы. Их ставят сзади модели по обе стороны, чтобы подсветить волосы, плечи модели или края предмета.
Что нужно:
1. Фон любого цвета, но лучше тёмный.
2. Два контровых света с рефлектором или цветыми фильтрами или цветной led-свет.
3. Рисующий свет с софтбоксом или рефлектором.
Цветные акценты задают настроение кадра. Например, красный создаёт драму и показывает энергию, синий — холод и спокойствие, зелёный — свежесть, чистоту, «здоровье». Схема отлично подходит для портретов в стиле fashion, рекламной и предметной фотографии, косплея, творческих проектов.
Неоновая схема света с тремя источниками
Насыщенная схема света для экспрессивных портретов, творческих съёмок, косплей-фотосессий. Всю нагрузку берут на себя цветной свет, который окружает модель со всех сторон. Все приборы можно оснастить гелевыми фильтрами или использовать RGB-светильники.


Что нужно:
1. Фон чёрного цвета.
2. Цветной контровой свет позади модели.
3. Цветной свет сбоку от модели.
4. Цветной рисующий свет.
Читайте также:
Производители студийного света: обзор ведущих компаний