Stop-motion анимация: гайд для начинающих

17 нояб. 2021

10898

0

0

0

Иллюстрация: tomshw.it

Что объединяет Чебурашку и Кинг-Конга? И тот, и другой в первое своё появление на экранах были сняты при помощи техники stop-motion. Эффект движения в них достигался при помощи склеивания множества фотографий, каждая из которых отличалась от предыдущей тем, что объект в ней был немного сдвинут или менял позу.

С тех пор техника ушла с больших экранов в нишевую анимацию (к ней относится, например, «Остров собак» Уэса Андерсона) и стала выразительным приёмом для множества рекламных роликов или блогерских видео. 

В честь 50-летия фотоаппарата Olympus Pen был выпущен ролик, который за 3 минуты и 11.5 тысяч фотографий рассказывает историю жизни человека от детства и до 50-летия. Источник: PENStory/youtube.com

Если вы хотите поэксперементировать и освоить новую творческую технику, пройдёмте к основному тексту, там рассказано как.

В 1912 году российский аниматор Владислав Старевич снял stop-motion мультфильм «Прекрасная Люканида», главную роль в котором играли разнообразные жуки. Иллюстрация: «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (1912) Владислав Старевич

Как снимать покадровую анимацию

Процесс съёмки покадровой анимации довольно прост, и, в целом, состоит из пяти шагов:

  • собрать вашу сцену;
  • сфотографировать её;
  • сделать небольшое изменение в сцене;
  • сфотографировать её;
  • повторять шаги 3 и 4, пока не доберётесь до конца сценария.

Тем не менее, есть множество технических (о которых мы расскажем в следующем пункте) и творческих нюансов. Что касается последних, то, несмотря на кажущуюся примитивность техники, в ней есть много поджанров. 

Чем отличаются жанры покадровой анимации

В основном они касаются того, что именно вы выберете объектом анимации. Это может быть пластилин, как в мультфильме Гарри Бардина «Брэк!»

Другой яркий представитель stop-motion анимации, связанной с пластилином (и много чем ещё) — это Ян Шванкмайер. Иллюстрация: «Возможности диалога» (1983) Ян Шванкмайер

Или бумага, как в мультфильме «Адажио» того же Бардина.

Некоторые виды песочной анимации тоже выполнены в технике stop-motion. Иллюстрация: «Улица» (1973) Кэролайн Лиф

Покадровая анимация живых людей зовётся пиксиляцией. В качестве примера для вдохновения советуем посмотреть «Соседей» Нормана Макларена. 

Слово «пиксиляция» происходит от «пикси» — мифологического создания, разновидности фей. Иллюстрация: «Соседи» (1953) Норман Макларен

Timelapse — другой вариант покадровой анимации, в котором вам не придётся двигать объекты во время съёмки, они будут двигаться за вас. 

Техники, которые вы используете, зависят только от ваших целей и воображения. Можно даже использовать несколько в рамках одного видео — главное, чтобы это хорошо выглядело.

Техническая грань вопроса

Самая важная часть съёмки покадровой анимации — подготовка оборудования. Важно убедиться, что ваша камера останется неподвижной на протяжении всего процесса. Любое лишнее движение смажет картинку и работу придётся начать заново.

Для того, чтобы сохранить устойчивость камеры вам нужно три устройства: штатив, пульт дистанционного управления и внешний дисплей. У штатива не забудьте прочно зафиксировать ножки и головку. Берите тяжёлые модели с широким диаметром ножек, и желательно не из алюминиевых сплавов, например, Fujimi FT100C. Пульт поможет вам делать снимки не касаясь камеры, исключив тем самым тряску во время спуска затвора. За тем же нужен и дисплей. С его помощью вы сможете контролировать процесс без необходимости бегать к камере каждый раз, когда перемещаете объекты.

Интересный факт: у каждого персонажа в профессиональной stop-motion анимации есть несколько голов, каждая из которых отвечает за своё выражение лица. Иллюстрация: 2x2tv.ru

Снимать покадровую анимацию необходимо при искусственном освещении, так как любые изменения естественного света создадут разницу между снимками, снятыми до и после этой перемены. Используйте ручной фокус, чтобы ваша камера сама не внесла ненужных изменений.

Покадровая анимация — это долгий процесс. На одну секунду анимации приходится от 12 до 24 снимков (чем больше — тем плавнее будет анимация). Если решите снимать 24 кадра в секунду, то минутная анимация будет состоять из 1440 снимков, так что советуем обзавестись вместительной картой памяти. Берите модели повместительней, так как фотографировать придётся много. Батарейная рукоять или сменные аккумуляторы тоже не будут лишними: заряда одной батареи беззеркальных камер хватает на 350-850 кадров. Зеркалок — до 1850.

Внимательность и терпение — ключевые качества при съёмке покадровой анимации. Иллюстрация: cossa.ru

Внимательность и терпение — ключевые качества при съёмке покадровой анимации. Если хотя бы несколько кадров сняты с нарушениями (камера сдвинулась, отчего изображение стало смазанным или поменялся угол обзора), и вы заметили это только после съёмки, скорее всего, придётся начать заново. Вы не сможете переснять только эти кадры, потому что невозможно идеально воссоздать всю сцену. 

Программы для создания покадровой анимации

При редактировании покадровой анимации можно обойтись обычным софтом для монтажа, например, Adobe Premiere Pro или даже что-то попроще. Тем не менее, если вы хотите, чтобы программа предоставляла удобный интерфейс для выстраивания композиции кадров друг относительно друга или даже получить функцию удалённого управления движением фотоаппарата, то для вас на рынке представлены решения, заточенные специально под stop-motion. Рассмотрим их подробней:

      1. Dragonframe

Это самое популярное ПО для создания покадровой анимации. Приложение разработано для профессионалов и стоит дорого — $265 (около 20000 рублей). Работает программа как на Windows, так и на Mac. Работа в приложении начинается с подключения камеры (список поддерживаемых фотоаппаратов можно найти на сайте ПО) к компьютеру через USB или HDMI. Далее захватываемое с камеры изображение будет транслироваться на экран компьютера. Важная функция, которой обладают почти все stop-motion редакторы, позволяет сделать последний отснятый кадр прозрачным, чтобы облегчить выстраивание композиции следующего кадра. Через программу можно управлять настройками фотоаппарата, в частности, экспозицией и даже дистанционно управлять движением камеры, если у вас, конечно, есть специальные контроллеры. Например, набор HeadPLUS от Edelkrone в комплекте со специальным адаптером, который обеспечивает подключение к программе. Подойдёт и моторизированный слайдер, но подключать его к софту придётся самостоятельно при помощи, например, микроконтроллера Arduino. У Dragonframe также есть встроенные инструменты по работе с векторной графикой и управлению движением губ персонажей так, чтобы оно совпадало со звуковой дорожкой. 

      2. iStopMotion

Приложение от немецкой компании Boinx для Mac. Стоимость подписки — $25. Главная особенность программы состоит в том, что она не ограничивается синхронизацией с цифровыми фотоаппаратами, но также позволяет захватывать изображение с iPhone или iPad. Снимая покадровую анимацию со смартфона, нужно соблюдать особую осторожность, чтобы избежать лишних трясок и смазывания. На мобильных платформах подписка дешевле — $10. 

      3. AnimaShooter

Отечественная программа для работы с покадровой анимацией, работающая только на Windows. У приложения есть три тарифа:

  • Capture стоимостью в 3700 рублей.
  • Pioner стоимостью в 2700 рублей.
  • Junior — бесплатный тариф.

Программа обладает стандартным набором функций, позволяющих настроить параметры съёмки или облегчающих сверку кадров. Но поддержка фотоаппаратов есть только в версии Capture, остальные тарифы работают только с веб-камерами.

      4. StopmotionPro

Программа для создания стоп-моушена на Windows. С её помощью можно также захватывать изображение с DSLR-камер Nikon и Canon, делать текущий кадр прозрачным, ставить удобные метки для движения объектов в следующих кадрах. Также есть инструмент «Removing rigs», который затирает конструкции, на которых держатся объекты. Стоимость месячной подписки начинается с $18.

17 нояб. 2021

10898

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые