• Статьи
  • Утраченная Россия: как фотограф ездит по глубинке в поисках наличников

Утраченная Россия: как фотограф ездит по глубинке в поисках наличников

30 апр. 2021

437

0

0

0

Иван Хафизов уже 14 лет путешествует по России и фотографирует деревянные наличники. За это время он объездил 390 городов, деревень и сёл и собрал архив из снимков 20 000 домов. Кроме того, Иван выпустил книгу о наличниках, ведет аккаунт о них в Instagram и продает мерч с ними — футболки, маски, плакаты и даже миниатюрные макеты. Мы поговорили с Иваном и узнали, почему занятие фотографией превратилось в исследование русской культуры, какие наличники делали в 90-х и куда поехать, чтобы посмотреть дома с уникальной резьбой.

Фото из личного архива Ивана Хафизова

— Как так получилось, что вы начали фотографировать наличники?

— Это был город Энгельс, 2007 год, 3 июля. Я тогда работал в IT — поехал на предприятие устанавливать оборудование. Освободился рано, из развлечений в Энгельсе был только закрытый на ремонт музей Льва Кассиля. Поэтому я ходил, фотографировал город. И домики тоже. Меня зацепили цветные окошки, и я решил сделать коллаж наподобие того, что видел уже когда-то, с тосканскими дверьми. Тогда я снял больше сотни окон. Сделал коллаж, закрыл гештальт. Отличный плакат получился!

Я тогда снимал для фотобанков, и этот коллаж, кстати, до сих пор продается на европейских стоках. Мне даже прислали открытку из Германии, где написано «старые европейские окна». В принципе это правда, так как Саратовская область в европейской части России! Хотя к Германии, конечно, отношения не имеет.

После этого у меня было еще несколько командировок подряд. За 3 недели я собрал коллекцию снимков из 4 областей: Ярославской, Нижегородской, Владимирской, Саратовской. 

— Откуда и когда появился интерес к истории наличников? 

— Это не было изначальным позывом. Но я стал наблюдать и понял, что окошки отличаются регионально. Не только наличники Саратовской и Ярославской областей, между которыми тысяча километров, но и ростовские от борисоглебских, хотя города в 30 км друг от друга! 

После этого я залез в ЖЖ, стал искать людей, которые знают про наличники. И не нашел. Только одно сообщество, которое выкладывало фотографии. Я понял, что никто в этом ничего не понимает. 

Например, тогда все горели идеей, что на наличниках выточены древние символы и письмена, заложены какие-то смыслы. Я понял, что надо про это узнавать, так как было много нестыковок. Например, я нашел статью в интернете (в книжках об этом никто не пишет), что на орнаментах изображены растения доледникового периода. С другой стороны, я общался с архитекторами, которые говорят, что это ерунда и вообще всё пришло из Европы. Я начал постепенно выяснять вопрос и понял, что правда где-то между. 

Нельзя сказать, что всё пришло из Европы. Вернее да, пришло, но легло на благодатную почву. С другой стороны, пальметта (растительный орнамент в виде листа — примеч. автора), древние растения, да тот же тюльпан — старинный символ, который уже тысячу лет используется в качестве орнамента в нашей и восточной культурах! Всё взаимопроникновенно.

Наличники Злынки и Суздаля. Фото: Иван Хафизов / instagram.com/nalichniki

— Когда вы впервые поехали за наличниками целенаправленно?

— Ох, нескоро. Первые 30 городов отфотографировал именно в командировках. В 2010-м был первый город «за свой счет» — Дмитров. Я сел на электричку и поехал. Даже без карты. Сейчас хотя бы есть «Яндекс», а тогда бумажной карты днем с огнем не сыскать. Я просто ходил пешком, спрашивал у местных, где найти деревянные дома.

— Как вы находили город, куда поехать? 

— Я ориентировался на список исторических городов России. Но, когда выложил его в ЖЖ, мне стали писать, что не надо ездить по всем городам — в Севастополе, Грозном наличников нет. Такое же в Курске и Смоленске, где фашисты всё зачистили. И народ начал присылать новые наименования. Тогда для меня стало открытием, что больше деревянных домов сохранилось не в городах, а в селах и деревнях! Всё это развивалось, не согласовываясь с административными границами и важностью центра. 

Однажды я приехал в Суздаль и был поражен разнообразием. Наличники цветные, белые, кружевные, пышные, объемная резьба! Спустя 6 лет вернулся, искал что-то типично суздальское, но шел и видел наличники Ивановской области, владимирские, костромские, нерехтские… И понял — суздальских просто нет! Я это так объясняю: Суздаль был настолько богатым, что тянул к себе мастеров со всей России. Как в Москве, где непонятно какая архитектура, потому что это конгломерат не только российских, но и мировых культур.

Или история с Переславлем-Залесским. Древний город, но в первую поездку я обнаружил всего 9 наличников! Позже я попал туда на машине, нашел еще пару десятков домов, явно XIX века, но большинство было без резьбы. Дело в том, что она развивалась там, где город рос в промышленную революцию. Люди зарабатывали, богатели, и им надо было выпендриваться друг перед другом. Переславль же город старый, церковный. И знать там тоже старая, ей не надо было выделяться. Поэтому резьба и не получила развитие.

С другой стороны, в глуши брянских лесов, городке Злынка, всё в резьбе! Там была спичечная промышленность, на которой богатели купцы. Кроме того, Злынка — город каменщиков-отходников. Они уезжали на полгода во все стороны, от Парижа до Томска, а потом на полгода возвращались. Это были мужики с руками. И вот они на отдыхе понемножку вырезали. А что такое для умелого мужика выпилить два десятка досок? Купец забирал их потом и приколачивал. Выходили особняки с невероятным уровнем резьбы, в пять слоев!

— На что снимаете?

На Canon 6D. Из объективов: Canon 70–200mm (очень его люблю), 16–35mm, 100mm макро, 24–70mm f/4 и «блинчик» 35mm, но его почти не использую для наличников. Я понял, что для них светосила особо не нужна. Можно поставить ISO повыше, снимать на штативе. Домики не убегают, так что проблем я не испытываю.

Снимаю параллельно на телефон, но в детализации камера по-прежнему впереди. Я покупал Canon 6D сознательно. Эта камера полупрофессиональная, чуть медленнее, но у нее есть Wi-Fi. Она сразу передает кадры на телефон, и я могу тут же выложить что-то в Instagram. А на профессиональных, когда я выбирал камеру, такого не было.

— Какие есть особенности фотосъемки наличников?

— Самое сложное было понять, как выравнивать дом. Ты к нему подходишь, а он заваливается на тебя. Но, когда появился объектив с зумом, стало лучше. Теперь я фотографирую с другой стороны улицы. И только чуть-чуть в редакторе приходится поправлять. Конечно, не всегда: например, если дом сам по себе чуть заваленный, это нужно сохранить!

Много лет я старался не брать людей в кадр. Наверное, это оттого, что раньше я фотографировал свадьбы. Снял больше 100, мне людей там хватало. Но со временем я стал добавлять их в кадр. Или хотя бы кошечек!

Наличники Соймиц и Томска. Фото: Иван Хафизов / instagram.com/nalichniki

— Как жители реагируют на то, что вы приходите фотографировать их дома?

— В основном позитивно. Как бы я иначе снял 20 тысяч домов? Люди радуются, что снимают их дом, зовут на чай. Мне нужно, чтобы они не относились ко мне, как к террористу, чтобы видели, что я не скрываюсь. Для меня важно не только снять, но и пообщаться. Объяснить, что это для музея, чтобы люди зашли на сайт, сохранили эти наличники, поэтому я всегда фотографирую в открытую (в ноябре 2010-го, через три года после того, как Иван впервые сфотографировал резное окошко, он создал виртуальный фотомузей — примеч. автора). Ситуаций пять было напряжных, но это уникальные случаи.

Однажды в Тверской области полиция забрала меня в участок. В отделении я спрашиваю: «В этом есть что-то незаконное?» А в ответ: «Нет, но подозрительное — да». Я был с ребятами, которые показывали мне город. Они позвонили мэру, он — губернатору, а тот — начальнику отделения. Только тогда, не извинившись, через 1,5 часа нас отпустили!

Еще была история в Нижегородской области. Мы приехали в деревню, там невероятные ассиметричные наличники с русалками, от известного мастера нижегородской резьбы Копалкина. Из окна выглядывает тёточка и говорит, что не даст снимать дом. Она рассказала, что наличники соседнего дома, в котором жила 90-летняя старушка, сфотографировали днем, а вечером пришли спиливать. Бабушка выглянула, попыталась их прогнать, а они ей начали угрожать. Она огородами побежала к мужикам, которые ружьями спугнули воров. Но у неё не выдержало сердце — умерла. И та женщина сказала, что не хочет такую судьбу для своей мамы, которая тоже живет здесь одна. 

— Как думаете, велика вероятность, что скоро опять будут украшать дома резьбой? 

— Такое есть и сейчас! Мне присылают фотографии с резьбой на домах закрытых коттеджных поселков. Просто наличники — это дорого. Сложный стоит около 100 тысяч, несложный — от 20 тысяч. Да, сейчас помогают станки, но всё равно ручная работа. А еще материал дорогой.

Я помню разговор с одним богатым человеком. Он хотел украсить дом резьбой. Попросил контакты мастеров. Стоимость оценили минимально в 800 тысяч, максимально — 1,5 миллиона. Еще и 7 месяцев работы. И он решил оставить дом без резьбы.

Наличники Купанского и Брянска. Фото: Иван Хафизов / instagram.com/nalichniki

— Вы считаете, наличники на домах, которые появляются сейчас,  — это единичные случаи или возрождение традиции?

— Если смотреть вглубь истории, то понятно, что традиция украшать резьбой дома в принципе развивалась нелинейно. У нее был всплеск в конце XVII века, потом в начале XIX века после войны с Наполеоном. Тогда появился интерес ко всему русскому, развивались кружки славянофилов. Следующий подъем — пик промышленной революции, рубеж XIX–XX веков. Повышается транспортная доступность, люди перемещаются между регионами, жизнь бурлит. Появляется фольклористика, этнография. 

Все затихает из-за мировой войны, голода, бедности. А потом в 50-х, после смерти Сталина, крестьянам дают больше свободы. Опять происходит всплеск. Очень много дачных домиков этого времени.

Следующий небольшой подъем — в 90-х. Появляются наличники с тонкой резьбой, так как было мало материалов. Орнамент украшают кресты, купола, карточные символы. В 2010-х тоже был всплеск. Очень короткий, правда. Я объясняю его глобализацией, когда люди опять же стали больше ездить и сравнивать себя с другими. И сейчас опять подъем!

Есть термин «национальный романтизм». Он про романтизирование корней, изучение прошлого. Приятно быть частью этого, я приложил немало усилий! А пандемия, конечно, только увеличила интерес к нашей культуре, ведь люди начинают больше ездить по стране. Вообще, Россия недооцененная с точки зрения туризма страна.

— Куда бы вы посоветовали съездить посмотреть наличники? 

— Томск, Иркутск, Нижний Новгород, Вологда, Суздаль — их все знают и туда стоит съездить. Но есть города круче, о которых никто не помнит: Борисоглебск Воронежской области, Злынка и Новозыбков Брянской области, Рязань, Рыбинск, Гжель (куст деревень, куда нужно ехать на машине или велосипеде), Южа в Ивановской области, Ногинск и, конечно, Шуя — как настоящий Петербург, но только в Ивановской области!

Автор: Лиза Чечевица

30 апр. 2021

437

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые