• Статьи
  • Vanity Fair, Трамп и нейросети: каким запомнится 2025-й в фотографии

Vanity Fair, Трамп и нейросети: каким запомнится 2025-й в фотографии

28 янв. 2026

34

0

0

0

Пока все дружно постят фотографии из 2016 (видели уже этот тренд?), обернёмся на прошедший 2025 и отметим, какие тренды в фотографии и около неё получили развитие в минувшие 365 дней. И немного порассуждаем, как всё это связано и что будет происходить дальше.

Начнём с разминки: угадаете с двух секунд, где работа фотографа, а где — ИИ? / Фото: vanityfair.com, tgstat.ru

Фотография, политика и пугающий реализм
Расцвет нейросетей и очередные «похороны» фотографии
Огромный выбор, техническое совершенство, огромная усталость
Ностальгия и тренд на ретро

Фотография, политика и пугающий реализм

Обычно, когда «фотография» и «политика» вдруг оказываются в одном предложении, разум дорисовывает какие-нибудь репортажи из горячих зон. 

В этот раз всё было немного прозаичнее. В конце года много обсуждали скандальную фотосессию кабинета президента Дональда Трампа, сделанную Кристофером Андерсоном для Vanity Fair. Нет, ничего экстраординарного на снимках не происходило, никто в красных колготках на фоне горящих городов не позировал.

Просто фотограф сделал очень крупные планы лиц политиков и обошёлся без ретуши, показав их с предельным реализмом. На снимках можно рассмотреть каждую пору, каждую морщинку, каждый изъян макияжа, каждый шрамик, каждый след от инъекции филлера на губах.

У дамы, которая колет филлеры, могут быть на губах отметки от инъекций и их видно на крупных планах? Наш шок в шоке / Фото: vanityfair.com

В комментариях фотографии назвали пугающими и дьявольскими, а работу Кристофера Андерсона охарактиризовали, как «безумный» и «подлый поступок».

Фотограф выступил в защиту серии, пояснив, что он не пытался выставить в каком-то дурном свете конкретно этих людей, просто таков его стиль. И если посмотреть другие его фотосессии, действительно, неприкрытого реализма там хватает. Вечное «а вы вообще портфолио моё смотрели, когда меня приглашали?»

Ещё несколько снимков Кристофера Андерсона команды Трампа / Фото: vanityfair.com

Во многом эта фотосессия и реакция людей на неё очень показательна, и многое говорит о современной эстетике и отношении к фотографии как таковой. Съёмки Андерсона — этакий манифест, о чём вообще может быть фотография. Например, о поиске и отображении кусочков реальности, а не на воплощении существующего в вакууме образа «как должен выглядеть политик, который совершает вот такие действия и придерживается вот таких взглядов».

А это очень распространённая конструкция в мире фотографии: мысль о том, что идея и воображаемый образ первичны, а реальность вторична и её нужно доработать и подкрутить, чтобы она этой идее соответствовала.

Эту историю про то, что изображение объекта должно не отражать его внешний вид, а быть выражением его внутренней сути, во сто крат усилило распространение нейросетей, способных создавать изображения по текстовому описанию. Я даю вам идею, вы — ей конкретный физический облик. Ликуйте, платоновцы, рыдайте, эпикурейцы.

И это следующий тренд, который описывает ушедший 2025 год.

Расцвет нейросетей и очередные «похороны» фотографии

Продолжил активно развиваться искусственный интеллект в том числе в части рисования и редактирования изображений. Шаг в сторону создания фотореалистичных изображений был сделан огромный. В 2023 году мы тестировали Midjourney, и если заглянуть в тот материал, можно поймать слезу ностальгии о том, каким же ИИ был маленьким и глупым каких-то три года назад.

Сейчас всё уже совсем иначе. Сразу в нескольких популярных соцсетях пользователи устроили настоящую панику по поводу вот этой фотографии девушки в баре.

Всеобщую истерику вызвало, то, что эта генерация (а это генерация Nano Banana) вообще никак неотличима от реальной фотографии. Фотографию можно закрывать, расходимся / Фото: tgstat.ru

Действительно, качество генерации очень высокое. Детали хорошо проработаны, если не всматриваться, и не подумаешь, что это творение ИИ. И многих людей пугает, что любой человек, имея на руках их фото, может нарисовать воображаемую картинку с их участием (и без их согласия). И многих беспокоит, что теряется смысл вообще в фотографировании — а зачем, если можно нажать кнопку и получить готовый результат?

Если всматриваться, кое-что работу ИИ всё же выдаёт. В первую очередь то, что картинка очень маленькая.

Сейчас между ИИ и обычными фото с мобильника всё ещё есть разрыв по разрешению. Большинство популярных нейросетей создаёт изображение размером максимум в 1000-1500 по длинной стороне, что объективно очень немного. Да, есть отдельные инструменты-апскейлеры, которые могут увеличить фото при необходимости (подробнее об одном из таких инструментов мы писали здесь, а большую подборку сервисов можно найти здесь).

Но хорошие инструменты стоят денег. Сначала нужно заплатить за генерацию, потом — за перегенерацию, если какие-то детали не устраивают, потом — за увеличение… Не проще ли уже пойти и заплатить за реальный коктейль в баре? В этом случае появляются шансы ещё и неплохо провести время.

Одновременно с тем люди, которые активно работают с нейросетями, уже понимают, как трудно порой бывает с ИИ, когда нужно нарисовать не абстрактную собаку, стул или дерево, а что-то предельно конкретное.

Не то чтобы мы были противниками нейросетей (в 2026 году это просто глупо), но бояться, что ИИ-генераторы заменят фотографов, точно пока преждевременно. Нейросети — в первую очередь инструмент. О том, в каких сферах ИИ может приносить фотографу реальную пользу, мы писали в этом материале.

Огромный выбор, техническое совершенство, огромная усталость

2025 год был богат на новые релизы камер и смартфонов. На рынок вышли новые модели Canon, Nikon Z5II, Panasonic S1II, Sony a7 V, Canon EOS R6 III, дебютировала линейка iPhone 17, Xiaomi выпустил топовый 15 Ultra.

Многие из новых камер позиционируются как «универсальные инструменты для всего», про которые реально сложно сказать что-то, кроме «модель реально хороша». Все с шустрым автофокусом, хорошим разрешением, кучей нейросетевых функций, смартфоны — с хорошим зумом, удобным и умным интерфейсом, широким спектром интересных функций. И нечего возразить — появляется правда много хорошей и качественной техники.

Новая Canon EOS R6 III. Хороша / Фото: dpreview.com

Но вот сказать, кто определённо лучше, кто хуже и реально помочь с выбором становится всё сложнее. Такое чувство, специализация отдельных брендов, линеек и моделей постепенно уходит в прошлое. Сейчас все новенькие умеют всё и умеют достаточно хорошо.

Время от времени даже появляется ощущение, что эта сюжетная линия (с техническим совершенством инструментов) вот-вот будет закончена и из-за горизонта начнут медленно подниматься титры.

Забавно, что среднему потребителю во всём этом великолепии стало сложнее. Выбрать то, что действительно поднимется рука купить, когда всё вокруг «реально хорошо» — непростая задача.

Ностальгия и тренд на ретро

Одно вытекает из другого. Когда всё такое вкусное, выбор сложен и цена ошибки высока, руки так и тянутся к чему-то старому и привычному, с уютными ограничениями и такими родными косяками.

Хотя вообще ностальгия — это глобальный мировой тренд в массовой культуре последних нескольких лет. Он громко звучит не только в фотографии: в магазинах снова стали появляться джинсы на заниженной талии, НВО снимает сериал по «Гарри Поттеру», Netflix переосмысляет «Семейку Аддамс», в кино крутят трейлеры продолжений «Сонной Лощины» и «Человека-Паука». Впрочем, последнему не привыкать к бесконечным ремейкам. И кстати, в январе 2026 все соцсети завалены воспоминанием о том, где мы были и что делали в 2016.

Причину тренда на прошлое аналитики видят в динамично меняющемся, непредсказуемом мире, от которого среднему потребителю хочется спрятаться, завернувшись в одеялко и включив любимое кино. Из того времени, когда всё было спокойно, жизнь была более стабильной, а доллар по тридцать.

Человек инстинктивно хватается за привычки, которые вызывают приятные ассоциации. И люди снимающие — не исключение. Поэтому весь 2025-й мы старательно снимали на моментальные и бумажные камеры и просто на плёнку, изучали, какие винтажные объективы можно без труда прицепить к современным камера и получать «ту самую» картинку. А летом молодое поколение дружно сходило с ума старым цифровым мыльницам, которые вроде бы технически ничего интересного из себя не представляют, но почему-то вдруг стали прямо символом вайба нулевых.

Fujifilm и вовсе выпустила максимально странную модель GFX100RF с матрицей среднего формата и корпусом, стилизованную под старые дальномерки.

28 янв. 2026

34

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые