Приобрели ли вы свой первый длиннофокусный зум, а может быть, вам сразу достался китовый 55–200-мм или 55–300-мм — в любом случае это прекрасный шанс проявить креативность. Ведь телезумы подходят не только для профессиональной съемки спортсменов, но и для многих других жанров фотографии! В этой статье мы дадим несколько советов, как максимально эффективно пользоваться таким объективом.
«Телефото» подразумевает фокусные расстояния больше, чем у «нормального» 50-мм объектива (его поле зрения примерно соответствует тому, что доступно человеческому глазу). Поэтому при работе с полнокадровой камерой объективами телефото обычно называют все, что длиннее 50–60 миллиметров.
Зум — любой объектив с переменным фокусным расстоянием. Оно у множества зум-объективов находится как раз в телефотодиапазоне, но есть и широкоугольные зумы. То есть не все зумы — телезумы.
Длиннофокусные зум-объективы есть у всех основных производителей: Canon, Nikon, Sony, Sigma и Tamron.
Как можно ближе
Одной из основных задач оптики с самого начала было приближение зрителя к объекту. Телескопы, бинокли, подзорные трубы, увеличительные стекла, микроскопы, равно как и многие объективы камер, предназначены для увеличения изображения: чтобы мы могли видеть дальше и «быть ближе» к объекту.
Этот факт может казаться очевидным, но важно помнить о нем, фотографируя на телезум. Если вы используете 55–200-мм объектив, снимая на фокусном расстоянии в 55 мм, с точки зрения оптики лучше будет взять вместо него 50-мм фикс (объектив с фиксированным фокусным расстоянием). Хотя ваш телезум и может снимать на фокусных расстояниях, близких к «нормальным», он все-таки предназначен для приближения к объекту и увеличения сцены.
«Сладкое пятно»: диафрагма
Возможно, вы уже встречали термин «сладко пятно» в обсуждениях типа «какой объектив лучше купить». Это понятие подразумевает диапазон значений диафрагмы, при которых объектив достигает своей максимальной резкости. Для большинства объективов это средние значения диафрагмы между ее максимальной и минимальной величиной. В множестве телезумов вы обнаружите «сладкое пятно» в районе f/8 или f/11, поскольку при более открытой диафрагме резкость обычно снижается, а при закрытии (больше чем f/16) проявляется эффект дифракции, что также создает некоторую размытость.
«Сладкое пятно» — 2: диапазон зумирования
У зумов есть и второе измерение «сладкого пятна» — тот диапазон фокусных расстояний, в пределах которого объектив дает лучшую картинку. Обычно это не дальние концы диапазона зумирования, а те, что ближе к середине.
К примеру, если у вас есть 70–300-мм объектив и композиция позволяет снять на 250 мм вместо 300 мм, вы можете увидеть ощутимый прирост резкости. Да, на 300 мм у вас, возможно, получатся отличные кадры и вы наверняка захотите воспользоваться такой возможностью, но держите в уме, что стоит немного уменьшить фокусное расстояние — и будут более «резкие» снимки.
Шевеленка
Одна из легендарных проблем съемки на длиннофокусных расстояниях — дрожание камеры, или шевеленка. Независимо от того, насколько неподвижны ваши руки, когда вы нажимаете на кнопку спуска затвора — камера будет слегка двигаться.
Чем больше фокусное расстояние, тем больше движение камеры влияет на «резкость» картинки. Многие мечтают «дотянуться» до футбольного поля или приблизиться к звездам с 300- или 500-мм объективом, но в итоге получают лишь невнятные размытые снимки.
Есть несколько способов справиться с шевеленкой. Первый — использовать штатив или любой другой вариант поддержки камеры. Это лучший способ стабилизировать камеру на любом фокусном расстоянии.
Однако взять с собой штатив получается не всегда. Поэтому при съемке с рук устанавливайте выдержку так, чтобы она была как минимум такой же, как фокусное расстояние.
Например, если вы снимаете с помощью 75–300-мм объектива и полнокадровой камеры на фокусном расстоянии 300 мм, выдержка должна быть не длиннее 1/300 секунды, 1/500 — еще лучше. А если вы снимаете на объектив 55–300 мм на APS-C-камеру, вам нужно учитывать кроп-фактор (1,5-кратный в случае с APS-C). Тогда фокусное расстояние в 300 мм будет эквивалентно 450 мм на полном кадре, поэтому выдержка должна быть 1/500 секунды или еще короче.
Что снимать на телезум
Спорт
Традиционно главная задача телезумов — съемка спортивных мероприятий. В большинстве видов спорта фотографу будет сложно подобраться близко к месту действия, чтобы визуально отделить спортсменов от стадиона и заднего фона, тем самым получив захватывающий и качественный кадр. Именно здесь и приходят на помощь телезумы с их практически безграничными возможностями приближения.
Для съемки спортивных событий подойдет компактный телезум для полнокадровых беззеркалок Tamron 70–300mm f/4.5-6.3 Di III RXD.
Дикая природа
Фотография дикой природы — еще один жанр, в котором телезумы незаменимы. В большинстве случаев не стоит встречаться с диким животным лицом к лицу: лучше держаться на почтительном расстоянии, в чем и помогает длиннофокусный объектив.
С телефотозумом вы сможете снимать лосей, волков и медведей на безопасном расстоянии, и чаще всего они даже не догадаются о вашем присутствии. А еще вы не спугнете более мирных птиц и бабочек!
Пользователям зеркальных камер Nikon советуем снимать дикую природу на Nikon 70–300mm f/4.5-6.3G ED AF-P DX VR Zoom-Nikkor.
Пейзажи
По умолчанию пейзажные фотографы работают с широкоугольниками. Но и телезумы могут стать прекрасным инструментом для съемки ландшафтов. Есть немало сценариев, когда телезум будет даже более подходящим вариантом: в частности, когда сцена находится на очень дальнем расстоянии и приблизиться к ней физически нет никакой возможности.
А если вам понадобится получить более обширную картину, вы всегда сможете уменьшить фокусное расстояние и захватить больше «контекста» сцены.
Неплохой вариант телеобъектива для таких задач представляет собой Sony E 55–210mm f/4.5-6.3.
Портреты
Хотя в вашем телефотозуме может и не быть максимальной диафрагмы f/2.8, как у огромных «профессиональных» зум-объективов, получить приятное боке можно и с его помощью.
Чтобы добиться наилучших результатов для портретов нужно:
1. На мгновение забыть про «сладкое пятно» и открыть диафрагму на максимум.
2. Подойти к модели как можно ближе, при этом не забывая про правила композиции и кадрирования.
3. Убедиться, что между моделью и фоном есть приличное расстояние.
Если эти три условия будут выполнены, вы получите малую глубину резкости с приятно размытым задним фоном.
Пользователям техники Canon для съемки портретов подойдет, к примеру, классический телезум Canon EF 75–300mm f/4-5.6 III.
Креатив с помощью телезума
Главная фишка телезума — его способность «дотянуться» до самого удаленного объекта и отделить его от фона: будь то спортсмен на поле или птица на верхушке дерева, самая живописная часть пейзажа или небольшой фрагмент более крупной сцены, притягивающий внимание.
Вы можете создавать интересные абстрактные снимки, увеличивая части сцены. Для этого подойдет и городская архитектура, и природные ландшафты, и вообще любой сюжет — достаточно посмотреть на него особым «длиннофокусным» взглядом.
Хотя телезум и не самый универсальный объектив, возможности его использования почти безграничны. Главное, уметь правильно с ним обращаться. Мы надеемся, что эта статья станет для вас хорошим стартом. Но, как всегда, самое важное — практика. Поэтому берите свой телезум и идите снимать!
*При подготовке статьи использовались материалы ресурса bhphotovideo.com (автор Todd Vorenkamp)