21 июня 2021

2502

3

0

0

Фотография: slrlounge.com

Приобрели ли вы свой первый длиннофокусный зум, а может быть, вам сразу достался китовый 55–200-мм или 55–300-мм — в любом случае это прекрасный шанс проявить креативность. Ведь телезумы подходят не только для профессиональной съемки спортсменов, но и для многих других жанров фотографии! В этой статье мы дадим несколько советов, как максимально эффективно пользоваться таким объективом.


«Телефото» подразумевает фокусные расстояния больше, чем у «нормального» 50-мм объектива (его поле зрения примерно соответствует тому, что доступно человеческому глазу). Поэтому при работе с полнокадровой камерой объективами телефото обычно называют все, что длиннее 50–60 миллиметров.

Зум — любой объектив с переменным фокусным расстоянием. Оно у множества зум-объективов находится как раз в телефотодиапазоне, но есть и широкоугольные зумы. То есть не все зумы — телезумы.

Длиннофокусные зум-объективы есть у всех основных производителей: Canon, Nikon, Sony, Sigma и Tamron.


Как можно ближе

Одной из основных задач оптики с самого начала было приближение зрителя к объекту. Телескопы, бинокли, подзорные трубы, увеличительные стекла, микроскопы, равно как и многие объективы камер, предназначены для увеличения изображения: чтобы мы могли видеть дальше и «быть ближе» к объекту.

Чтобы сделать удачный кадр на телезум, вам не придется, например, нарушать спокойствие шагающей по своим делам утки. Фотография: borrowlenses.com

Этот факт может казаться очевидным, но важно помнить о нем, фотографируя на телезум. Если вы используете 55–200-мм объектив, снимая на фокусном расстоянии в 55 мм, с точки зрения оптики лучше будет взять вместо него 50-мм фикс (объектив с фиксированным фокусным расстоянием). Хотя ваш телезум и может снимать на фокусных расстояниях, близких к «нормальным», он все-таки предназначен для приближения к объекту и увеличения сцены.

«Сладкое пятно»: диафрагма

Возможно, вы уже встречали термин «сладко пятно» в обсуждениях типа «какой объектив лучше купить». Это понятие подразумевает диапазон значений диафрагмы, при которых объектив достигает своей максимальной резкости. Для большинства объективов это средние значения диафрагмы между ее максимальной и минимальной величиной. В множестве телезумов вы обнаружите «сладкое пятно» в районе f/8 или f/11, поскольку при более открытой диафрагме резкость обычно снижается, а при закрытии (больше чем f/16) проявляется эффект дифракции, что также создает некоторую размытость. 

Попрактикуйтесь — вы увидите, что средние значения диафрагмы дают самые «резкие» и детализированные снимки. Но, когда освещение ухудшается —  на улице вечером или в помещении, вам все равно придется раскрывать диафрагму, чтобы снимки не выходили слишком темными. Здесь нужно найти баланс между резкостью и яркостью картинки.

«Сладкое пятно» — 2: диапазон зумирования

У зумов есть и второе измерение «сладкого пятна» — тот диапазон фокусных расстояний, в пределах которого объектив дает лучшую картинку. Обычно это не дальние концы диапазона зумирования, а те, что ближе к середине.

К примеру, если у вас есть 70–300-мм объектив и композиция позволяет снять на 250 мм вместо 300 мм, вы можете увидеть ощутимый прирост резкости. Да, на 300 мм у вас, возможно, получатся отличные кадры и вы наверняка захотите воспользоваться такой возможностью, но держите в уме, что стоит немного уменьшить фокусное расстояние — и будут более «резкие» снимки.

Шевеленка

Одна из легендарных проблем съемки на длиннофокусных расстояниях — дрожание камеры, или шевеленка. Независимо от того, насколько неподвижны ваши руки, когда вы нажимаете на кнопку спуска затвора — камера будет слегка двигаться.

Чем больше фокусное расстояние, тем больше движение камеры влияет на «резкость» картинки. Многие мечтают «дотянуться» до футбольного поля или приблизиться к звездам с 300- или 500-мм объективом, но в итоге получают лишь невнятные размытые снимки.

Есть несколько способов справиться с шевеленкой. Первый — использовать штатив или любой другой вариант поддержки камеры. Это лучший способ стабилизировать камеру на любом фокусном расстоянии. 

Штатив — незаменимый инструмент, если у вас действительно тяжелый объектив. Фотография: photographyspark.com

Однако взять с собой штатив получается не всегда. Поэтому при съемке с рук устанавливайте выдержку так, чтобы она была как минимум такой же, как фокусное расстояние.

Например, если вы снимаете с помощью 75–300-мм объектива и полнокадровой камеры на фокусном расстоянии 300 мм, выдержка должна быть не длиннее 1/300 секунды, 1/500 — еще лучше. А если вы снимаете на объектив 55–300 мм на APS-C-камеру, вам нужно учитывать кроп-фактор (1,5-кратный в случае с APS-C). Тогда фокусное расстояние в 300 мм будет эквивалентно 450 мм на полном кадре, поэтому выдержка должна быть 1/500 секунды или еще короче.

Что снимать на телезум

Спорт

Традиционно главная задача телезумов — съемка спортивных мероприятий. В большинстве видов спорта фотографу будет сложно подобраться близко к месту действия, чтобы визуально отделить спортсменов от стадиона и заднего фона, тем самым получив захватывающий и качественный кадр. Именно здесь и приходят на помощь телезумы с их практически безграничными возможностями приближения.

Для съемки спортивных событий подойдет компактный телезум для полнокадровых беззеркалок Tamron 70–300mm f/4.5-6.3 Di III RXD

Спорт и дикая природа — две традиционные вотчины «телезумеров». Фотография: canon-europe.com

Дикая природа

Фотография дикой природы — еще один жанр, в котором телезумы незаменимы. В большинстве случаев не стоит встречаться с диким животным лицом к лицу: лучше держаться на почтительном расстоянии, в чем и помогает длиннофокусный объектив.

С телефотозумом вы сможете снимать лосей, волков и медведей на безопасном расстоянии, и чаще всего они даже не догадаются о вашем присутствии. А еще вы не спугнете более мирных птиц и бабочек!

Пользователям зеркальных камер Nikon советуем снимать дикую природу на Nikon 70–300mm f/4.5-6.3G ED AF-P DX VR Zoom-Nikkor.

Пейзажи

По умолчанию пейзажные фотографы работают с широкоугольниками. Но и телезумы могут стать прекрасным инструментом для съемки ландшафтов. Есть немало сценариев, когда телезум будет даже более подходящим вариантом: в частности, когда сцена находится на очень дальнем расстоянии и приблизиться к ней физически нет никакой возможности.

С телезумом вы можете выделить самую интересную часть кадра. Фотография: Jaymes Dempsey / photoworkout.com

А если вам понадобится получить более обширную картину, вы всегда сможете уменьшить фокусное расстояние и захватить больше «контекста» сцены.

Неплохой вариант телеобъектива для таких задач представляет собой Sony E 55–210mm f/4.5-6.3.

Портреты

Хотя в вашем телефотозуме может и не быть максимальной диафрагмы f/2.8, как у огромных «профессиональных» зум-объективов, получить приятное боке можно и с его помощью.  

Чтобы добиться наилучших результатов для портретов нужно:

1. На мгновение забыть про «сладкое пятно» и открыть диафрагму на максимум.

2. Подойти к модели как можно ближе, при этом не забывая про правила композиции и кадрирования.

3. Убедиться, что между моделью и фоном есть приличное расстояние.

Если эти три условия будут выполнены, вы получите малую глубину резкости с приятно размытым задним фоном. 

Пользователям техники Canon для съемки портретов подойдет, к примеру, классический телезум Canon EF 75–300mm f/4-5.6 III.

Креатив с помощью телезума

Главная фишка телезума — его способность «дотянуться» до самого удаленного объекта и отделить его от фона: будь то спортсмен на поле или птица на верхушке дерева, самая живописная часть пейзажа или небольшой фрагмент более крупной сцены, притягивающий внимание.

Архитектурные абстракции — один из вариантов применения телезума в городе. Фотография: Pierre Pichot / pierrepichot.com

Вы можете создавать интересные абстрактные снимки, увеличивая части сцены. Для этого подойдет и городская архитектура, и природные ландшафты, и вообще любой сюжет — достаточно посмотреть на него особым «длиннофокусным» взглядом.

Хотя телезум и не самый универсальный объектив, возможности его использования почти безграничны. Главное, уметь правильно с ним обращаться. Мы надеемся, что эта статья станет для вас хорошим стартом. Но, как всегда, самое важное — практика. Поэтому берите свой телезум и идите снимать!

*При подготовке статьи использовались материалы ресурса bhphotovideo.com (автор Todd Vorenkamp)

3

21 июня 2021

2502

3

0

0

Самые новые

Самые читаемые