• Статьи
  • Всё о смешанном свете: что это такое и как с ним фотографировать

Всё о смешанном свете: что это такое и как с ним фотографировать

02 дек. 2021

4036

1

0

1

Съёмка со смешанным светом считается сложным делом, к которому новичкам нужно морально подготовиться, а лучше — пройти парочку курсов. Действительно, управлять одновременно несколькими источниками, один из которых светит постоянно, другой — бьёт коротким импульсом, кажется начинающему фотографу трудной, нервной и не всегда оправданной по затраченным силам задачей. Но на самом деле фотографы пользуются смешанным светом гораздо чаще, чем им кажется, и даже в самых казалось бы обыденных съёмках.

Разбираемся, что такое смешанный свет, почему его не надо бояться и от простого к сложному рассказываем, зачем и в каких ситуациях его использовать. 

Syd_Fabian с pixabay.com

Что такое смешанный свет

Съёмка со смешанным светом — это творческая техника, при которой фотограф сочетает импульсный свет и постоянный. Смысл приёма кроется в отличиях работы импульсного и постоянного света, а также настройках фотоаппарата — необходима длинная выдержка. 

      — Импульсный свет «бьёт» короткой мощной вспышкой в момент, когда фотограф нажимает кнопку спуска затвора на камере. Для его работы необходим синхронизатор. Он отвечает за то, чтобы «заморозить» объект, оставить его в резкости. Например, лицо человека в кадре. Лучше использовать радиосинхронизатор или синхрокабель — ИК-синхронизатор может испортить световую схему, добавив на фото красный цвет.
      — Постоянный свет всегда равномерно и с одинаковой силой освещает модель, пока включён источник. Солнце, фонарик в телефоне, любая лампа в квартире — это всё примеры постоянного света, с которым мы сталкиваемся в жизни. Когда мы снимаем со смешанным светом, он отвечает за то, чтобы «смазать» элементы на фотографии. Например, фон, летящие ткани платья модели. Также с помощью постоянного света можно создать размытый шлейф от движения самого человека в кадре — он может переместиться, взмахнуть руками, повернуть голову.
      — Длинная выдержка позволяет с одной стороны «заморозить» объект, на который направлен импульсный свет, а с другой — у камеры достаточно времени, чтобы «собрать» менее мощный постоянный свет, отвечающий за размытие и атмосферу.
      — Нужные настройки выдержки придётся искать опытным путем, так как всё зависит от мощности света и эффекта, который хочется получить. Но для начала можно поставить длину выдержки в 1 секунду и сдвигать её на одну ступень вниз или вверх в зависимости от результата.

Использование смешанного света

На самом деле смешанный свет нужен фотографу гораздо чаще, чем кажется. Когда вы хотите в солнечный день с помощью вспышки подсветить лицо модели, чтобы его не заполняли глубокие тени — это съёмка со смешанным светом. Когда в студии модель стоит у окна, а вы подсвечиваете её лицо, либо фигуру импульсным источником света — это тоже смешанный свет. 

Давайте разбираться, когда и как мы можем использовать смешанный свет от простого к сложному.

Простые и практичные техники работы со смешанным светом

Сочетание постоянного и импульсного света позволяет повысить качество снимков, придать им «глянцевости», создать нужную светотень за счёт контролируемой вспышки. В данных ситуациях используются стандартные значения выдержки в диапазоне от 1/60 до 1/200 секунд.

С помощью смешанного света можно:

  • подсветить задний план и детали при съёмке в помещениях

Импульсный свет выступает в роли основного, рисующего источника, отвечающего за светотень. Постоянный свет будет лишь дополнением, который может дополнять атмосферу, создавать контровой свет на модели, подсвечивать детали интерьера. Это может быть как свет из окон, так и включенные лампы, торшеры, фонари, световые мечи, LED-панели (например, YONGNUO YN300 Air Pro, как на иллюстрации ниже), горящие свечи.

Постоянные источники подсвечивают фон, создают атмосферу уюта с помощью включенного светильника, а рисующий свет создает внешняя вспышка / Иллюстрация автора
  • избавиться от лишних теней на лице, выделить модель при съёмке на улице

В данном случае импульсный свет направляем на те участки, которые нужно подсветить. Он является лишь дополнением к более яркому постоянному свету, выступающему в роли заполняющего, если, конечно, вы не снимаете в темноте.

  • подсветить модель в помещении, не перебивая естественный свет

Актуально для дневных съёмок в студиях с большими панорамными окнами. В данном случае импульсный свет может быть как рисующим (создавать светотень), так и заполняющим (равномерный рассеянный свет, осветляющий тени, подсветка). 

Главное тут — ставить импульсный свет на небольшие мощности, чтобы он не перебивал естественный. Мощность нужно вывести экспериментально, так как в солнечный день, пасмурную погоду, на закате и в зависимости от того, на солнечную ли сторону выходят окна, настройки будут разными. 

Солнечный свет создает рисунок на лице модели, а импульсный — подсвечивает её со спины, создавая контровик / Иллюстрация автора

Если импульсный свет всё равно слишком яркий для данной сцены, то нужно воспользоваться нейтрально серым понижающим фильтром, который уменьшает количество света, попадающего на матрицу.

Творческие приёмы работы со смешанным светом

Теперь рассмотрим более сложные техники для создания различных эффектов. В данном случае эффект невозможен без длинной выдержки. Можно ориентироваться на диапазон от 0,5 до 6 секунд.

  • добиться эффекта смазанности, размытости, мягкости 

В данной ситуации постоянный свет будет использоваться как заполняющий, а импульсный свет — рисующий. Можно «заполнить» сцену цветным светом — тогда вам понадобится рефлектор с цветными фильтрами.

Syd_Fabian с pixabay.com

При съёмке со смешанным светом важно, чтобы естественный и импульсный свет не перебивали друг друга. Поэтому необходимо пользоваться насадками, ограничивающими световой поток — сотами, тубусами, шторками на рефлекторы.

  • создать смазанный светящийся контур или эффект движения

Импульсный свет будет создавать светотеневой рисунок на модели, а постоянный — контровики. В данном случае подойдут портретная тарелка с сотами, направленная на лицо модели, и насадка-рефлектор со шторками позади модели в качестве контровиков.

Эффект прыгающего по синтезатору светового луча получился за счёт длинной выдержки, тёплого заполняющего света и холодного, которым водили по клавишам / piqsels.com
  • получить необычный светящийся задний фон

На модель направляем импульсный свет, а позади ставим одного или нескольких ассистентов. В руках у них могут быть диодные ленты, световые мечи, фонарики от телефонов, гирлянды. После вспышки помощники со включенными источниками постоянного света могут рисовать любые геометрические фигуры, волны, хаотичные линии — все их движения зафиксирует фотоаппарат на длинной выдержке. 

Советы для съёмки со смешанным светом

  • Интересного эффекта можно добиться даже в том случае, если модель неподвижна. Вы сами можете пошевелить фотоаппаратом по горизонтали или вертикали, «закрутить» его по спирали, отойти или подойти на пару шагов (если у вас фиксовый объектив), либо зумировать (если объектив с переменным фокусным расстоянием). 

Главное делать всё это до или после того, как сработал импульсный свет и «заморозил» модель. За эффект смаза отвечает момент до или после вспышки, когда фотоаппарат на длинной выдержке «собирает» оставшийся постоянный свет. Это регулирует специальная настройка — синхронизация по первой или второй (передней или задней) шторке. При синхронизации по первой шторке шлейф будет впереди объекта, а при синхронизации по второй — позади.

      — Отсекайте лишний свет с помощью шторок на рефлекторы, сот на портретные тарелки, тубусов. Импульсный и постоянный свет должны быть максимально изолированы друг от друга — импульсный освещает свою часть кадра, постоянный — свою.
      — Обязательно выключайте пилотный свет на импульсном источнике, иначе он будет влиять на световую схему и портить результат.
      — Если импульсный свет относительно постоянного слишком мощный даже на минимальных настройках, используйте нейтрально-серый фильтр.
      — В творческих съёмках начинайте настройку с постоянного света, так как именно он отвечает за эффект смазанности, ради которого используют этот приём.
      — Для творческих съемок выдержку придется подбирать вручную, но, скорей всего, вам хватит диапазона от 0,5 до 6 секунд. Начать можно с 1 секунды.

1

02 дек. 2021

4036

1

0

1

1 комментарий

Любопытный разбор, спасибо! Трендовая история, работать с которой пытаются многие, а вот таких разбирающих текстов маловато. Тем ценнее

Самые новые

Самые читаемые