Накамерная вспышка решает множество проблем фотографа: помогает заморозить движение на репортаже или детской съёмке, подсветить сцену в полумраке, фотографировать против солнца на улице.
Новички думают, что накамерная вспышка работает также, как и встроенная в фотоаппарат, когда достаточно включить её одной кнопкой, а дальше идти снимать. Это ошибка — внешнюю вспышку нужно настраивать. Так качество фотографий станет лучше.
Помогаем разобраться, что такое зум в накамерной вспышке, когда и зачем зачем он нужен.

Что такое зум в накамерной вспышке
Зум в накамерной вспышке помогает равномерно освещать всю цену съёмки и при этом не терять мощность импульса.
Как работает автоматический зум во внешней вспышке
Начните с того, что включите у внешней вспышки автоматический зум и наденьте зум-объектив — тот, у которого меняется фокусное расстояние. Теперь, когда вы приближаете или отдаляете картинку, вспышка негромко, но заметно то ли гудит, то ли вибрирует. Это работает автоматический зум.

Читайте также:
Стробизм: что это такое и зачем нужен фотографу
Автоматический зум в накамерной вспышке делает так, чтобы фокусное расстояние объектива и значение на осветительном приборе совпадали. Проще говоря, чем шире угол зрения линзы, тем шире луч вспышки и наоборот.

Если вы снимаете на широкоугольный объектив, вспышка будет светить размашисто. Если приблизитесь и перейдёте на фокусное расстояние телевика или портретника, световой пучок станет узким.
Автоматический зум на внешней вспышки перестраивает ширину пучка света. Без него, если сначала снять на условные 24mm, а потом переключиться на 100mm, мощность импульса останется рассеянной. Простыми словами, картинка будет темнее, чем могла бы при правильном зуме. Если же оставить зум вспышки на 100mm, а объектив переключить на 24mm, в центре кадра будет яркое пересвеченное пятно, а по краям сильная темнота.
Важно: не у всех вспышек есть автоматический зум! Выбирая оборудование, внимательно прочитайте его характеристики, если это для вас принципиальный момент.
Ручной зум на внешней вспышке
Зум внешней вспышки можно сравнить с разными насадками на студийном моноблоке: софтбокс светит широко, захватывает большую площадь, а тубус — узким направленным лучом. При этом мощность источника не меняется.
Чтобы накамерная вспышка на фиксовом объективе освещала всю сцену с максимальной эффективностью, просто сделайте так, чтобы настройка зума вспышки совпадала с фокусным расстоянием объектива. Если объектив 50mm, то и зум должен стоять 50mm.
Фокусное расстояние объектива написано прямо на нём: его указывают на боковой части оптики, дублируют вокруг линзы. По этой же информации можно определить, фиксовый у вас объектив или с зумом. На фиксовых пишут только одну цифру: 85mm, 35mm. На зумах указывают диапазон: 24-100mm, 200-400mm.
Зачем нужен диффузор на внешней вспышке
Диффузор, который на фотосленге также называют катафотом — это полупрозрачная пластиковая насадка, которой можно накрыть вспышку. Она есть у всех накамерных вспышек, достаточно выдвинуть её и опустить. Диффузор нужен для сверхширокого угла.

На внешних вспышках есть ограничение максимальной ширины угла. Как правило, это 20mm. Опустить ниже просто не выйдет. Получается, если вы снимаете на рыбий глаз 8mm, края кадра не будут досвечиваться.
Если же накрыть внешнюю вспышку диффузором, он рассеет свет ещё сильнее. Это поможет осветить кадр равномерно даже на сверхшироких углах.
Съёмка накамерной вспышкой с зумом — выводы и лайфхаки
— Для зум-объективов включайте автоматический зум для внешней вспышки. С фиксовыми объективами — выставляйте зум вручную.
— Внешнюю вспышку с зумом можно использовать для творческих съёмок! Например, вы собираетесь снять тёмный драматичный портрет с эффектом прожектора, где освещены только глаза модели. Тогда даже для широкоугольного объектива можно поставить максимальный зум. Например, 100mm. В таком случае узкий пучок света будет освещать небольшой участок кадра.

— У разных вспышек разный диапазон зумирования. У бюджетных моделей он меньше, например, 20-70mm, а у более мощных и профессиональных больше — 20-200mm.
— Если кадр темноватый, значит, мощности вспышки не хватает для освещения всей сцены. Этот недостаток можно исправить, подняв ISO или открыв диафрагму.
— Если фокусное расстояние объектива не совпадает с зумом на вспышке, ставьте максимально приближённое значение. Например, на объектив 40mm лучше поставить зум вспышки 50mm, чтобы вся сцена была освещена. Можно и 35mm, но будьте готовы к небольшой виньетке. Если же объектив 85mm, а максимальный зум — 70mm, то придётся довольствоваться именно этим значением.
— Если вы любите светить вспышкой не прямо на модель, а в потолок, готовьтесь потратить некоторое время, чтобы подобрать правильный угол для вспышки.

— По умолчанию накамерная вспышка выдает световой рисунок в виде полоски. Если же вы хотите получить мягкий круг, то придётся докупить специальную насадку — соты для накамерной вспышки. Правда, мощность вспышки при этом слегка упадёт. Будьте готовы слегка приподнять ISO.
— Если вы хотите получить мягкий свет в творческой съёмке с накамерной вспышкой, ставьте «широкий» зум — 20mm, 35mm и т.д. Если же хотите получить максимально жёсткий и направленный свет, то ставьте широкий — 70mm, 100mm.
Важно: Смягчить свет ещё сильнее можно с помощью насадок на накамерную вспышку — зонтов, софтбоксов.
— Если хотите использовать вспышку отдельно от камеры, нужен синхронизатор — без него вспышка не будет реагировать на нажатие кнопки спуска затвора.
— Если вы используете накамерную вспышку отдельно от фотоаппарата, например, она стоит на стойке или её держит ассистент, зум вспышки нужно настраивать только вручную. Вспышка может стоять дальше или ближе от объекта съёмки, под другим от камеры углом. В таком случае автозум может выдавать не тот результат, что вам нужен.