Как выбрать квадрокоптер

16 дек. 2016

3813

0

0

0

Не так давно, чтобы отправить летательный аппарат, пусть даже его модель, в полет, требовался точный расчет аэродинамики, инженерный расчет, а также недюжинное умение человека, который им управляет. Но с развитием электроники стало технически возможным заставить летать практически все что угодно, лишь бы оно обладало достаточной тягой двигателей.

Благодаря этому стало возможным широкое распространение радиоуправляемых квадрокоптеров и мультикоптеров.


Квадрокоптер в полете

Итак, начнем с того, что представляет собой, например, типичный квадрокоптер. Это модель с четырьмя электродвигателями, каждый из которых приводит воздушный винт, тяга которого направлена вниз. Половина двигателей, при этом, вращается в одну сторону, половина - в другую. Благодаря разности скорости вращения двигателей и их тяги достигается наклон квадрокоптера и поворот его вокруг вертикальной оси. Все это требует эффективных датчиков движения и положения в пространстве, а также точного управления двигателями. Собственно, от сложности систем управления и зависти класс устройства.

Кроме того, существуют так называемые мультикоптеры, то есть устройства с большим, чем четыре, количеством винтов. Как правило, мультикоптеры имеют лучшую грузоподъемность и стабильность полета.

Итак, какие же характеристики помогут отличить разные классы этих устройств?

Особенности контроля и управления

На наш взгляд, именно контроль и управление в первую очередь отличает дорогие и дешевые квадрокоптеры.

В первую очередь стоит разобраться с тем, каким методом оператор управляет дроном.

Обычный случай, когда управление идет с помощью передатчика аппаратуры. Для полноценного управления необходимо четыре оси: общая тяга (высота), поворот, наклон вперед-назад, наклон влево-вправо.


Передатчик DJI Phantom с планшетом

При этом, сам передатчик должен быть достаточно удобным. Варианты маленького размера, напоминающие игровой геймпад, хуже полноразмерных по этому критерию. Для моделей с управляемым подвесом камеры, необходимо управление камерой.

Иногда, в качестве передатчика может использоваться смартфон со специальной программой, подключенный по Wi-Fi к квадрокоптеру.

Кроме типа пульта управления, имеет значение наличие электронных помощников.

В бюджетных моделях фактически “вручную” приходится управлять движением аппарата в воздухе, что требует определенного умения и сноровки.

На моделях посложнее появляется так называемый режим зависания, благодаря которому не требуется “подруливания” для удержания аппарата.

В самых продвинутых моделях имеется более сложный контроллер, который реализует следующие функции:

  • определение местоположения по GPS. Квадрокоптеры могут иметь даже функцию автопилота, то есть полета по точкам маршрута. А уж такая функция, как возврат на место старта, является необходимостью для дорогих моделей.
  • большое количество режимов управления. Например, квадрокоптер может находится одной стороной к оператору, а может сохранять свою ориентацию относительно сторон света.
  • настройка параметров полета на компьютере. Как можно понять, контроллер квадрокоптера выполняет функцию стабилизации полета, ограничивая диапазон его движения. Соответственно, подключив квадрокоптер к компьютеру, можно поменять уровень этих ограничений (например, угол наклона), делая поведение модели более или менее агрессивным.

Например, компания DJI выпускает контроллер Naza-M, который устанавливается в квадрокоптеры собственного производства, либо продается отдельно для использования в “самосборных” дронах.


Контроллер квадрокоптера DJI Naza-M

Наконец, весьма полезной является функция облета препятствий, благодаря которой вы не разобьете о стену своего дорогого летающего друга. Она реализуется с помощью камер обзора окружающего пространства и работает в видимом диапазоне.

В совокупности с ними могут использоваться ультразвуковые локаторы, как у летучих мышей.


Ультразвуковые датчики позиционирования квадрокоптера DJI Phantom 4 Pro

Размеры

Квадрокоптеры и мультикоптеры могут иметь самые разные размеры.

Условно, можно разделить их на три класса:

  1. Большие квадрокоптеры. Эти модели предназначены для перевозки грузов, разведки, либо аэросъемки на большие камеры. Цена таких устройств всегда высока, так как в этом классе отсутствуют квадрокоптеры-игрушки, предназначенные исключительно для развлечения.
  2. Средние. Это самый распространенный класс, который обладает наилучшим сочетанием цены и возможностей. Здесь присутствуют модели для аэросъемки и для простых “полетушек”. Цена бюджетных и дорогих моделей может отличаться на порядок, соответственно отличается и функционал.
  3. Компактные, “мини” модели. Этот класс не отличается высоким качеством изображения с камеры или большим временем полета, но отлично подойдет для полетов в помещении (дом, офис, спортивный зал). Не требуют много места для транспортировки и использовании, но хуже преодолевают ветер из-за своих размеров. Кроме того, сверхкомпактный квадрокоптер хуже различим на большом расстоянии, и из-за этого будет сложнее отличить его заднюю и переднюю часть.

Камера

В принципе, квадрокоптер может не иметь камеры, и тогда нормально управлять им можно будет только в пределах видимости.

Следующий этап - когда камера интегрирована в квадрокоптер. Понятно, что такое решение является бюджетным, камера не защищена от вибрации, и поэтому качество картинки будет оставлять желать лучшего. Такие камеры характерны для любительских и гоночных моделей.


Квадрокоптер Parrot Bebop Drone c интегрированной камерой

В некоторых случаях камера может поворачиваться относительно корпуса квадрокоптера, но только перед полетом, а не во время него.Такое решение чуть лучше предыдущего, но все еще далеко от идеала.

Самый продвинутый вариант - камера на стабилизированном подвесе, который может управляться дистанционно, то есть камера может поворачиваться в полете. Как правило, такие камеры обладают хорошей матрицей, оптикой и снимают видео в высоком разрешении. Появление дистанционно управляемых подвесов в доступной продаже стало одним из факторов распространения аэросъемки с квадрокоптеров.


Камера и подвес DJI Phantom

Конечно, важно и то, что происходит в видеозаписью и фотографиями с камеры.

На бюджетных моделях видео просто записывается на карту памяти, и посмотреть его можно только после “приземления” дрона.

Но, конечно, гораздо интереснее, когда картинка не только записывается на карту памяти, но и передается оператору. Это позволяет лучше контролировать полет и саму запись. Все прекрасные фильмы, снятые с квадрокоптера, вряд ли можно было бы сделать, не наблюдая изображение во время полета.

Время и расстояние полета

Это одна из самых простых характеристик для понимания, но не самая простая для реализации.

С дальностью полета все более или менее понятно - достаточно аккумулятора большой емкости, плюс, эффективных двигателей. Увеличение запаса емкости аккумуляторов - один из возможных путей тюнинга заводских моделей. Однако понятно, что тяга двигателей для подъема дополнительных аккумуляторов должна быть немалой.

А вот с дальностью сложнее, ведь нужно не только передавать управляющие сигналы с пульта, но и получать картинку с камеры. Тем не менее, например, в профессиональных моделях DJI дальность управления составляет 5 километров (в Европе те же модели определяют свое местонахождение и отказываются лететь дальше, чем на 3,5 километра).

Тип двигателей

В квадрокоптерах применяются два типа двигателей: коллекторные и бесколлекторные. Бесколлекторные лучше - в них меньше трения между электрическими частями, и поэтому они гораздо долговечнее. Но, впрочем, они и дороже.

Итак, у квадрокоптеров существует большое количество характеристик и особенностей, но несмотря на это, функциональных классов здесь не так много.

Расскажем о том, какие классы квадрокоптеров существуют.

Бюджетные квадрокоптеры

Как можно понять из названия, они существенно ограничены по возможностям.

Во первых, время полета у них, в среднем, около 10 минут.

Здесь используются коллекторные электродвигатели, которые, как мы знаем, не очень долговечны.

Конечно, и встроенные камеры на подобных квадрокоптерах не отличаются особым качеством изображения.

Один из самых популярных производителей таких моделей - фирма Syma. Она предлагает огромный ассортимент дронов по очень привлекательной цене.


Квадрокоптеры Syma X5 - одни из самых популярных

Конечно, надо понимать, что бюджетные квадрокоптеры могут служить либо для развлечения, либо как переходный этап к более серьезным классам.

Квадрокоптеры для аэросъемки


Квадрокоптер Gopro Karma

Именно с появлением этого класса устройств квадрокоптеры стали такими популярными, как сейчас. Если быть точным, фирма DJI с известным квадрокоптером Phantom первой предложила готовое решение “из коробки”, пригодное для аэросъемки. В первую очередь это стало возможным благодаря контроллеру Naza-M отлично стабилизирующему квадрокоптер в воздухе, а также совершенному подвесу камеры, который позволяет передвигать камеру в полете, плюс, дополнительно компенсирует вибрацию двигателей и винтов.

Гоночные модели

Эти модели, чаще всего, собираются вручную из отдельных компонентов, и обладают высокой скоростью, маневренностью и максимально облегченной, но прочной конструкцией. Для достижения этих качеств используются лопасти и рама из углепластика.


Гоночный RTF квадрокоптер Walkera F210

Гонки на квадрокоптерах проходят в режиме FPV (First Person View). Для этого на оператора надевается специальный шлем - очки, на которые выводится картинка с камеры дрона. Камера жестко закреплена, но не от плохой жизни, а для лучшего контроля полета и простоты (легкости) конструкции.

Например, скорость гоночного квадрокоптера Walkera Furious 320 может достигать 33,3 м/с (для сравнения, DJI Phantom летает со скоростью 20 м/с).

Выводы

Разнообразие квадрокоптеров, присутствующих на рынке, очень велико, но, несмотря на это, выбор сделать достаточно просто, если руководствоваться разумными соображениями.

Несмотря на то, что принципиальное устройство квадрокоптеров одинаково, они довольно четко разделяются на классы. Поэтому, зная свой бюджет и прочитав нашу статью, вы совершите правильный выбор.

Мини-словарь терминов

RTF (Ready To Fly) - авиамодель или квадрокоптер, продающийся в полностью собранном виде и комплектации, достаточной для полета

Подвес - устройство, отвечающее за крепление, движение и стабилизацию камеры квадрокоптера.

Коллекторный электродвигатель - электродвигатель, в котором попеременность подачи тока на обмотки обеспечивается механическим контактом коллектора. Недостатком является наличие трения в контактах коллектора, вследствие чего происходит их износ и выход двигателя из строя.

Бесколлекторный электродвигатель - электродвигатель, в котором попеременность подачи тока обеспечивается внешними устройствами. Является более долговечным, чем коллекторный и обладает более высоким КПД, по сравнению с ним.

16 дек. 2016

3813

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые