Все, что нужно знать о телеобъективах

27 мая 2017

15694

0

0

0

На любом спортивном мероприятии, по периметру стадиона со всех сторон в центр направлены супер телеобъективы. Это неудивительно, поскольку их основная цель - дотягиваться как можно дальше и фиксировать все, до чего не добраться просто так, при этом сохранять четкость и резкость. Когда в руках качественный телеобъектив, можно совершенно спокойно отправляться на съемки, не переживая за технику. Разумеется, такая сложная конструкция включает множество переключателей, кнопок и рычагов, так что нельзя сказать, что телеобъективы просты.

Помимо всего перечисленного, они еще включают последние достижения техники, например продвинутую оптическую конструкцию, стабилизацию изображения, быстрый и бесшумный автофокус. Эти объективы по праву находятся в топе среди всех доступных видов стекол, поскольку они способны на гораздо большее, нежели остальные. Разумеется, если вы вкладываетесь в телевик, сэкономить не получится, да и не стоит. К счастью, выбор велик и даже для беззеркальной камеры можно найти неплохой телеобъектив.

Фокусное расстояние

Конечно, самая главная функция телевика - это его фокусное расстояние. Нельзя недооценивать возможность делать снимки издали, оставаясь незамеченным. Особенно это важно, когда объект легко может испугаться (это часто случается при съемках дикой природы) или попросту нет возможности подобраться близко (на концертах или спортивных соревнованиях). В таких случаях самое распространенное фокусное расстояние для таких мероприятий - 300мм и больше.

Объективы с постоянным фокусным расстоянием определенно опережают зум-объективы в плане качества и расстояния. Например, и Canon и Nikon предлагают самое длинное расстояние в 800мм (это касается стандартной линии, есть лимитированные с большим расстоянием). Максимум, который предлагают объективы с переменным фокусным расстоянием - это 400мм от Canon и 200-500 от Nikon. Сравнивать с прайм объективами, конечно невозможно. Тем не менее, сторонние производители тоже предлагают довольно интересные варианты, к примеру, 150-600мм, 200-500мм или 300-800мм от Sigma и 150-600мм от Tamron.

Canon и Nikon предлагают фокусное расстояние 600мм, 500мм, 400мм, 300мм, в то время как Sony производит объективы 500мм и 300мм под A-байонет. Опять же, в модельной линейке Sigma есть варианты для разных камер, 800мм, 500мм или 300мм. Практически на каждое фокусное расстояние есть множество вариантов от различных производителей.

Конечно, объективы с переменным фокусным расстоянием, предоставляют вариативность и возможности, которые могут оказаться очень полезны в случае, если вам неудобно постоянно менять объективы. Отличный пример - это Nikon AF-S NIKKOR 80-400мм f/4.5-5.6G ED VR, который предоставляет возможности съемки портретов, или Canon EF 200-400мм f/4L IS USM с очень удобным фокусным расстоянием и функцией встроенного телеконвертера 1.4x, благодаря которому фокусное расстояние увеличивается до 280-560мм. Тем не менее, как мы уже говорили, объективы с переменным фокусным расстоянием дотягиваются, как правило до 600мм. Исключением, пожалуй, можно назвать только Sigma 300-800мм.

Помимо фокусного расстояния, нужно учесть и размер матрицы. Особенно это важно, поскольку камеры с матрицей APS-C получают еще и кроп-фактор, который расширяет фокусное расстояние. Именно поэтому полезными для любителей спортивной, природной и концертной съемки становятся камеры вроде Canon EOS 7D Mark II и Nikon D7200. Они позволяют добиться лучшего увеличения, а сами по себе несколько легче, чем некропнутые камеры. Здесь же на ум приходят и беззеркальные камеры, потому что их фокусное расстояние с телеобъективами как раз примерно равняется с расстоянием, которые предоставляют камеры зеркальные.

В качестве примера можно привести матрицы Микро 4/3, которые предлагают кроп-фактор, эквивалентный 2x. Таким образом, объектив с постоянным фокусным расстоянием Olympus 300мм f/4 трансформируется в весьма компактный объектив с фокусным расстоянием 600мм. Микро 4/3 в принципе позволяет удачно работать и с зум объективами, например 75-300мм от Olympus превратится в 150-600, 100-300мм и 100-400мм от Panasonic станут, соответственно, 200-600 и 200-800.

В этом плане беззеркальные камеры становятся очень удачной опцией, поскольку, в сравнении с зеркалками, они меньше по размеру, и объективы к ним, как правило, тоже легче.

Матрица Nikon CX имеет кроп-фактор 2.7, а серия камер Nikon 1 -это относительно миниатюрные камеры с весьма небольшими объективами. Например, объектив 70-300мм получает возможности 189-810мм. Аналогом для беззеркалок, кроп-фактор которых меньше 2x или полнокадровых, варианты тоже имеются: Fujifilm предлагает объективы 100-400мм для серии APS-C X и рабочим расстоянием на них будет 152-609мм. У Sony есть объектив с фокусным расстоянием 70-300мм.

Апертура

Вторая важная функция на любом объективе - это апертура. Когда речь идет о телевиках, высокая светосила - это скорее редкость, чем правило. Чаще всего, самые светосильные объективы как значительно крупнее остальных, так и значительно дороже. Если рассматривать серию объективов Canon 400мм, в линейке есть варианты с апертурой f/2.8, f/4 и f/5.6. Если банально сравнить размер и вес всех трех вариантов, окажется что f/2.8 почти в два раза больше и по весу, и по ширине. Конечно, если главная цель - высочайшее качество снимков, именно этот огромный объектив и станет самым приемлемым вариантом. Однако, перед тем, как спешить в магазин за этим стеклом, нужно хорошенько определиться с нуждами и четко понимать, стоит ли брать весьма тяжелый объектив. И снова вернемся к беззеркалкам, поскольку на матрицу Микро 4/3 объектив 30мм будет меньше чем любой объектив 600мм для полнокадровой зеркалки.

Большинство действительно сильных телеобъективов сегодня имеют светосилу f/5.6. Она же является и лимитом для большинства современных систем автофокуса (хотя некоторые допускают возможность съемки на f/8). Но опять же, все сводится к размерам - объектив 800мм с апертурой f/2.8 будет слишком громоздким для повседневных съемок, потому непрактичным,

Большая светосила имеет ряд преимуществ, которые все же нужно отметить. В первую очередь, больше света попадет на матрицу, тем самым быстрее будет срабатывать затвор, а ISO можно выставить ниже, и фотографии получатся выше по качеству. Это же поможет матрице лучше “видеть” что именно происходит в кадре. Производительность в целом, и автофокус тоже лучше работают при большей светосиле. И, конечно, меньшая глубина резкости обеспечит больший контраст между объектом и фоном.

Зум объективы, как правило, имеют переменную апертуру, которая снижает и размер объектива, хотя в некоторых исключениях, таких как Nikon AF-S NIKKOR 200-500мм f/5.6E ED VR, у объектива остается стабильная максимальная светосила. Как правило, такие стекла имеют меньшую светосилу, нежели их аналоги с постоянным фокусным расстоянием, но тем не менее, они в определенных ситуациях оказываются удобнее, особенно, если учитывать возможности ISO на поздних моделях цифровых камер.

Стабилизация изображения

Детальная стабилизация изображения особенно необходима, с учетом необходимости держать объектив при больших фокусных расстояниях. Большая длина и масса объектива приводит к большей вероятности тряски и вибраций, то есть камерой становится сложнее управлять. Поэтому, к слову, даже для крупных объективов существуют специальные штативы. Самые продвинутые модели Canon, Nikon и сторонних производителей обеспечивают четырех- и более-шаговую стабилизацию, что полезно, если снимать без штатива. Sony обеспечивает стабилизацию в теле камеры, потому можно пользоваться адаптированными телевиками, при этом не теряя такую важную функцию.

Еще одно преимущество супер телевиков - это множество режимов стабилизации изображения. Как правило, есть специальные настройки для панорамирования, стандартной ручной съемки и т.д. Это позволяет тем, кто работает со штативами на спортивных соревнованиях, проще отслеживать горизонтальное движение и фиксировать его. Плюс, стабилизация изображения будет работать как с видоискателем, так и с финальной картинкой. Так гораздо проще строить композицию, поскольку картинка перед глазами не будет вибрировать и трястись.

Автофокус

Быстрая и точная фокусировка - это приоритет для телевика. Особенно, если учесть их эксплуатацию в динамичных ситуациях. Конечно, многое в этом плане зависит как от камеры, так и от фотографа, нельзя исключать и фактор объектива. Наличие суперзвукового или ультразвукового механизма существенно важно для обеспечения быстрого фокусирования. Объективам отнюдь не вредит и большое количество настроек на корпусе, например, лимитирование фокуса, которое позволит фокусироваться на определенном расстоянии и с определенной дистанции. То есть, камера не будет отвлекаться на охоту за более далекими объектами.

Еще одна полезная функция - это замок автофокуса, то есть фокус фиксируется, позволяя фотографу подготовиться к определенному задуманному кадру. На ряде объективов, настройки позволяют автоматически возвращаться к предыдущим установками. Плюс, почти всегда имеется ручной режим.

Оптические технологии

Практически все доступные оптические технологии применяются в телевиках. От нано покрытий, которые позволяют поглотить блики, до флюоритных элементов, которые контролируют аберрации. Особенно широко используются экстра низкодисперсионные элементы которые, вкупе с остальными позволяют получить наиболее четкое, детализированное изображение благодаря снижению видимых искажений.

Дифракционная оптика или Линза Френеля тоже имеют место в некоторых вариантах объективов от Canon и Nikon, они снижают размер и вес объектива, что не сказывается на качестве картинки. Два поздних примера таких объективов - это Canon EF 400мм f/4 DO IS II USM и Nikon AF-S NIKKOR 300мм f/4E PF ED VR. Благодаря дисперсионным характеристикам дифракционного элемента, они снижают количество хроматических аберраций.

Антиотражающее покрытие тоже является распространенным в современных объективах, исключением не являются и телевики. Каждый производитель имеет собственный вариант и название покрытия: у Canon это Super Spectra, у Nikon - Nano Crystal, у Sony - Nano AR. Эти покрытия снижают количество отражений и бликов.

Кроме того, многие объективы имеют дополнительные флюоритные покрытия, позволяющие отталкивать пыль и влагу.

Сложнее на таких объективах работать с фильтрами, большинство фронтальных линз по размеру больше, чем стандартные фильтры. Поэтому для таких стекол используются дроп-ин фильтры, которые помещаются в специальные держатели с обратной стороны объектива.

Конструкция

Поскольку телевики - это самые дорогие и высококлассные объективы, конструкция у них соответствующая. В них используются такие материалы как магниевый сплав, который позволяет снизить вес объектива, защита от погодных условий, чтобы позволить объективу работать в дождь и снег и так далее.

Популярный вопрос “почему телевики, по большому счету, белые?” тоже не остается без ответа. Поскольку размер корпуса больше чем у остальных типов стекол, а используются они чаще всего на природе, белое покрытие отражает солнечный свет и снижает вероятность перегрева и расширения важных элементов конструкции в процессе съемок. В реальности, случаи перегрева крайне редки, поскольку объективы спроектированы весьма грамотно, поэтому те фотографы, которые используют черные объективы не имеют поводов для беспокойства.

Телеконвертеры

Многие супер телеобъективы совместимы с телеконвертерами, которые позволяют еще в несколько раз увеличить расстояние. Стандартное увеличение, которое не допускает потери серьезных характеристик (автофокуса и стабилизации) - это 1.4, 1.7 и 2x. Как правило, такое увеличение, в зависимости от размера, стоит 1-2 шага. Но конвертер нужно очень внимательно выбирать, поскольку стеклянный элемент конвертера будет находиться в непосредственном контакте с задним элементом объектива. Помимо этого, с их использованием возникает потеря света, которая может нарушить работу некоторых систем автофокуса.

Альтернативные варианты

Многие фотографы считают, что настолько мощные объективы им либо не нужны, либо слишком дорого обходятся. Но это вовсе не означает, что у них нет допустимых вариантов. Среди бюджетных вариантов есть много опций, конечно, они не имеют множества функций, тем не менее, с главной целью справляются качественно.

Катадиоптрические объективы (зеркальные) - это удачная альтернатива. В их конструкции используются зеркала, потому такие объективы меньше и легче телеаналогов. Однако, они имеют фиксированную апертуру и практически всегда ручной фокус, зато обеспечивают циркулярное боке.

Некоторые стандартные телевики и зум-объективы доступны без корректирующих функций и мудреных оптических конструкций. Они чуть медленнее и все настройки у них ручные, но они справляются с задачей.

27 мая 2017

15694

0

0

0

Самые новые

Самые читаемые