Как выбрать объектив, вспышку и штатив для макросъемки

23 апр. 2017

9132

0

0

1

В данной статье мы попытаемся ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, но для начала ответим, что же такое, собственно, макросъемка.

Макросъемка - жанр фотографии, при котором объекты имеют малые размеры, зачастую здесь отображаются детали, не видимые невооруженным взглядом.

Макросъемка во много является техническим жанром фотографии, в котором невозможно снимать без соответствующего оборудования. То есть, если мы возьмем даже самую дорогую зеркальную камеру с универсальным объективом, получить приемлемое качество объекта величиной, например, 5 миллиметров, не получится. Мы не сможем снять его достаточно крупно и с хорошим разрешением. Кроме того, даже сфокусироваться на нем будет очень сложно. Чтобы понять, почему так происходит, немного углубимся в теорию.

В фотографии существует такое понятие как глубина резкости - ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Грубо говоря, это зона расстояний от объектива, в которой объекты будут резкими при определенных настройках фотоаппарата. Для того, чтобы четко снять какой-либо объект, нужно, чтобы он попал в ГРИП. Так вот, с уменьшением дистанции фокусировки зона глубины резкости становится меньше. Это можно компенсировать диафрагмированием объектива, но тогда приходится повышать чувствительность фотоаппарата или увеличивать освещенность объекта.

Кроме того, следует отметить, что чем меньше размер матрицы фотоаппарата, тем больше глубина резкости. Поэтому для простой макросъемки можно применять компактные камеры, в которых, как правило, присутствует специальный макрорежим, и в нем оптика перестраивается под малую дистанцию фокусировки.

Великолепным примером камеры, рассчитанной на любительскую макросъемку, является фотоаппарат Olympus Tough TG-4.


Olympus Tough TG-4

Во-первых, он имеет очень малую минимальную дистанцию фокусировки - 1 сантиметр (в режиме супермакро), благодаря чему становится возможным снимать очень мелкие объекты. То есть, если вы хотите поснимать волокна ткани, пиксели на мониторе, но при этом не тратить большие деньги, этот фотоаппарат отлично вам подойдет. Кроме того, вы получаете в его лице отличную пляжную водонепроницаемую камеру со светосильной оптикой.

Однако, если посмотреть на фотографии, сделанные компактом, мы увидим, что даже на минимальной чувствительности здесь есть цифровые шумы, которые проявляются в зернистости изображения. Поэтому лучшим решением для макросъемки являются камеры с большой матрицей, Micro 4/3, APS-C и Full Frame.

При этом, гнаться за большим размером матрицы вовсе не обязательно, ведь при макросъемке малая глубина резкость только мешает.

Помимо камеры, для макросъемки нужен, соответственно, макрообъектив. Он опять же отличается от объективов других классов меньшей дистанцией фокусировки, благодаря чему становится возможным снимать мелкие объекты. Собственно, при выборе макрообъектива многие задают вопрос о том, с какого расстояния он может снимать. Однако, разные объективы отличаются по фокусному расстоянию, поэтому при выборе нам важен так называемый масштаб съемки. Что это такое?

Масштаб съемки в фотографии - это соотношение линейных размеров объекта и размеров изображения, проецируемых на матрицу камеры. То есть, например, если масштаб объектива 1:1, размер жука 1 сантиметр, а размер матрицы 2 сантиметра, то на фотографии мы увидим, что жук занимает половину фотографии (цифры взяты “с потолка” для упрощения).

Итак, полноценным макрообъективом будет считаться тот, у которого масштаб изображения 1:1, объективы 1:2 лучше, но менее распространены.

Что же насчет фокусного расстояния объектива? Наиболее бюджетные макрообъективы имеют фокусное расстояние 40-60 миллиметров, например Nikon 40mm f/2.8G AF-S DX Micro Nikkor:

Canon EF-S 60mm f/2.8 Macro USM:

Как можно заметить, эти объективы рассчитаны под APS-C матрицу, то есть эквивалентное фокусное расстояние здесь будет уже больше в полтора раза, чем истинное. Однако даже на такой матрице такие объективы страдают от нескольких недостатков:

  • их нужно подносить ближе к объекту съемки, что затрудняет применение вспышек;
  • при съемке с малого расстояние можно спугнуть насекомое, например;
  • если снимать с большого расстояния, в кадр попадает больше лишних объектов, которые нужно обрезать при постобработке;
  • искажение пропорций объектов и перспективы.

На самом деле, наиболее распространены макрообъективы с эквивалентным фокусным 90-105 миллиметров. Причина их распространенности - невысокая стоимость и возможность работы как с полнокадровыми камерами, так и с “кропнутыми”.


Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM


Sony FE 90mm f/2.8 Macro G OSS

Длиннофокусные объективы (150-180 миллиметров) практически обязательны для съемки живых насекомых, так как её можно вести с большего расстояния, чтобы их не спугнуть.


Tamron SP AF 180mm f/3.5 Di LD (IF) 1:1 Macro Canon EF

Впрочем, и для остальных объектов макросъемки они отлично подходят, их достоинства - больший простор для освещения, благодаря значительной рабочей дистанции, а также отсутствие искажений пропорций объектов и перспективы.

Что же делать тем, кто хочет попробовать макросъемку, но не хочет тратиться на макрообъектив?

Для таких случаев существуют их бюджетные “заменители”. Перечислим их:

  1. Макролинзы и макронасадки. Прикрепляются к объективу спереди и просто увеличивают изображение “на входе” в него. Недостаток такого решения в том, что “чужеродная” оптика стопроцентно приведет к ухудшению изображения.

  2. Набор макрофильтров Polaroid Close Up


  3. Удлинительные кольца. Это, фактически, проставка между объективом и фотоаппаратом, смещающая фокусировку в сторону меньшей дистанции и большего масштаба. Зачастую, такие кольца продаются в наборе, и их можно соединять между собой.

  4. Набор удлинительных колец

    Здесь качество изображения падает несильно. При этом, удлинительные кольца могут включать соединение камеры и объектива на электронном уровне, благодаря чему работает автофокус и автоматика камеры в целом.


  5. Реверсивные кольца. С помощью данного приспособления объектив разворачивается задней линзой в сторону объекта и таким образом крепится к фотоаппарату. Здесь можно достичь очень больших степеней увеличения, но более сложно реализуется электронное соединение объектива и фотоаппарата.

  6. Реверсивное кольцо с поддержкой автофокуса

Вспышки для макросъемки

Как уже упоминалось, при макросъемке на камеру с большой матрицей волей-неволей приходится закрывать диафрагму, чтобы сохранить достаточную глубину резкости. Для максимального качества изображения применяется минимальная чувствительность. Все это приводит к тому, что необходимо применять искусственную подсветку объекта тем или иным способом. А как известно, лучший яркий свет при фотосъемке можно получить с помощью вспышки.

Однако, если применять накамерную вспышку обычной конфигурации, освещение будет неравномерным, а то и появится тень от объектива в кадре. Поэтому для макросъемки применяются следующие типы вспышек:

  1. Кольцевые. Как понятно, рабочая часть такой вспышки имеет форму кольца и находится непосредственно вокруг объектива.

  2. Фотовспышка Yongnuo YN-14EX Macro TTL для Canon

    Крепятся такие вспышки, как правило, на резьбу для светофильтров на самом объективе, для этого в комплекте идет набор переходных колец. Расположение кольцевой вспышки нельзя регулировать, она дает равномерный свет, поэтому лучше всего подходит для технической съемки и новичков.


  3. Вспышки с парными излучателями - также крепятся на объектив, но дают более резкий свет, так его источники локализованы в двух зонах.

  4. Фотовспышка Canon Macro Twin Lite MT-24 EX

    Кроме того, на таких вспышках сами излучатели можно поворачивать. Данный тип вспышки в большей степени является творческим инструментом, чем кольцевая вспышка.

Использование штатива

В случае макросъемки малейший сдвиг камеры может вызвать радикальное изменение готового снимка. Поэтому, если вы фотографируете неподвижный объект, лучше всего использовать штатив.

При выборе универсального штатива для макросъемки стоит подбирать такую модель, которая соответствует следующим характеристикам:

  1. Малая минимальная высота. При фотографировании на природе объект может находиться на земле, поэтому чем ниже можно будет опустить камеру, тем лучше. Соответственно, предпочтение нужно отдать моделям с укороченной центральной колонной в комплекте.

  2. Штатив с укороченной центральной колонной


  3. Возможность продольного перемещения площадки штатива в пазах. Это нужно для удобства изменения расстояния до объекта. Существуют также специальные фокусировочные рельсы, позволяющие более точно осуществлять эту операцию.

  4. Фокусировочные рельсы для макросъемки

Выводы

Макросъемка, пожалуй, является тем жанром фотографии, в котором высокое разрешение и техническое качество не менее важны, чем свет и композиция. Техника здесь уже известна, поэтому достаточно выделить определенную сумму денег и приобрести описанный набор оборудования.

Если вы хотите заниматься съемкой насекомых, то нужно разбираться в биологии. Пожалуй, именно их поиск и “поимка” являются самой интересной частью процесса.

23 апр. 2017

9132

0

0

1

1 комментарий

Добрый день, как можно с Вами связаться для профессиональной консультации ? мой тел. с вотсАпом +79160730303 почта ivliev.dmitry@gmail.com

Самые новые

Самые читаемые